Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на прибыль. Определение объекта налогообложения

        

Налог на прибыль. Определение объекта налогообложения


Ю.В. Подпорин,
советник налоговой службы I ранга


        Согласно ст. 2 Закона о налоге на прибыль объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, которая состоит из:


         -  прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг);


         -  результатов от реализации основных фондов, иного имущества предприятия;


         -  результатов от внереализационных операций.


        Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, определяющими себестоимость.


        Следует отметить, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) учитывается без налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов, установленных законодательством. Это положение следует иметь в виду при определении удельного веса отдельных видов деятельности предприятия для решения вопроса о получении льготы по налогу на прибыль (например, по малым предприятиям).


        В соответствии с п. 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (далее по тексту  -  Положение о составе затрат), в редакции постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 661, предприятиям предоставлено право самим определять метод учета выручки от реализации продукции (работ, услуг):


         -  либо по мере оплаты (кассовый метод);


         -  либо по мере отгрузки (метод начислений).


        Выбранный метод учета реализации продукции устанавливается в учетной политике предприятия на длительный срок исходя из условий заключенных договоров на поставку товаров.


        Этим Положением о составе затрат следует руководствоваться при оценке результатов деятельности предприятий как за 1995-1996 годы, так и в текущем году.


        Начиная с 1995 года (согласно приказу Минфина России от 19.10.95 № 115 “О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год”) по строке 010 “Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг)” формы № 2 “Отчет о финансовых результатах и их использовании” организации отражают выручку от реализации готовой продукции (работ, услуг), определяемую по моменту ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов, если в заключенных договорах на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) не предусмотрен иной порядок перехода права собственности к приобретателю продукции (работ, услуг).


        По мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) организации отражают суммы по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” согласно расчетным документам. Одновременно себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг) с кредита счетов 40 “Готовая продукция”, 45 “Товары отгруженные”, 20 “Основное производство”, 37 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и других счетов по учету продукции (работ, услуг) должна списываться в дебет счета 46. На счете 45 организации учитывают движение отгруженной продукции (товаров), если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения (например, при экспорте).


        В то же время, если организации предусматривают в договорах на поставку порядок перехода права владения, пользования и распоряжения на отгруженную продукцию (товары, услуги) по моменту оплаты, данные о выручке, полученной после реализации продукции (товаров, услуг), показываются в форме № 2 по так называемому кассовому методу.


        Проблема заключается в том, что в связи с тем, что названный приказ Минфина России был принят в конце 1995 года, организации не смогли к нему вовремя адаптироваться и были вынуждены составить годовые отчеты и балансы за 1995 год исходя из метода оценки реализации продукции по мере отгрузки.


        По этой причине у организаций возникло несоответствие между бухгалтерской и налоговой отчетностью (расчетами по налогам). В этом случае выручка от реализации продукции для целей налогообложения должна была определяться следующим образом:


        Суммируются стоимость остатков отгруженной продукции, товаров на начало отчетного периода и стоимость отгруженной продукции (товаров) за отчетный период. Полученная сумма уменьшается на стоимость остатков отгруженной продукции (товаров) на конец отчетного периода. Полученные данные определяют показатель оплаченной реализованной продукции за отчетный период, используемый для налогообложения.


        В соответствии с Указаниями по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году, утвержденными приказом Минфина России от 27.03.96 № 31 “О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 году”, и инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 № 97 “О годовой бухгалтерской отчетности организаций”, если договором на поставку продукции (товаров) обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) после поступления средств на расчетный, валютный и другие счета организаций в банках либо непосредственно в кассу организаций или путем зачета взаимных требований, то выручка от реализации такой продукции (товаров) учитывается на дату поступления денежных средств (проведения зачета). Аналогичный порядок применяется в отношении выполненных работ (оказанных услуг).


        В соответствии с Указом Президента РФ от 03.04.97 № 283 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”" вводится в действие с 1 января 1998 года п. 7 Указа Президента РФ от 08.05.96 № 685 о переводе предприятий и организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства) на метод учета выручки от реализации продукции по методу начислений (то есть по отгрузке).


        Если заключается договор мены, выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете организаций, выступающих по договору в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.


        Если товары реализуются по договорам комиссии или поручения (кроме розничной торговли, общественного питания и аукционной торговли) с участием в расчетах, в бухгалтерском учете комитента (доверителя), выручка отражается по времени получения извещения комиссионера или поверенного об отгрузке товаров покупателю (заказчику). При этом время получения извещения не должно превышать разумный срок прохождения подобных документов.


        Следует отметить, что в торговых и снабженческо-сбытовых организациях под выручкой от реализации продукции следует понимать весь объем товарооборота, а не только объем торговых скидок (наценок), составляющих валовой доход. Это необходимо знать организациям, претендующим на льготы, которые предоставляются в зависимости от удельного веса в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) объема выручки от реализации их отдельных видов (например, малые предприятия).


        Этим положением следует руководствоваться названным организациям и при определении предельного размера представительских расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) согласно подпункту “и” п. 2 Положения о составе затрат, который должен исчисляться в зависимости от объема выручки от реализации товаров, а не от объема валового дохода.


        При этом согласно письму Минфина России от 06.10.94 к представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обслуживанием, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия, а также расходы по обслуживанию участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия, и членов ревизионной комиссии.


        В настоящее время действуют следующие размеры представительских расходов, установленные указаниями Минфина России от 29.04.94 № 56 "О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 года № 94 “Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения”":


        При объеме выручки до 2 млрд руб. включительно предельный размер представительских расходов составляет 0,5 % объема этой выручки; от 2 до 50 млрд руб. включительно  -  10,0 млн руб. плюс 0,1 % объема, превышающего 2 млрд руб.; свыше 50 млрд руб.  -  58 млн руб. плюс 0,002 % объема, превышающего 50 млрд руб.


        Постановлением Правительства РФ от 18.08.95 № 817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)”, принятым во исполнение Указа Президента РФ от 20.12.94 № 2204, установлено, что организации-кредиторы обязаны списывать на убытки суммы дебиторской задолженности, по которой истек предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг). При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора.


        Следовательно, на сумму списанной в вышеприведенном порядке дебиторской задолженности предприятие-кредитор обязано увеличить прибыль (уменьшить убыток), сформированную в соответствии с разделом II Положения о составе затрат (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661), не учитывая эти операции для целей налогообложения. Эти суммы будут приниматься во внимание для целей налогообложения после истечения срока исковой давности, установленного ГК РФ, если они не поступят, конечно, от предприятия-дебитора.


        После того как суммы названной задолженности поступили от дебиторов и списаны на внереализационные расходы, делаются соответствующие записи по счетам бухгалтерского учета с увеличением на них суммы прибыли предприятия-кредитора в том отчетном периоде, в котором эти средства  поступили.


        Если учет выручки от реализации продукции (работ, услуг) осуществляется в организации по методу начислений (по отгрузке и выписке счетов), суммы дебиторской задолженности, поступившие после истечения срока, установленного названным правительственным постановлением, не учитываются для целей налогообложения.


        Вышеназванные Указ Президента РФ и постановление Правительства РФ не распространяются на учет кредиторской задолженности организаций, списание которой на финансовые результаты как просроченной производится после истечения срока исковой давности, установленного ГК РФ.


        Организации, которые в течение 1996 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.01.96 № 53 “О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг” должны были отражать прибыль, полученную от экспорта машинно-технической продукции, на счете 83 “Доходы будущих периодов”, отдельный субсчет, в корреспонденции с дебетом счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, присоединяют в конце 1996 года сумму указанной прибыли к счету 80 “Прибыли и убытки”.


        Авансовые платежи по налогу на прибыль, полученную от экспорта машинно-технической продукции в течение 1996 года, в том числе в IV квартале, организациями не производились.


        При составлении расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, которые скорректированы на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом в IV квартале 1996 года, необходимо в сумму строки 2 включить также сумму налога на прибыль (как отсроченные платежи), полученную от экспорта машинно-технической продукции за 1996 год.


        При этом указанная сумма налога определяется на основании данных строки 9 расчета налога от фактической прибыли за 1996 год исходя из удельного веса прибыли, полученной от экспорта машинно-технической продукции в общей сумме валовой прибыли, отраженной по строке 1 этого расчета.


        Согласно разъяснению Госстандарта России понятие “машинно-техническая продукция” не стандартизировано и может рассматриваться как объединяющее и включать продукцию машиностроения, классифицируемую по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) с 31 класса по 51 и с 60 класса по 70, а также различные виды оборудования.


        В связи с получившей широкое распространение практикой, когда предприятия умышленно занижали стоимость реализованной продукции, пунктом 5 ст. 2 Закона предусмотрен порядок, согласно которому на предприятиях, реализующих продукцию (работы, услуги) по цене не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.


        На предприятиях, реализующих продукцию (работы, услуги), по которой осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” за рыночную цену следует принимать цену, установленную соответствующими органами, указанными в названном постановлении.
             На предприятиях, реализующих продукцию (работы, услуги), по которой осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” за рыночную цену следует принимать цену, установленную соответствующими органами, указанными в названном постановлении.


        При формировании рыночных цен предприятия могут руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), утвержденными Минэкономики России от 06.12.95 № СИ_484\7-982.


        При поставке продукции на экспорт под рыночной ценой понимается цена на реализуемую продукцию на соответствующих международных рынках с учетом условий поставки. Если указанные цены отсутствуют, то для расчета применяются средние цены на аналогичные товары по данным таможенной статистики.


        Если предприятие в течение 30 дней до дня такой реализации сбывало аналогичную продукцию по ценам выше фактической себестоимости, то по этим сделкам в целях налогообложения применяются цены исходя из максимальных цен реализации данной продукции.


        При обмене продукцией либо ее безвозмездной передаче применяются средние цены реализации такой или аналогичной продукции в месяце, в котором осуществлялись эти сделки. Если обменивается продукция, освоенная в производстве впервые, то применяется рыночная цена на аналогичную продукцию, но не ниже ее фактической себестоимости. Следует иметь в виду, что во всех случаях совершения подобных сделок в расчет принимается действительная фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), то есть не скорректированная по отдельным статьям затрат на установленные нормы и нормативы. Предприятиям разрешено учитывать для целей налогообложения выручку по ценам ниже фактической себестоимости только в случае невозможности реализации товаров по рыночным ценам из-за снижения их качества или потребительских свойств (включая моральный износ).


        В случае натуральной оплаты труда товарами (в том числе собственного производства) и реализации населению (включая своих работников) товаров через кассу по ценам не выше себестоимости выручка для целей налогообложения определяется исходя из рыночных цен (включая торговую надбавку), сложившихся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.


        В связи с вышеизложенным, организации одновременно с расчетами по налогу на прибыль обязаны представлять в налоговые органы специальные расчеты по формированию для целей налогообложения результатов от реализации продукции (работ, услуг), продаваемой по ценам, не превышающим себестоимость.


        Следует особо остановиться на отдельных вопросах Положения о составе затрат, относимых на себестоимость продукции, в редакции постановления Правительства России от 01.07.95 № 661.


        До 1 января 1995 года порядок определения затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), определялся постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, утвердившим Положение о составе затрат.


        Согласно этому Положению предприятиям и организациям разрешалось относить на себестоимость затраты по ряду позиций (командировочные расходы, расходы по содержанию легкового автотранспорта, представительские расходы и ряд других) не в фактически произведенных суммах, а только в пределах норм, установленных Минфином России.


        С 1 января 1995 года постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661 “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затратѕ” эти ограничения были сняты. Однако отмена ограничений распространяется только на порядок отражения этих затрат в бухгалтерском учете предприятий. Для целей налогообложения названные выше затраты принимаются по-прежнему в пределах установленных норм и нормативов.


        Для учета лимитируемых расходов целесообразно открывать субсчета к соответствующим счетам, учитывающим затраты предприятия. Это позволит предприятию в оперативном порядке представлять в налоговые органы сведения о суммах превышения названных расходов над установленными лимитами, увеличивающими налогооблагаемую прибыль.


        Так, суммы командировочных, израсходованных подотчетными лицами сверх норм, которые установлены Правительством РФ, целесообразно учитывать на отдельном субсчете счета 71 “Расчеты с подотчетными лицами”; сверхнормативные затраты по приему и обслуживанию представителей других организаций (представительские расходы)  -  на субсчете счета 26 “Общехозяйственные расходы”; затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей  -  также на отдельном субсчете к названному счету.


        Аналогичный порядок учета на субсчетах следует распространить на все другие лимитируемые расходы, в том числе на оплату процентов по рублевым кредитам банков на производственные нужды сверх ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта; на оплату процентов по валютным кредитам банка над ставкой либор, увеличенной на 3 пункта (но не более 15 % годовых); на оплату процентов по бюджетным ссудам, превышающим размер, установленный законодательством; на оплату процентов по просроченным кредитам банков (рублевым, валютным) и бюджетным ссудам; расходов на подготовку кадров по договорам с учебными заведениями; расходов на рекламу.


        Много вопросов вызывает механизм применения ускоренной амортизации и отнесения расходов, связанных с ее начислением согласно постановлению Совмина РСФСР от 18.07.91 № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”. Это постановление предоставляло малым предприятиям право в первый год эксплуатации списывать в качестве амортизационных отчислений до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет. При прекращении деятельности до истечения одного года суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению с увеличением балансовой прибыли.


        Таким образом, если малое предприятие приобрело основные фонды в течение первого года своей работы, но ввело их в эксплуатацию только во второй год, и в этот год начислило на них амортизацию в размере 50 % стоимости, то оно нарушило действующее законодательства.


        Постановлением от 19.08.94 № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” Правительство РФ уточнило вышеуказанную редакцию постановления № 406, указав, что малым предприятиям разрешено списывать в виде амортизационных отчислений до 50 % стоимости основных фондов в первый год функционирования предприятия.


        Этим постановлением предусмотрено применение механизма начисления ускоренной амортизации активной части основных фондов в высокотехнологичных отраслях экономики, а также при внедрении в производство эффективных машин и оборудования, перечни которых утверждаются федеральными органами исполнительной власти. При этом в случае нецелевого использования указанных амортизационных отчислений на их сумму увеличивается налогооблагаемая база по налогу на прибыль.


        Решение о применении механизма ускоренной амортизации активной части основных фондов (в пределах установленного перечня высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования) принимается и оформляется предприятием как элемент учетной политики в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, утвержденным приказом Минфина России от 28.07.94 № 100.


        В соответствии с Указаниями о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года, утвержденными приказом Минфина России от 19.12.95 № 130, сумма амортизационных отчислений по этим основным средствам, начисленная с применением коэффициента ускорения, отражается по кредиту счета 02 “Износ основных средств” и дебету счетов учета затрат на производство в установленном порядке.


        Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” предусматривает следующий механизм ускоренной амортизации.


        Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения) в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет.


        Дополнительные отчисления отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 02 “Износ основных средств”.


        В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода в эксплуатацию суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия и отражаются по дебету счета 02 “Износ основных средств” и кредиту счета 80 “Прибыли и убытки”.


        В соответствии с Указом Президента РФ от 03.04.97 № 283 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”", предусмотренный п. 5 Указа Президента РФ от 08.05.96 № 685, порядок начисления амортизации по четырем группам основных фондов вводится в действие с 1 января 1998 года (вместо 1 января 1997 года).


        С этого же времени вводится порядок учета затрат, относимых на себестоимость продукции, установленный п. 3 Указа Президента РФ от 08.05.96.


        При решении вопросов об отражении в бухгалтерском учете затрат, связанных с приобретением нематериальных активов, следует руководствоваться арбитражной практикой.


        Высший Арбитражный Суд РФ в разъяснениях от 14.04.95 № 1906/95 указал, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются документально подтвержденные фактически произведенные затраты предприятия по приобретению “ноу-хау”, авторских прав, патентов, лицензий и т.п. При этом объекты нематериальных активов обязаны использоваться в производственной деятельности и приносить доход. Это означает, что в случае безвозмездного внесения в уставный фонд предприятия так называемой интеллектуальной собственности ее стоимость для целей налогообложения учитываться в составе затрат предприятия не должна.


        В соответствии с письмом Минфина России от 30.12.93 № 160 “Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций” не подлежат отнесению на счет 05 “Амортизация нематериальных активов” начисленные суммы износа по активам, не применяющимся в уставной деятельности, а также при списании износа непосредственно в кредит счета 04 “Нематериальные активы”.


        Таким образом, если предприятие приобрело квартиру для своего работника в жилом фонде, числящемся на балансе предприятия-продавца, предприятие-покупатель отражает ее стоимость по дебету счета 04 “Нематериальные активы” и кредиту счетов по расчетным операциям. Средства, использованные на эти цели, списываются с дебета счетов собственных средств предприятия (счет 81 “Использование прибыли”, счет 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, счет 96 “Целевые финансирование и поступления”).


        По таким объектам начисление амортизации за счет себестоимости производиться не должно. Это вытекает из подпункта “ц” п. 2 Положения о составе затрат, которым указано, что амортизация начисляется только по объектам нематериальных активов, используемым в уставной деятельности предприятия.


        По нематериальным активам, которые не используются в уставной деятельности, начисленные суммы амортизационных отчислений списываются непосредственно в уменьшение их стоимости (инструкция по применению Плана счетов).


        Пунктом 7 названного Положения предусмотрено отнесение на себестоимость продукции расходов по оплате труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера (включая работы по договорам подряда), если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно самим предприятием.


        В соответствии с Планом мероприятий по стабилизации финансового положения пенсионной системы в Российской Федерации, утвержденным Председателем Правительства РФ 12.01.97 № ВЧ-12_00766, Пенсионный фонд России, Минфин России, Госналогслужба России и Банк России совместным письмом от 04.02.97 № ВБ_16_28\700, № 11, ВЕ-4-07\2н, № 405 установили, что отчисления в Пенсионный фонд производятся организациями по всем выплатам, начисленным в пользу работников по всем основаниям независимо от источника финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг), в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями.


        Это означает, что если предприятие заключило названный выше договор с предпринимателем без образования юридического лица как с физическим лицом и оплата по этому договору является оплатой труда данного предпринимателя, то с названных выплат производятся отчисления в Пенсионный фонд.


        Если же договор с индивидуальным предпринимателем составлен аналогично договору на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), заключаемому с юридическим лицом, то расчеты по этому договору отражаются в бухгалтерском учете так же, как при расчетах с юридическими лицами (ст. 23 ГК РФ). Эти суммы не должны проходить по фонду потребления предприятия и, соответственно, не должны включаться в облагаемую базу для исчисления взносов в бюджетные фонды.


        В составе расходов по содержанию аппарата управления учитываются компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов в служебных целях по нормам, установленным Минфином России в письме от 09.08.96 № 74 “О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 7 июля 1995 г. № 68 “О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 1994 г. № 116 “О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 1993 г. № 74 “О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок”.


        Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, которым оговариваются размеры названной компенсации. В этих размерах должны учитываться затраты по эксплуатации используемого для служебных целей личного автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт). При этом за время нахождения работника в отпуске, командировке, невыходе на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатировался, компенсация выплачиваться не должна.


        В составе “Прочих затрат”, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются затраты по образованию ремонтного фонда для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов в себестоимость продукции исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов, отчислений, утвержденных самими предприятиями.


        Отчисления в этот фонд производятся в соответствии с постановлением Совмина СССР от 22.10.90 № 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР” по утвержденным предприятиями нормативам. При определении понятия “особо сложный вид ремонта” необходимо руководствоваться отраслевыми положениями по плановопредупредительному ремонту основных средств. В связи с этим предприятие может накапливать для конкретного объекта основных фондов средства в указанном выше порядке.


        До окончания ремонта остаток резерва не сторнируется. После окончания ремонта неиспользованная часть резерва присоединяется к прибыли предприятия. В случае недостаточности средств резервного фонда предприятие имеет право дополнительно отнести расходы на себестоимость продукции в части, необходимой для завершения ремонта.


(Окончание следует)