Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий к кодифицированному тексту инструкции Госналогслужбы России от 22.07.96 № 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов”


Комментарий
к кодифицированному тексту инструкции
Госналогслужбы России от 22.07.96 № 43
“О порядке исчисления и уплаты акцизов”*


-----        

*Текст инструкции см. на с. 162

Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга
     
С.И. Степанова,
советник налоговой службы I ранга


        Согласно Закону РФ от 06.12.91 № 1993-1 “Об акцизах” (в редакции Федерального закона от 07.03.96 № № 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ “Об акцизах”") Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России была издана инструкция от 22.07.96 № 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов”.


        В большинство статей названного Закона с момента его принятия были внесены изменения и дополнения Федеральным законом от 10.01.97 № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”". с введением этого закона изданы изменения и дополнения от 12.05.97 № 1 в названную инструкцию.


        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 они вступили в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (“Российские вести” от 03.07.97 № 120).


        Для облегчения работы по исчислению и уплате акцизов как работников налоговых органов, так и непосредственно налогоплательщиков подготовлен кодифицированный текст инструкции № 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов”, с учетом изменений и дополнений к ней.


        В практической работе следует обратить внимание на то, что с момента введения Федерального закона от 10.01.97 № 12-ФЗ расширен перечень подакцизных товаров. Так, стали облагаться акцизами вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов.


        Кроме того, подакцизными товарами стали спиртосодержащие растворы по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.


        Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.97 № 559 “О спиртосодержащих растворах, облагаемых акцизами” установлено, что к спиртосодержащим растворам, облагаемым акцизами, относятся все растворы спирта этилового, вырабатываемые в организациях из всех видов сырья, за исключением растворов с денатурирующими добавками.


        Таким образом, согласно данному постановлению, которое вступило в силу по истечении семи дней после дня его первого опубликования, то есть с 22 мая 1997 года, акцизами стали облагаться лекарственные средства, парфюмерная продукция и хозяйственые средства, содержащие этиловый спирт и не имеющие денатурирующих добавок.


        Заключение о наличии денатурирующих добавок в спиртосодержащих растворах должно быть получено предприятиями-производителями в соответствующем федеральном органе  -  Росалкогольмонополии, Минэкономики России или Минсельхозпроде России.


        Кроме того, следует обратить внимание на то, что акцизами не облагаются коньячный спирт и спирт-сырец, нормативно-техническая документация на которые утверждена на федеральном уровне, так как Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.97 № 15-ФЗ) предусмотрено, что установление государственных стандартов и технических условий в области производства и оборота этилового спирта относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.


        В практической работе следует обратить внимание на то, что со вступлением в силу изменений и дополнений № 1 к инструкции Госналогслужбы России № 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов” произошли кардинальные изменения при применении льготы по экспортированным подакцизным товарам (раз-дела IV “Льготы по налогу” кодифицированного текста инструкции).


        В частности, определен порядок предоставления документов, подтверждающих экспорт товаров, когда он осуществляется по договору комиссии.


        Взамен товаросопроводительных документов, подтверждающих поступление товаров в страну назначения, организации, производящие и реализующие подакцизные товары собственного производства, для освобождения от уплаты акцизов по этим товарам должны предоставлять в налоговые органы любые из перечисленных документов: копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером, с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ, а также таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ.


        Кроме того, налогоплательщику с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта региональной таможней дается 90 дней для подтверждения факта экспорта. До предоставления документов, подтверждающих законность применения льготы по акцизам, налогоплательщики в своих налоговых декларациях указанные операции не отражают.


        При осуществлении экспортных операций следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.97 № 3620/96 при поставке товаров по внешнеторговому контракту на условиях “франко-перевозчик” налогоплательщик не имеет права на применение данной льготы.


        Одновременно обращаем внимание на то, что при вывозе экспортируемых товаров с таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом в соответствии с Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 № 322, перевозчик обязан иметь международную лицензию.


        Обращаем также внимание на то, что в инструкции определено, что при проведении взаимных зачетов с участием подакцизных товаров датой совершения оборота является день их передачи (отгрузки).


        В связи с введением декадных сроков уплаты акцизов исходя из фактических оборотов по реализации алкогольной продукции взамен ежедневных и установлением твердых (специфических) ставок акцизов в инструкции предусмотрен порядок определения сумм акциза, подлежащих внесению в бюджет по товарам, по которым сумма акциза уплачивается в бюджет подекадно.


        В последнее время часто возникает вопрос о порядке уплаты акцизов при заключении договоров о совместной деятельности для производства алкогольной продукции. В этом случае необходимо иметь в виду следующее.


        Действующим Федеральным законом “Об акцизах” (с изменениями и дополнениями) установлено, что плательщиками акцизов по подакцизным товарам (включая спирт и алкогольную продукцию), производимым на территории Российской Федерации (включая производимым из давальческого сырья) являются предприятия-производители этой подакцизной продукции.


        При этом в соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” и постановлением Правительства РФ от 08.02.96 № 127 “О лицензировании деятельности по производству и оптовой реализации этилового спирта и алкогольной продукции” предприятия-производители спирта и алкогольной продукции должны быть юридическими лицами и иметь лицензии на соответствующий вид деятельности.


        Уплата акцизов данными предприятиями должна осуществляться в порядке, предусмотренном действующим налоговым законодательством. При этом для их уплаты не имеет значение форма и вид заключаемых договоров по производству спирта и алкогольной продукции, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского законодательства к налоговым отношениям не применяются.


        Учитывая вышеизложенное, предприятия, производящие спирт, так же как предприятия, производящие ликеро-водочную продукцию, обязаны уплачивать акцизы по производимой ими продукции.


        Одновременно обращаем внимание на то, что согласно п. 1 ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) заключается для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону, цели между двумя или несколькими лицами без образования юридического лица. Следовательно, заключение договоров о совместной деятельности для производства спирта и алкогольной продукции необходимо считать неправомерным как противоречащее действующему законодательству, поскольку, как указано выше, Федеральным законом от 22.11.95 № 171_ФЗ установлено, что производство этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации может осуществляться только организациями, являющимися юридическими лицами, на основании выданных в установленном порядке лицензий.


        Обращаем также внимание на то, что поскольку с введением Федерального закона от 10.01.97 № 12-ФЗ плательщиками акцизов стали индивидуальные предприниматели (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 22.11.95 № 171ФЗ), они обязаны исчислять и уплачивать акциз в соответствии с законодательными и нормативными актами по акцизам, а также представлять налоговый расчет (декларацию) по форме согласно приложению № 3 к кодифицированному тексту инструкции.


        Кроме того, декларацию обязаны также представлять и те налогоплательщики, у которых при исчислении акциза получается нулевая либо отрицательная разница.