Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Консервация производственных мощностей: бухгалтерский учет и налогообложение


Консервация производственных мощностей: бухгалтерский учет и налогообложение

Р.Ю. Сидоренко,
департамент общего аудита аудиторско-консультационной фирмы “Аудит-Управление”


        Отсутствие финансирования, неплатежеспособность заказчиков и, как следствие, спад производства приводят к убыточному простою части производственного оборудования (основных средств) предприятий и организаций. Одним из путей решения этой проблемы является консервация простаивающего оборудования.


        При принятии решения о переводе на консервацию объектов основных средств необходимо учитывать тот факт, что согласно приказу Минфина России от 19.12.95 № 130 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года” могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе (объекте), которые имеют законченный цикл производства.


        Конкретный порядок проведения консервации основных средств, числящихся на балансе предприятия, устанавливается и утверждается приказом руководителя предприятия. Мероприятия по консервации основных средств (далее по тексту  -  ОС) мы рекомендуем проводить в следующем порядке:


         -  создать рабочую группу в составе представителей бухгалтерии, администрации, материально-ответственных лиц и инженерных работников;


         -  произвести инвентаризацию оборудования, порядок проведения которой установлен в приказе Минфина России от 13.06.95 № 49 “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”, и подготовить отчеты по формам, приведенным в приложениях к вышеназванному приказу;


         -  на основании данных инвентаризации составить приказ по предприятию с перечнем объектов, подлежащих консервации, и сроков, на которые они консервируются;


         -  составить смету расходов на содержание законсервированных объектов.


        В соответствии с п. 23 р. II Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве /утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (№ ВГ-9-Д)/ начисление амортизации не производится во время реконструкции, технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также их перевода в установленном порядке на консервацию.


        Понятие “в установленном порядке” можно трактовать двояко: в Положении по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций (утвержденном письмом Министерства финансов СССР от 07.05.76 № 30) указано, что амортизация не начисляется по средствам (фондам), переведенным по решениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик и областных (краевых) исполкомов Советов депутатов трудящихся на консервацию; следовательно, чтобы не начислять амортизацию на законсервированные объекты основных средств, необходимо решение соответствующих органов (в настоящее время эту функцию выполняют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления). С другой стороны, в приказе Минфина России от 19.12.95 № 130  “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года” указано, что при применении Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве (утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73) следует иметь в виду, что порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации. Мы рекомендуем использовать для обоснования неприменения амортизационных отчислений трактование, изложенное в приказе Минфина России от 19.12.95 № 130.


        Переоценка законсервированных объектов основных средств определяется Порядком проведения переоценки основных фондов в Российской Федерации, утвержденным письмом Минэкономики России, Минфином России, Госкомстатом России от 19.08.92 № АШ-378/64-102.


        В соответствии с п. 2 вышеуказанного порядка переоценке подлежат здания (кроме жилых), сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных средств независимо от их технического состояния (степени износа), как действующие, так и находящиеся в консервации, в резерве или в запасе, в незавершенном строительстве, а также объекты, сданные в аренду или во временное пользование.


        В соответствии с подпунктом “ж” ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” налогом на имущество не облагаются запасы, созданные в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти (то есть соответствующих отраслевых министерств), соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


        В случае, если в уставном фонде акционерного общества отсутствует государственная собственность (акции), решение об образовании запасов имущества является компетенцией только соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


        Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 дано разъяснение, что к таким запасам относятся, в частности, материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.


        Основанием для получения данной льготы является только решение субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, оформленное установленным порядком с соответствующим номером, датой и прилагаемым перечнем конкретного имущества, подлежащего консервации.


        Следует также иметь в виду, что ст. 6 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий” органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать конкретные ставки данного налога (вплоть до нулевой), определяемые в зависимости от видов деятельности предприятия.


        Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 утверждено Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (далее по тексту Положение о составе затрат).


        В соответствии с п. 15 Положения о составе затрат при наличии приказа руководителя предприятия о консервации объектов ОС затраты на содержание и поддержание законсервированных производственных мощностей и объектов включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения при формировании финансовых результатов деятельности предприятия.


        Сумма затрат на содержание таких объектов не должна превышать сумму, определенную сметой по предприятию (согласно Временным указаниям о порядке проведения документальных проверок юридических лиц..., утвержденным письмом Госналогслужбы России от 28.08.92 № ИЛ-6-01/284).


        Соответственно, сумма этих затрат будет уменьшать налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.


        Возможен также учет этих затрат на счете 31 “Расходы будущих периодов” с последующим их списанием при восстановлении производственного процесса на законсервированных мощностях.


        Следует также отметить, что затраты, связанные с простоем на предприятии, можно включать в фактическую себестоимость в зависимости от причин этого простоя предприятия. Затраты, понесенные в связи с простоем по внутрипроизводственным причинам (нехватка оборотных средств и т.п.), списываются на себестоимость (п. 3 Положения о составе затрат). В случае простоя по внешним причинам (поставщик не поставил сырье и т.п.) не компенсируемые виновниками затраты включаются во внереализационные расходы (п. 15 Положения о составе затрат). Таким образом, порядок отнесения затрат будет зависеть от того, считать ли причину простоя внешней или внутрипроизводственной.


        Правомерность направления в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы и порядок отнесения затрат по выплате заработной платы работникам законсервированных производственных мощностей определяются следующими моментами:


        1. “Отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться только по просьбе работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам” (ст. 76 КЗоТ, утвержденного ВС РСФСР 09.12.71, в ред. от 24.11.96).


        2. “Вынужденные” отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены.


        3. В случае если работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), то работодатель обязан в соответствии со ст. 94 КЗоТ РФ оплатить время простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) в соответствии с Разъяснением Минтруда России от 27.06.96 № 6.


        4. Согласно подпункту “о” п. 2 Положения о составе затрат № 552 (в ред. постановлений Правительства РФ по состоянию на 22.11.96) в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), входит только оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, предоставляемых в соответствии с законом Российской Федерации.


        На основании вышеизложенного расходы по выплате заработной платы и компенсаций работникам законсервированных производственных мощностей возмещаются за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения (счет 81).