Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок исчисления и уплаты акцизов в 1997 году

       

Порядок исчисления и уплаты акцизов в 1997 году   


Н.С. Чамкина,
советник налоговой службы II ранга


        При проведении документальных проверок предприятий и организаций, выпускающих подакцизную продукцию, налоговые органы выявляют много нарушений, приводящих к неполному поступлению акцизов в бюджет. Основными из них являются:


         -  занижение или прямое и намеренное сокрытие облагаемых оборотов;


         -  занижение сумм платежей из-за неправильного применения ставок и исчисления сумм платежей;


         -  невключение в облагаемый оборот изготовления продукции из давальческого сырья, включая розлив алкогольной продукции, или определение этих оборотов исходя из стоимости услуг по переработке;


         -  формирование отпускных цен на готовую продукцию либо без включения в них сумм акциза (до 21 января 1997 года), либо их занижение против фактической себестоимости или рыночных цен;


         -  несоблюдение предприятиями сроков уплаты акцизов;


         -  свободный (безнарядный) отпуск спирта и другой алкогольной продукции потребителям, не имеющим лицензий (разрешений) на производство, розлив, хранение и реализацию алкогольной продукции и, следовательно, квот потребления спирта;


         -  фальсификация поставок алкогольной продукции на экспорт и др.


        Многие нарушения допускаются предприятиями и организациями, производящими подакцизную продукцию, из-за недостаточного знания налогового законодательства по акцизам.


        С 21 января 1997 года (со дня официального опубликования в  “Российской газете”) на территории Российской Федерации действует Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" от 10.01.97 № 12-ФЗ (далее по тексту  -  Закон), который устанавливает единый порядок взимания акцизов как по товарам отечественного, так и импортного производства.


        По отгруженной с этой даты подакцизной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, применяются установленные ст. 4 Закона ставки акцизов.


        В соответствии со ст. 1 Закона акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы в соответствии с  перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, которые реализуются инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.


        На алкогольную и табачную продукцию установлены твердые ставки акцизов; причем, на алкогольную продукцию ставки дифференцируются в  зависимости от объемного содержания этилового спирта в готовой продукции (исключение составляют вина* и напитки крепостью до 28 процентов). По винным напиткам крепостью свыше 28 % применяется ставка акциза в размере 45 тыс. руб. за 1 литр безводного спирта. Установлены твердые ставки акциза на спирт независимо от концентрации, выделена ставка акциза на пиво, разлитое в жестяные банки (согласно письму Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Российской Федерации от 20.03.97 № 3.7-579 под пивом, разлитым в жестяные банки, следует понимать “баночное пиво”, то есть пиво в любых металлических банках), расширен перечень табачных изделий, подлежащих обложению акцизами; так, начиная с 21 января 1997 года акцизом облагается табак трубочный и курительный. Ставки акциза на табачные изделия дифференцированы в зависимости от вида и класса выпускаемых сигарет. В вышеназванную подакцизную продукцию вошли также спиртосодержащие растворы, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.  
     
         -----        

         * Примечание. Вина делятся на  вина натуральные и вина специальные. В соответствии с ГОСТом 7208-93 “Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные” к натуральным винам относятся вина, получаемые полным или неполным сбраживанием сусла и мезги, содержащие этиловый спирт только эндогенного происхождения, т.е. методом естественного сбраживания. Все остальные вина — вина специальные. К слабоалькогольным напиткам относятся алкогольные напитки с содержанием объемной доли этилового спирта менее 9 %


        В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.97 № 559 “О спиртосодержащих растворах, облагаемых акцизами”, к спиртосодержащим растворам, облагаемым акцизами, относятся все растворы спирта этилового, вырабатываемые из всех видов сырья, за исключением растворов с денатурирующими добавками. Таким образом, к указанным растворам относятся также лекарственные препараты, парфюмерная  продукция, хозяйственные средства и т.д., содержащие этиловый спирт и не имеющие денатурирующих добавок. Указанное постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано 15.05.97 в “Российской газете”). Следует отметить, что до выхода соответствующего документа, указанные растворы не подлежали обложению акцизами. Кроме того, увеличена с 20 до 25 процентов ставка акциза на бензин автомобильный. Не изменились ставки акциза на ювелирные изделия и легковые автомобили, составившие соответственно 30 и 5 процентов.


        Коньячный спирт и спирт-сырец не облагаются акцизами только в том случае, если они производятся по нормативно-технологической документации, прошедшей государственную регистрацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 № 874 либо утвержденной уполномоченным федеральным органом.


        В состав плательщиков акцизов включены индивидуальные предприниматели. Причем, предприниматели не являются плательщиками акцизов, если производят подакцизные товары из давальческого сырья и по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, которое ему (предпринимателю) принадлежит. При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 6 и 11 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” (с изменениями и дополнениями) производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции осуществляются только организациями.


        С выходом Закона изменился объект налогообложения. Так, ранее объектом налогообложения являлась стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен, включающих акциз; в настоящее время  -  это стоимость товара без учета акциза. Причем, сам порядок исчисления акциза для предприятий-плательщиков не изменился, поскольку предприятию не нужно определять стоимость подакцизной продукции, включая акциз, а следует устанавливать сразу сумму акциза:


         -  если ставки акцизов рассчитаны в процентах, то по формуле            

                               А 
                   С = Н ----------------
                            100% -А 

где:  С  -  сумма акциза;  Н  -  объект обложения (отпускная цена без учета акциза);А  -  ставка акциза в процентах.


   

     Например, отпускная цена золотой цепочки без учета акциза за единицу 
изделия составила 420,0  тыс. руб. Сумма акциза составит      

                                    30%
      180,0 тыс. руб.(420,0 *-------------------- ) ;
                                100% - 30%

     
         -  если установлена твердая (специфическая) ставка акциза, то она рассчитывается путем умножения соответствующей налоговой ставки на объем реализованных подакцизных товаров.


        Аналогичный порядок установлен и для организаций, производящих подакцизные товары, используемые для производства продукции, не облагаемой акцизами (ранее объектом налогообложения являлась фактическая себестоимость с учетом акциза).


        Акцизы уплачиваются также с сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а  также со стоимости опциона. Такой порядок применяется только при производстве и реализации подакцизных товаров, ставки акцизов на которые установлены в процентах. Никакие другие денежные средства, кроме вышеперечисленных, не включаются в объект налогообложения.


        При определении акциза с указанных выше сумм денежных средств, а также при применении рыночных цен используется формула:


                                С = Н * А,


где:  С  -  сумма акциза;Н  -  суммы денежных средств  (рыночные   цены); А   -  ставка акциза в процентах.


        После введения твердых (специфических) ставок акцизов стало просто определять сумму акциза, подлежащую уплате предприятиями (организациями), производящими подакцизные товары из давальческого сырья, при их обмене, передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных, так как объектом налогообложения является объем переданных подакцизных товаров в натуральном выражении, и отпала необходимость применения и определения рыночных цен.


        Как уже отмечалось выше, Законом установлен единый порядок взимания акциза как по отечественным, так и по импортным (ввозимым) подакцизным товарам. Таким образом, изменился порядок исчисления акциза по ввозимым товарам, и если раньше процентные ставки применялись к  таможенной стоимости ввозимого товара, то с выходом Закона объектом обложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной стоимости и таможенных сборов. При установлении специфических ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых на территорию Российской Федерации подакцизных товаров в натуральном выражении.


        Практически не изменился зачетный механизм исчисления сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет, при использовании в качестве сырья, включая давальческое, подакцизных товаров (за исключением подакцизных видов минерального сырья) для производства другой подакцизной продукции. Закон лишь установил, что возникшая отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит. Указанные суммы теперь следует относить на результаты хозяйственной деятельности предприятия (организации).


        Пример. Ставка акциза по водке установлена в размере 45 тыс. рублей за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта. Учитывая, что в 1 литре водки содержится 40 % этилового спирта, сумма акциза на 1 литр 40 % готовой водки составит 18 тыс. рублей (45 тыс. руб ґ 40 % : 100 %). Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по водке, представляет собой разницу между 18 тыс. рублей и суммой акциза, уплаченной на территории Российской Федерации, по спирту этиловому, фактически списанному на производство 1 литра готовой водки.


        Согласно Изменениям и дополнениям № 1 от 12.05.97 инструкции Госналогслужбы России от 22.07.96 № 43 (далее по тексту  -  Изменения) акциз, подлежащий уплате по готовой алкогольной продукции, уменьшается на сумму акциза, уплаченного по спирту или алкогольной продукции, только в случае представления организациями-поставщиками спирта и алкогольной продукции копии лицензии на право занятия соответствующим видом деятельности.


        Кроме того, сумма акциза, уплаченная на территории Российской Федерации по спирту, произведенному из пищевого сырья и использованному для производства виноматериалов, направленных на производство вина и подлежащая зачету, не может превышать суммы акциза, исчисленной по формуле:
                                                                   

                            12 тыс.руб*Квина 
            С зачет = -----------------------------,
                                Кспирта 


где: 12 тыс. руб.  -  размер ставки акциза по спирту;  С зачет  -  предельная сумма зачета; К вина  -  крепость вина; К спирта  -  крепость спирта.


        Следует также отметить, что зачетный механизм распространяется не только на производство алкогольной продукции, но и на производство других подакцизных товаров. Например, закупается бензин АИ-92, облагаемый акцизом, добавляется 10-процентный метилтретбутиловый эфир и получается бензин другой марки  -  АИ-95 и т.д. Но по-прежнему нельзя применять указанный механизм, если для производства подакцизных товаров используется минеральное сырье, по которому на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз. Так, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по бензину автомобильному (подакцизный товар), не уменьшается на сумму акциза, уплаченного по нефти (минеральное сырье).


        В ранее действовавшем порядке происходит зачет (возмещение) сумм акциза, уплаченного по товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), используемым в дальнейшем в качестве сырья для производства товаров, освобожденных от обложения акцизами в  соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона “Об акцизах” (вывоз товаров за пределы стран-членов СНГ), а также по спирту этиловому, вырабатываемому из всех видов сырья (за исключением пищевого), в  дальнейшем использованного в качестве сырья для производства товаров, не облагаемых акцизами. А, именно,  указанная сумма акциза засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период при условии фактического отнесения (списания) стоимости товаров, используемых в качестве сырья, в отчетном периоде на себестоимость.


        Порядок указанного возмещения, а также форма расчета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.96 № 800 “О порядке возмещения из федерального бюджета сумм акциза на спирт этиловый, вырабатываемый из всех видов сырья, за исключением пищевого, и использованный на производство не облагаемой акцизами продукции”.


        В частности, указанные организации представляют расчеты с приложением копий платежных поручений в территориальные органы федерального казначейства по месту их нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Возмещение в полном объеме сумм акциза производится территориальными органами федерального казначейства за счет средств федерального бюджета. Налоговые органы при проведении документальных проверок проверяют достоверность и правильность составления этими организациями расчетов по возмещению из федерального бюджета сумм акциза на указанный спирт. В случае установления нарушений налоговые органы передают материалы территориальным органам федерального казначейства для принятия соответствующих мер.


        Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации, за исключением товаров, вывозимых в государства-участники СНГ, а также по подакцизным товарам, вывезенным в порядке товарообмена, по которым акциз уплачивается в общеустановленном порядке.


        Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых товаров и, соответственно, для получения возмещения (только организациям, производящим и реализующим на экспорт подакцизные товары собственного производства) в налоговые органы в обязательном порядке предъявляются следующие документы:


         -  контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии организацией-комиссионером, то производителю этих товаров следует представить также договор комиссии и контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) комиссионера с иностранным партнером;


         -  платежные документы и выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке;


         -  грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика с  отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе которого находится пункт пропуска товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. При вывозе товаров в режиме экспорта  через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление;


         -  копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика, с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ и таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ. Причем, налогоплательщик может представить любой из перечисленных документов.


        Указанный перечень документов приведен в Изменениях.


        Перечисленные выше документы вместе с отдельным налоговым расчетом по акцизам (декларацией) представляются налогоплательщиком в налоговые органы в срок не позднее 90 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта региональной таможней. До момента представления этих документов налогоплательщик не отражает в своих налоговых расчетах по акцизам (декларациям) экспортные операции (обороты по реализации подакцизных товаров на экспорт) и не имеет права на возмещение сумм акциза, уплаченного по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства экспортируемых подакцизных товаров, то есть не заполняет пункты II и IV расчета. Кроме того, налогоплательщик в течение 10 дней с даты выпуска подакцизного товара в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным органом, производившим таможенное оформление товара, представляет в налоговый орган документ, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации (предприятия), в котором информирует налоговый орган о вывозе товара.


        Приведенный перечень документов и порядок их представления отличаются от порядка, применяемого для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. Было бы целесообразнее установить единый порядок. Так, для подтверждения льготы по налогу на добавленную стоимость документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, представляются в течение 180 дней, а не 90. И это правильно, поскольку инструкция Центробанка России и ГТК России от 12.10.93 № 19, 01-20/10283 “О порядке осуществления контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров” предусматривает срок поступления выручки в течение 180 дней со дня таможенного оформления товаров на экспорт.


        Но имеются еще два условия, при которых предоставляется льгота по экспорту подакцизных товаров:


         -  организации (включая собственников давальческого сырья) должны обеспечивать раздельный учет производства и реализации таких товаров;


         -  налогоплательщики должны иметь лицензию на право производства этой подакцизной продукции и квоту (заказ-наряд) на получение (закупку) этилового спирта.


        В настоящее время отсутствует единый порядок ведения раздельного учета, но при условии оформления организационно-распорядительного документа руководителем предприятия (организации) в соответствии с  приказом Минфина России от 28.07.94 № 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”" производственные затраты можно распределять пропорционально выручке облагаемой и необлагаемой продукции, фонду заработной платы и т.д.


        В соответствии с Изменениями в настоящее время продолжает действовать положение, согласно которому сумма акциза в расчетных документах на подакцизные товары должна выделяться отдельной строкой, а в случаях, когда указанная сумма не выделена, акциз расчетным путем не определяется, и на себестоимость готового подакцизного товара относится вся стоимость сырья, указанная в документе, хотя указанная норма в Законе отсутствует.


        Законом отменен порядок, при котором организации, производящие и реализующие спирт этиловый из всех видов сырья, спирт питьевой, спирт винный, водку, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное и другие алкогольные напитки, а также производящие эти товары из давальческого сырья, уплачивали в бюджет акцизы на третий день после совершения реализации исходя из фактических оборотов. Начиная с 21 января т.г. организации, производящие и реализующие спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, водку и ликероводочную продукцию, пиво, бензин, автомобильный, включая произведенные из давальческого сырья, уплачивают акцизы в бюджет подекадно (15, 25 и 5 числа). Все остальные плательщики уплачивают акцизы ежемесячно (к ним теперь относятся и предприятия, производящие вино, коньяк, шампанское).


        Бухгалтерский учет по акцизам ведется в соответствии с письмом Минфина России от 12.11.96 № 96 “О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами”.


        В соответствии с Федеральным законом РФ от 26.02.97 № 29-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1997 год” акцизы зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в 1997 году в следующем порядке:


         -  50 % доходов от акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории Российской Федерации;


         -  100 % доходов от акцизов на остальные товары, производимые на территории Российской Федерации, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), газ, бензин автомобильный, автомобили.