Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение дебиторской задолженности

       

Налогообложение дебиторской задолженности       


А.С. Черников,
И.В. Лабутичев,
аудиторская фирма “АРМ-Баланс-Аудит”


        Указ Президента РФ от 24.12.94 № 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)” ввел для предприятий обязанность списывать просроченную более чем на 4 месяца дебиторскую задолженность. В постановлении Правительства РФ от 10.08.95 № 817, принятом во исполнение Указа № 2204, говорится о том, что сумма списанной задолженности относится на убытки предприятия-кредитора, но не уменьшает финансовый результат предприятий. Поступившие же в счет погашения задолженности денежные средства должны, по мнению исполнительных органов власти, расцениваться как внереализационный доход. В ненормативных письмах Минфина России от 22.05.96 № 04_03_11, от 26.06.96 № 04-02-14 предлагается поступившие после списания денежные средства относить на финансовые результаты “как прибыль прошлых лет” с увеличением налогооблагаемой прибыли, что фактически означает повторное налогообложение прибыли. А несписание дебиторской задолженности расценивается как “сокрытие (занижение) внереализационного дохода организации”*1.
     
        -----
        *1 Смирнова З. Налоговый вестник. № 5. 1997. С. 70


        Вместе с этим считаем, что толкование налогового законодательства по данному вопросу может быть обращено в защиту налогоплательщика, который не должен повторно уплачивать налоги при поступлении сумм дебиторской задолженности.


        1. Указ Президента РФ № 2204 издан “на основании пункта 3 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации”. Это дает основание предполагать, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к финансовым, налоговым и прочим административным правоотношениям Указ Президента и другие акты органов исполнительной власти, принятые во исполнение Указа, не должны регулировать правоотношения, относящиеся к сфере налогообложения.


        2. Ни в самом Указе № 2204, ни в постановлении Правительства № 817 нет упоминаний о включении во внереализационный доход сумм списанной и потом поступившей дебиторской задолженности. Действующий порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, регулируется Положением о составе затрат.., в редакции от 22.11.96 № 13417, в соответствии с которым в налогооблагаемую базу действительно входит “прибыль прошлых лет”.


        Но в нормативных актах*1 дается следующее определение термина “прибыль прошлых лет”  -  это выявленные укрытые доходы или занижение финансовых результатов в ходе отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат и суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; суммы, полученные от покупателей, заказчиков по перерасчетам за реализованную в прошлом году продукцию.
     
        -----     
        *1 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, в редакции от 27.03.96 № 31).           

            Приказ Минфина России от 12.11.96 № 97 “О годовой бухгалтерской отчетности”
     

        Таким образом, определение “прибыли прошлых лет”, данное в ненормативных актах Минфина России, не соответствует определению, закрепленному в нормативных актах, и поэтому не может быть использовано при регулировании порядка отображения в бухгалтерском и налоговом учете поступления сумм дебиторской задолженности.


        3. Увеличение прибыли на сумму поступившей дебиторской задолженности приведет к налогообложению не только прибыли, но и всей суммы дебиторской задолженности, в которой заложены затраты на производство продукции, а также суммы налога на добавленную стоимость.


        В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство продукции, включаемыми в себестоимость. Тем самым законом установлено, что суммы НДС и акцизов не могут включаться в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.


        4. Если следовать рекомендациям налоговых органов, то произойдет нарушение принципа однократности налогообложения (ст. 6 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”). Законом установлено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.


        В данном случае объектом налога на прибыль (федерального налога) является факт получения прибыли, размер которой устанавливается в соответствии с законодательством. Период налогообложения по налогу на прибыль  -  1 год. И получается, что прибыль, полученная один раз, облагается налогом на прибыль два раза за один и тот же установленный законом период налогообложения.


        5. Конституционный Суд РФ в постановлении от 01.04.97 № 6-П отметил, что для федеральных налогов, каким и является налог на прибыль, законно установленными налогами считаются налоги, установленные федеральным законом с соблюдением установленной Конституцией РФ законодательной процедурой.


        Если изменения в порядке взимания федерального налога произошли на основании актов органов исполнительной власти, то взимание федеральных налогов на основании актов органов исполнительной власти не соответствует Конституции РФ.


        Санкции за несписание дебиторской задолженности не должны применяться потому, что они не предусмотрены законом.


        За просрочку исполнения обязательств стороны могут нести ответственность только по решению суда.