Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Доходы от приватизации


Доходы от приватизации


С.С. Штарев,
государственный советник налоговой службы I ранга

Л.В. Милославская,
государственный советник налоговой службы II ранга

В.И. Майоров,
советник налоговой службы I ранга


        Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.


        21 июля 1997 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”, который вступил в силу 2 августа 1997 года.


        Статьей 9 Федерального закона установлено, что при приватизации государственного и муниципального имущества государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов (далее  -  покупатели), не могут быть покупателями такого имущества.


        Перечень документов, представляемых покупателями, и порядок их представления определяет Правительство Российской Федерации. Обязательным является представление покупателями-юридическими лицами своих утвержденных в установленном порядке учредительных документов и балансовых отчетов за последние три года, а также справок налоговой инспекции.


        Справки налоговой инспекции представляются покупателями-юридическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более десяти тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и покупателями-физическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более двух тысяч установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.


        Справки об источниках денежных средств юридических лиц и справки о доходах физических лиц составляются по типовым формам, утвержденным приказом Госналогслужбы России № ЮУ-3-03/16, Госкомимущества России № 100 и ФСК России от 28.03.95 “Об утверждении типовых форм документов, необходимых для оформления сделок приватизации”, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.95 № 206 “Об утверждении Положения о порядке декларирования источников денежных средств, используемых юридическими и физическими лицами при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности”.


        Продажу федерального имущества осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители.


        Статьей 13 Федерального закона установлено, что полученные в результате приватизации государственного имущества денежные средства распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые установлены соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации, и не подлежат налогообложению. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного или муниципального имущества, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и являются обязательными платежами.


        Денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.


        Вышеназванным Федеральным законом установлены сроки перечисления в доход бюджета средств от приватизации.


        Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества с первого по пятнадцатое число каждого месяца, подлежат перечислению в бюджеты разного уровня не позднее двадцать пятого числа соответствующего месяца. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества с шестнадцатого по тридцать первое число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в бюджеты всех уровней не позднее десятого числа месяца, следующего за соответствующим месяцем.


        В случае несвоевременного перечисления денежных средств, полученных в результате приватизации государственного имущества, федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся координация и регулирование деятельности по сбору налогов, его территориальные органы и соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право производить списание в бесспорном порядке указанных денежных средств со счетов соответственно продавцов федерального имущества и продавцов государственного имущества субъектов Российской Федерации.


        За несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, в бюджеты разного уровня продавцы имущества уплачивают пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выполнения продавцами имущества денежных обязательств перед соответствующими бюджетами.


        Согласно ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.97 № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год” доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от приватизации, а также от продажи находящегося в государственной собственности недвижимого имущества.


        Средства, поступающие от приватизации и перечисляемые по установленным нормативам в бюджеты различных уровней, зачисляются в доходы федерального бюджета на код 20201 “Поступления от приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности”, 20202 “Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий”, 20204 “Доходы от продажи принадлежащих государству производственных фондов”, 20400 “Доходы от продажи земли и нематериальных активов” Бюджетной классификации Российской Федерации в редакции приказа Минфина России от 29.12.94 № 177 “О Бюджетной классификации Российской Федерации” или на раздел 23 “Доходы от приватизации”, параграф 1 “Доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности” Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 27.07.94 № 97 “О внесении изменений и дополнений в Классификацию доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации” (кроме средств от продажи земельных участков, на которых расположены приватизированные предприятия, и средств от реализации на аукционах находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) предприятий-должников).


        Указанные средства зачисляются на раздел 23, параграф 2 “Доходы от продажи земли” и параграф 4 “Доходы, полученные от продажи государственных предприятий-должников”.


        В случаях, если продавец объектов приватизации не производил взыскания с покупателей, нарушивших условия договоров, налоговым инспекциям необходимо руководствоваться следующим.


        В соответствии с п. 5 и 13 Положения о Российском фонде федерального имущества от 17.12.93 № 2173 фонд имущества обязан осуществлять контроль за соблюдением покупателями объектов приватизации условий заключенных с ними договоров купли-продажи и в необходимых случаях принимать меры для их расторжения в установленном порядке.


        Фонд имущества взыскивает установленные в договоре купли-продажи объекта приватизации штрафные санкции за нарушение покупателем данного объекта своих обязательств в судебном порядке и оставляет их в своем распоряжении согласно п. 2.9 Положения о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности (утвержденного Госкомимуществом России 25.08.95 № АК_19/7370, Минфином России 01.09.95 № 98, Госналогслужбой России 10.08.95 № ВЗ-6-15/433, Российским фондом федерального имущества 18.08.95 № ФИ-11-1/2459 и зарегистрированного Минюстом России 18.10.95 № 962). Полученные средства включаются в состав внереализационных доходов фонда имущества и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.


        В связи с этим, суммы штрафных санкций, не взысканные фондом имущества с покупателей объектов приватизации за нарушение последними своих обязательств по договору купли-продажи, не могут считаться заниженной прибылью фонда имущества, так как отсутствует объект обложения налогом на прибыль.


        Налоговая инспекция не может на основании ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943_1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” (с учетом изменений и дополнений) взыскивать с покупателей объектов приватизации суммы штрафных санкций за невыполнение ими своих обязательств по договорам купли-продажи объектов приватизации, поскольку данные суммы не являются недоимками по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.


        При решении вопроса о порядке отражения в бухгалтерском учете приватизированного предприятия операций по выкупу в целом государственного имущества членами арендного предприятия в случае приобретения по цене, превышающей его оценочную стоимость, следует учесть следующее.


        В соответствии с п. 3.2 письма Минфина России от 23.12.92 № 117 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий” при приватизации предприятия в целом и регистрации его как юридического лица определяется размер уставного капитала в разрезе покупателей с учетом доли каждого при покупке имущества.


        В случае приобретения предприятия по цене, отличной от оценочной (начальной) стоимости его имущества, разница отражается в следующем порядке. При превышении покупной цены над оценочной (начальной) стоимостью разница включается в состав нематериальных активов и отражается по дебету счета 04 “Нематериальные активы”, субсчет “Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью имущества”, и кредиту счета 85 “Уставный капитал”, с соответствующим увеличением доли каждого участника (собственника). Указанная разница в течение десяти лет (но не более срока деятельности предприятия) переносится ежемесячно на издержки производства (обращения) путем отражения соответствующих сумм по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 04, субсчет “Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью имущества”.


        В таком же порядке осуществляется бухгалтерский учет операций по выкупу арендованного имущества.


        Согласно п. 3.2.2 письма Минфина России от 23.12.92 № 117 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий” при продаже объектов приватизации на аукционе либо по конкурсу должен быть определен срок, в течение которого будет списана сумма превышения покупной стоимости над оценочной.


        Собственник при отсутствии конкретного срока должен отнести сумму превышения на счет 80 “Прибыли и убытки” в полном объеме в момент оплаты приобретаемого имущества.


        При налогообложении и отражении в бухгалтерском учете операций по продаже имущества необходимо отметить следующее.


        На основании п. 43 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Пунктом 51 Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций (утв. письмом Минфина СССР от 07.05.76 № 30) определен порядок оприходования основных средств (фондов), бывших в эксплуатации.


        В соответствии с п. 2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” отрицательный результат от реализации основных средств в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.


        Согласно подпункту “д” п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) от этого налога освобождена стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий. Поэтому выкуп в порядке приватизации государственного, а с 9 апреля 1996 года и муниципального имущества не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.


        При решении вопроса оценки стоимости имущества и порядка учета и отражения его в бухгалтерском балансе необходимо руководствоваться следующим.


        Согласно п. 3.5.1 “Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 № 1535, оценка стоимости имущества государственных (муниципальных) предприятий при продаже их на аукционе, по коммерческому или инвестиционному конкурсу определяется по данным баланса предприятия на 1 января 1994 года.


        Порядок учета и отражения имущества в бухгалтерском балансе предприятия регулируется Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 № 56 и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина Россиии от 26.12.94 № 170.


        В соответствии с п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” в расчетах налогооблагаемой базы остаточная стоимость основных фондов (средств) исчисляется плательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства Российской Федерации.


        До принятия Федерального закона Российской Федерации от 21.07.97 № 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества”, который вступил в силу 2 августа 1997 года, в случае выявления в ходе камеральных и документальных проверок несвоевременного перечисления продавцом в доход бюджета причитающейся бюджету части средств следует начислять проценты в порядке, изложенном в совместном письме Госналогслужбы России от 16.11.95 № ВН-4-15/77н, Госкомимущества России б/н и Российского фонда федерального имущества от 20.11.95 № ФИ-11-1/3562.


        Взыскание начисленных процентов производится в судебном порядке.


        Встречаются случаи, когда в договорах купли-продажи, заключенных городским комитетом по управлению имуществом, кроме штрафных санкций предусматривается и другой вид неустойки в виде пени, который также является обеспечением исполнения договора.


        Если в договоре купли-продажи, заключенном между продавцом и покупателем объектов приватизации, помимо штрафных санкций предусмотрена ответственность в виде уплаты пени за просрочку платежей, то этот вид неустойки, так же как и суммы штрафных санкций, взысканных с покупателей при нарушении ими обязательств по договорам купли-продажи объектов приватизации, не относится к средствам от приватизации и остается в распоряжении продавца.


        При начислении пени продавцу объекта за просрочку платежей в бюджет следует учесть следующее.


        Временное положение о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденное Госкомимуществом России от 14.07.92 № АИ-2/4406 и Российским фондом федерального имущества от 13.07.92 № ФИ-04-227, и уточнение к Временному положению (доведено до госналогинспекций письмом Госналогслужбы России от 25.02.93 № ВЗ_4-15/20н), предусматривающее ограничение размера пени за просрочку платежей до 50 процентов средств, остающихся в распоряжении продавца, утратили силу после введения Положения о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности.


        При применении мер ответственности к продавцам объектов приватизации за неполное и несвоевременное перечисление в доход бюджета средств, поступивших от приватизации, следовало руководствоваться со 2 ноября 1995 года и по 2 августа 1997 года п. 4.2 указанного Положения и совместным письмом Госналогслужбы России от 16.11.95 № ВН-4-15/77н, Госкомимущества России б/н и Российского фонда федерального имущества от 20.11.95 № ФИ-11-1/3562, которыми ограничение размера пени за просрочку платежей не предусматривается.


        При распределении средств от приватизации необходимо обратить внимание на следующие особенности.


        Распределение средств, поступающих от продажи входных билетов, невозвращенного в установленном порядке залога при проведении конкурсов или аукционов, а также регистрационного сбора, осуществляется в соответствии с нормативами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 18.09.96 № 1368.


        Средства от приватизации, поступающие на специальные счета фондов имущества, распределяются по установленным нормативам и не могут использоваться для иных целей, в том числе для размещения на депозитных счетах в коммерческих банках.


        Распределение средств от продажи имущества (активов) действующих государственных (муниципальных) предприятий, а также незавершенных строительством объектов на аукционах и по конкурсу, производится в соответствии с п. 3.6.2 и 3.6.3 “Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 № 1535 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 02.04.97 № 277), то есть 80 процентов средств, полученных от продажи имущества, остаются в распоряжении предприятия и не могут быть направлены на оплату труда, а 20 процентов  -  распределяются в соответствии с нормативами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 18.09.96 № 1368.


        Средства, полученные предприятиями от фондов имущества (комитетов по управлению имуществом) за реализованный автотранспорт, относятся к средствам от приватизации, так как являются одним из способов приватизации как продажа имущества (активов) действующих государственных (муниципальных) предприятий.
             Средства, полученные предприятиями от фондов имущества (комитетов по управлению имуществом) за реализованный автотранспорт, относятся к средствам от приватизации, так как являются одним из способов приватизации как продажа имущества (активов) действующих государственных (муниципальных) предприятий.


        Однако, поскольку в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” не внесены соответствующие налоговые изменения, на средства, остающиеся в распоряжении предприятия (80 процентов), льгота по налогу на прибыль не распространяется.


        В соответствии с п. 50 инструкции Минфина России от 03.11.95 № 122 суммы, вырученные бюджетным учреждением от реализации основных средств (в том числе транспортных средств), а также материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств за исключением уплаченных в бюджет установленных законодательством налогов, остаются в распоряжении учреждений, а по зданиям и сооружениям перечисляются в доход соответствующего бюджета.


        Средства от продажи акций, находящихся в федеральной собственности, акционерного общества, созданного в процессе приватизации, поступающие в соответствии с нормативами, установленными п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.95 № 478, в распоряжение акционерного общества, зачисляются им на расчетный счет по основной деятельности (кредит счета 96 “Целевые финансирование и поступления”) и являются средствами от приватизации. Указанные средства могут быть использованы акционерным обществом по целевому назначению по решению общего собрания акционеров, которое определяет срок их расходования. В соответствии с п. 4.5 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284, средства, поступающие от приватизации, не подлежат налогообложению.


        При распределении средств от продажи автотранспортной техники, производственных помещений ликвидируемых и ликвидированных предприятий до 1 сентября 1996 года следовало руководствоваться подпунктом “б” п. 2.5 Положения о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности, а при распределении средств от продажи акций федеральной и областной собственности  -  подпунктом “а” п. 2.5 указанного Положения.


        С 1 сентября 1996 года распределение вышеуказанных средств производится по нормативам, установленным Указом Президента Российской Федерации от 18.09.96 № 1368 “О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации”, независимо от даты заключения договора купли-продажи объекта приватизации.


        В соответствии с п. 2.4 вышеназванного Положения средства, полученные в результате продажи предприятий-должников, а также их имущества (активов) и находящихся в государственной собственности долей участия (паев, акций) в таких предприятиях, подлежат распределению по нормативам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 917 “Об утверждении нормативов распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находившихся в федеральной собственности” с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.95 № 421 “О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций”.


        В соответствии с п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 18.11.95 № 1157 “О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров” Правительству Российской Федерации поручено обеспечить направление в Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров 2 процентов доходов, получаемых от приватизации, остальные средства подлежат распределению в размерах и порядке, определенных Указом Президента Российской Федерации от 11.05.95 № 478 “О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации”. Поэтому до вступления в действие Указа Президента Российской Федерации от 18.09.97 № 1368 “О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации”, перечисления средств, получаемых от приватизации федеральной и областной собственности, в указанный Фонд в размере 2 процентов правомерны.


        Федеральным законом РФ от 26.02.97 № 29_ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год” нормативы распределения средств, поступающих от приватизации, не установлены.


        В ст. 10 указанного Закона установлено, что доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от приватизации, а также от продажи находящегося в государственной собственности недвижимого имущества.


        В 1997 году распределение средств от приватизации производится по нормативам, установленным Указом Президента Российской Федерации от 18.09.96 № 1368, независимо от даты заключения договора купли-продажи объекта приватизации.


        При этом необходимо учесть разъяснение, данное в письме Минфина России от 18.09.96 № 05-3-03, на запрос Госкомимущества России о том, что при распределении средств, полученных от приватизации находящегося в муниципальной собственности недвижимого имущества, следует руководствоваться п. 4 ст. 29 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, согласно которому доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в местный бюджет в полном объеме, что соответствует ст. 10 вышеназванного Закона о федеральном бюджете.


        В ходе проверок возникают вопросы, касающиеся включения в налогооблагаемую базу следующих расчетных операций, обеспечивающих выполнение задач Государственной программы приватизации:


         -  суммы безвозмездной финансовой помощи, выделенной ГКИ РФ и Европейским банком реконструкции и развития на формирование производственной базы для создания системы продажи акций приватизируемых предприятий за приватизационные чеки;


         -  суммы комиссионного вознаграждения за участие во Всероссийских и межрегиональных чековых аукционах.


        В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.12.92 № 4178 “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”, который действует с 1 января 1993 года, в состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями).


        В связи с этим, средства, полученные фондом имущества в виде безвозмездной помощи для проведения чековых аукционов в 1993 году от группы консультантов Европейского банка реконструкции и развития на основании соглашения по представлению финансовой помощи, подлежат включению в состав доходов от внереализационных операций.


        В соответствии с Законом Российской Федерации от 31.12.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" с 1 января 1996 года не включаются в состав доходов от внереализационных операций средства, полученные в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями.


        Учитывая, что договор о совместной деятельности, заключенный Госкомимуществом России и Фондом имущества, не отвечает требованиям Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года в части объединения имущества и усилий для достижения общих и хозяйственных или других целей, не противоречащей законодательным актам, ведение общих дел участников совместной деятельности на отдельном балансе не осуществлялось, средства, полученные Фондом имущества от Госкомимущества России, следует рассматривать как безвозмездно полученные средства.


        В соответствии с письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 29.12.93 № ЮУ-4-01/207н, № 158 средства (основные средства, нематериальные активы, другое имущество и денежные средства, включая выделенные из бюджета), безвозмездно полученные предприятиями, организациями и учреждениями, их филиалами и аналогичными подразделениями от органов государственной власти и управления на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы, при налогообложении не учитываются.


        Средства, полученные фондом имущества от Госкомимущества России и направленные на капитальные вложения по развитию собственной производственной и непроизводственной базы, не облагаются налогом на прибыль, а направленные на другие цели, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.


        При получении Фондом имущества вознаграждения по агентским соглашениям за участие во Всероссийских и межрегиональных чековых аукционах за счет средств от продажи на аукционе за рубли до 5 (10) процентов общего количества акций акционерного общества, проданных на чековом аукционе, проводимом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.92 № 1705 и п. 8.11 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284, такие средства на основании письма Госкомимущества России № ДВ-2/1608 и Российского фонда федерального имущества № ФИ-04-339 от 11.03.93, согласованного с Минфином России и Госналогслужбой России, и распоряжения Госкомимущества России от 02.02.94 № 236_р (зарегистрированного в Минюсте России 14.02.94 № 493) учитываются по дебету счета 55 “Специальные счета в банках” и кредиту счета 96 “Целевые финансирование и поступления”, являются средствами от приватизации, используются в соответствии с их целевым назначением и налогообложению не подлежат.


        В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 03.07.91 № 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” продавцами объектов приватизации являются соответствующие фонды имущества и назначенные ими представители. На представителей, выступающих в качестве продавцов акций акционерных обществ на чековых аукционах, распространяется действие вышеуказанного письма Госкомимущества России и Российского фонда федерального имущества и Положения о порядке продажи на аукционе за рубли акций в количестве до 10 процентов от общего количества акций акционерных обществ, проданных на специальном чековом аукционе, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 02.04.94 № 236-р.


        Подпунктом “д” п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) предусмотрено освобождение от НДС стоимости выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий. Поэтому в случае, если средства от продажи на аукционе за рубли до 5 (10) процентов от общего количества акций акционерного общества, проданных на чековом аукционе, поступают на счет продавца указанных акций и используются им только на финансирование расходов, которые связаны с проведением чековых аукционов и премированием сотрудников органов приватизации, принимающих участие в организации чековых аукционов, указанные средства в облагаемый оборот для исчисления налога на добавленную стоимость не включаются.


        У налогоплательщика возникают вопросы, касающиеся налогообложения:


         -  доходов, полученных территориальными агентствами Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от продажи предприятий-должников;


         -  средств от продажи недвижимого имущества по нормативам, установленным Указами Президента Российской Федерации от 11.05.95 № 478 и 18.09.96 № 1368, перечисленных органам государственного управления.


        Средства, полученные территориальными агентствами ФСДН России от продажи предприятий-должников в размере 5 процентов (согласно нормативам распределения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 917), имеют целевое назначение и должны направляться на финансирование мероприятий по подготовке и осуществлению продажи предприятий-должников, а также техническое переоснащение указанных органов.


        Если указанные средства используются в коммерческих целях, то прибыль, полученная от такой деятельности, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.


        Средства от продажи недвижимого имущества, в том числе земельных участков, перечисленные органам приватизации и другим получателям доходов от приватизации, учитываются на балансовом счете 96 “Целевые финансирование и поступления” и при условии их использования по целевому назначению налогообложению не подлежат.


        Следует также отметить, что изменен порядок реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли. Распределение денежных средств, полученных от реализации акций открытых акционерных обществ, создаваемых на базе предприятий и организаций, выделенных из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также средств от реализации и использования (кроме аренды) высвобождаемого военного имущества осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Указом Президента Российской Федерации от 23.07.97 № 775 “Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли”.