Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

После принятия налогового кодекса выиграют все: работники, работодатели, налоговики

        

После принятия нижней палатой российского парламента в первом чтении Налогового кодекса во многих средствах массовой информации появились статьи и интервью оппонентов основополагающего в экономической жизни страны документа. Зачастую его критики прибегали к аргументам, которые при внимательном рассмотрении оказывались неубедительными. Однако у тех, кто связан с налогами и налоговым планированием, может не быть времени разобраться, кто же на самом деле прав: Правительство, направившее законодателям на утверждение законопроект, или те, чьи интересы он ущемляет. Вот почему редация “Налогового вестника” обратилась к основному разработчику Кодекса Сергею Дмитриевичу Шаталову с просьбой прокомментировать утверждения оппонентов, выстроив их для удобства в виде пронумерованного перечня.

       

После принятия налогового кодекса выиграют все: работники, работодатели, налоговики

    


        1. Продекларированный Правительством лозунг о том, что Налоговый кодекс снизит налоговое бремя,  -  фикция. На самом деле, налоговый пресс только усилится. Нет реальных пределов ограничения налоговой нагрузки, поэтому налоговая удавка на предприятия не ослабнет.


         -  Одним из исходных постулатов при подготовке проекта Налогового кодекса являлось требование о том, что должно быть снижено сегодняшнее весьма высокое налоговое бремя, которое несет честный и законопослушный налогоплательщик. Экспертные расчеты, как в целом по отдельным отраслям, так и по конкретным налогоплательщикам, свидетельствуют, что уровень реального налогового бремени в условиях действия Налогового кодекса в целом снижается (в процентах к ВВП с 35,1 до 32,4 %). В промышленности и в других производственных сферах такое снижение, как показывают расчеты по отдельным предприятиям, может достигать 15 и более процентов. Всего же по консолидированному бюджету (включая отчисления во внебюджетные фонды) уменьшение налоговых и иных обязательных платежей составит свыше 70 трлн руб. Это серьезные потери, но в то же время  -  это не что иное, как прямые дополнительные инвестиции государства в экономику.


        По нашему мнению, введение Налогового кодекса будет способствовать созданию условий для финансового оздоровления, привлечения инвестиций и подъема экономики. Это обеспечивается, наряду с прямым снижением налогового пресса, также и тем, что Налоговый кодекс обеспечивает прямые гарантии того, что налоговое бремя не может быть усилено. Это  -  налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, действующие на территории России. Тем самым исключается возможность неограниченного налогового нормотворчества территорий, имевшее место в 1994 - 1996 годах. количество налогов заметно сокращается. Причем, из налоговой системы исключаются наиболее болезненные и антирыночные налоги, взимаемые от выручки. По большинству (и не только федеральным) налогам и платежам устанавливаются предельно возможные уровни налоговых ставок, а также единые принципы их установления и методология расчета. Предусмотренная Кодексом ликвидация неэффективных и неоправданных  налоговых льгот (а сегодня только по пяти основным налогам льготы составляют свыше 160 трлн руб.), а также особых налоговых режимов, имеющих место на отдельных территориях России в настоящее время, не только расширит налоговую базу, но и сделает налоговую систему более сбалансированной и справедливой, а также создаст условия для дальнейшего снижения налоговых ставок.


        2. По Налоговому кодексу предлагается переложить основное налоговое бремя на плечи граждан прежде всего за счет того, что введение его положений приведет к росту розничных цен и, как следствие, к дальнейшему снижению жизненного уровня основной массы населения. Кодекс ухудшит положение прежде всего средних и малооплачиваемых слоев населения. Предусмотренное увеличение общей ставки НДС наряду с отменой пониженной ставки на продовольствие и введением налога с продаж приведет к росту потребительских цен. Богатые же по Кодексу только выиграют.


         -  Напротив, предлагаемые Кодексом изменения позволят снизить налоговую нагрузку на лиц с низкими и средними доходами. Так, в 1996 году около 8,6 млн человек облагались подоходным налогом по ставкам, превышающим 12 %. В текущем году по таким ставкам облагалось еще большее число граждан, а средняя ставка обложения составила примерно 18 %. Предусмотренный Налоговым кодексом предел налоговой базы (60 млн руб.), при котором применяется минимальная ставка (12 %), приведет к тому, что по ставке свыше 12 % будут подлежать обложению не более 0,7 - 1,0 млн чел. Кроме этого, такая шкала будет способствовать уменьшению масштабов уклонения от подоходного налога, а сближение совокупной ставки налогообложения зарплаты и ставки налога на прибыль создаст серьезные стимулы для прекращения практики занижения реальной величины расходов предприятий на оплату труда. По предварительным расчетам, снижение суммы подоходного налога против его сегодняшнего уровня, а значит, и реальное уменьшение прямого налогового давления на граждан только по этому налогу составит в расчете на год не менее 12 трлн руб.


        Кроме этого, выигрыш в доходах граждан в условиях Налогового кодекса будет обеспечен тем, что работодатели смогут увеличить общие выплаты на заработную плату благодаря экономии в расходах по уплате ряда других налогов (отменяемых или существенно снижаемых), а также благодаря предусмотренному кодексом стимулированию расходов работодателей на заработную плату. Это выражается, в частности, как тем, что Налоговым кодексом не предусмотрены какие-либо специальные налоговые инструменты ограничения расходов на потребление, так и заметным снижением налогов, базой которых является фонд оплаты труда (прежде всего это снижение отчислений в государственные социальные фонды и отмена ряда налогов, базой которых являются расходы на оплату труда). По нашим расчетам, суммарное снижение налоговой нагрузки на сумму средств, направляемых на оплату труда, в результате только сокращения отчислений во внебюджетные фонды составит около 36 трлн руб.


        Что же касается возможного увеличения цен в связи с предполагаемым усилением косвенного налогообложения, то здесь необходимо иметь в виду следующее.


        Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что в условиях отказа от государственного регулирования цен по большинству товаров, а также отсутствия товарного дефицита, главным ограничителем роста цен является именно покупательная способность граждан. Поэтому тезис о том, что увеличение налогов на потребление приведет к их прямому переложению на плечи граждан, достаточно спорен. По нашему мнению, в большой мере такое увеличение будет компенсировано снижением прибыли занятых в этой сфере торговых и посреднических структур, а также оптимизацией затрат по всей цепочке доведения потребительских товаров до конечного потребителя. Кроме этого, необходимо учесть, что некоторое увеличение косвенных налогов в соответствии с Кодексом будет компенсировано снижением налоговой нагрузки на предприятия и организации по другим налоговым платежам. Так, только отмена налогов с выручки (отчислений на содержание дорог в размере 3,75 % и налога на содержание жилья в размере 1,5 %) с лихвой компенсирует 5 процентный налог с продаж. Нельзя также не учитывать и того, что предлагается сохранение государственного регулирования в отношении основных социально значимых и необходимых расходов населения (таких, например, как цены по основным продуктам питания, коммунальные платежи, стоимость пассажирских перевозок и т.п.) в той или иной форме (включая дотации). Поэтому утверждения о якобы обязательном росте цен в результате принятия Налогового кодекса, по нашему мнению, необоснованны.


        Что касается налога с продаж, то необходимо учесть, что проектом Налогового кодекса предусмотрено освобождение от этого налога таких социально значимых товаров как хлеб, молоко, детское питание, детская одежда и обувь, а также лекарственные средства. При этом представительному органу местного самоуправления дано право расширения этого перечня. Вместе с тем, по алкогольной продукции и предметам роскоши стоимостью свыше 14 млн руб. за единицу предусмотрена повышенная ставка этого налога в размере 10 % от продажной цены. Наряду с этим следует учесть, что пятипроцентная ставка этого налога предусмотрена Налоговым кодексом в качестве предельно возможной, и реально она может быть ниже. К тому же право введения этого налога вовсе не означает, что он будет действовать обязательно по всей территории России. Окончательное решение по этому вопросу будут принимать представительные органы местного самоуправления, и не все, очевидно, этим правом воспользуются.


        Среди других норм Кодекса, ориентированных на усиление социальной справедливости налоговой системы, следует обратить внимание на заметное изменение роли имущественных налогов с физических лиц. Концепция Налогового кодекса ориентирована в этой части на то, чтобы с одновременным заметным усилением налогового пресса на обеспеченных граждан, являющихся владельцами дорогой собственности (особняков, дорогих автомобилей, произведений искусства и т.п.), не увеличивать имущественные налоги на граждан, имеющих минимально необходимую для жизни собственность в виде приватизированной типовой квартиры или небольшого дачного участка.


        Таким образом, предложенная Правительством России концепция Налогового кодекса ориентирована не на снижение, а на повышение материального благосостояния работающих граждан, а также усиление общей социальной справедливости налоговой системы.


        3. Предусмотренное Налоговым кодексом введение налогового учета наряду с обычным бухучетом усложнит деятельность предприятий и прежде всего их бухгалтеров, которые уже сегодня задыхаются в громадном количестве противоречивых указаний Минфина и Госналогслужбы по налогам и бухучету.


         -  Напротив, одним из принципиальных положений Налогового кодекса является упорядочение в едином документе прямого действия всего массива существующих законов, указов, постановлений, инструкций, указаний и т.п. по вопросам налогообложения. Одновременно устраняются существующие ныне определенные противоречия и несоответствия между налоговыми инструкциями и рекомендациями по ведению бухгалтерского учета. При этом вопрос поставлен не о введении некоего “второго” (наряду с бухгалтерским) налогового учета, а об установлении для налогоплательщиков четких, однозначных и, по возможности, понятных правил по определению величины их налоговых обязательств перед государством. Для этого предполагается составление и представление в налоговые органы необходимых расчетов.


        Что же касается собственно бухгалтерского учета, то он необходим прежде всего акционерам, банкам, кредиторам и иным сторонним пользователям для получения объективной информации о реальном состоянии дел того или иного предприятия. При этом предполагается, что его правила и нормы не будут являться обязательными и, скорее, должны носить рекомендательный характер.


        Такой “развод” норм налогового законодательства и бухгалтерского учета, обычный для большинства зарубежных стран, не усложнит, а напротив, облегчит работу бухгалтерских служб предприятий. Это позволит прежде всего отойти от существующего положения, когда государство в лице Минфина и Госналогслужбы часто в угоду налоговому законодательству произвольно толкует бухгалтерские нормы и путем выпуска указаний по бухгалтерскому учету нарушает положения налоговых законов.


        4. Налоговый кодекс лишает малый бизнес тех немногих льгот, которые он сегодня имеет. А малый бизнес  -  главный рычаг того, чтобы в условиях падения производства занять население, переломить ситуацию в экономике и обеспечить начало экономического роста.


         -  Рассуждения о том, что Налоговый кодекс отрицательно скажется на развитии малого предпринимательства, совершенно беспочвенны. Напротив, положения Кодекса, приводящие к общему снижению налогового бремени и росту предпринимательской активности (о чем было сказано выше) должны благотворно сказаться на развитии и этой сферы экономики.


        Иное дело, что действительно предполагается отмена существующей ныне льготы по освобождению так называемых “малых предприятий” от уплаты налога на прибыль в первые два года и снижении ставки по этому налогу в третий и четвертый годы их деятельности. Однако опыт применения этой льготы свидетельствует о том, что она стала, по существу, легальным способом ухода от уплаты налогов большого числа юридических лиц, не имеющих отношения к малому бизнесу. Речь, в частности, идет об искусственном разукрупнении производственных структур; их фиктивной ликвидации по истечении льготного периода с образованием на старой базе новых малых предприятий с правом на эту льготу; создании при крупных предприятиях-налогоплательщиках, как правило, их руководителями зависимых “малых” предприятий, через которые и пропускается львиная доля оборота головного предприятия, и целый ряд иных подобных злоупотреблений. При этом следует отметить, что для предприятий, созданных до вступления в силу Налогового кодекса, в течение определенного времени предполагается сохранение предусмотренных ранее действовавшим законодательством “налоговых каникул”.


        Более продуктивным, по нашему мнению, является установление по “малым” предприятиям, укладывающимся в определенные рамки по численности работающих и объему произведенной продукции (работ, услуг), пониженной ставки обложения налогом на прибыль. Соответствующее положение и реализовано в правительственном проекте Налогового кодекса.


        Кроме этого, следует иметь в виду, что Налоговым кодексом предусматривается сохранение для малых предприятий целого ряда существующих ныне особых порядков и исключений в сфере налогообложения. В частности, для малых предприятий сохраняется возможность рассчитываться по налогу на прибыль и по НДС без уплаты авансовых платежей, а по фактическим результатам за истекший квартал. Сохраняется для таких предприятий и более льготный порядок расчета амортизации, возможность применения кассового метода при определении обязательств по налогу на прибыль. Сохранена (с некоторым уточнением) и существующая ныне возможность перехода предприятий малого бизнеса на упрощенный режим налогообложения в форме единого налога путем приобретения патента и возможность ведения бухгалтерского учета в облегченной форме без применения способа двойной записи.


        5. Предусмотренный Налоговым кодексом альтернативный налог на активы банков и страховщиков подорвет эти нарождающиеся институты и может иметь самые отрицательные последствия на денежно-кредитную систему страны.


         - Введение альтернативного налогообложению прибыли налога на активы банков и страховщиков, предусмотренного проектом Кодекса, носит вынужденный характер. При этом такой порядок не является чем-то исключительным в зарубежной практике. Подобный налог существовал и существует во многих странах с еще не сложившейся до конца налоговой системой.


        Рассматривая данный вопрос, нельзя также не учитывать, что в настоящее время банковский и страховой секторы несут существенно более низкий груз налоговой ответственности, чем предприятия и организации других отраслей. В частности, банковские и страховые услуги освобождены от уплаты НДС; по ним сравнительно невелика база налогообложения по налогу на имущество. В соответствии с предусмотренной законодательством нормой банки и страховщики в отличие от организаций других сфер предпринимательской деятельности имеют возможность создавать до налогообложения значительные денежные резервы, проконтролировать обоснованность размеров которых практически невозможно. В результате, доля коммерческих банков в общих совокупных поступлениях налоговых платежей от предприятий и организаций в 1996 году снизилась против 1994 года примерно в 2 раза, а по поступлениям налога на прибыль  -  более чем в 3 раза.


        Для того чтобы сгладить возможные отрицательные последствия введения альтернативного налога, его ставка к активам (по банкам  -  1 % к величине активов, по страховщикам  -  2 % к сумме страховых взносов) была рассчитана исходя из общих поступлений налога на прибыль по банкам и страховым организациям в 1996 году, то есть пониженного уровня против более ранних лет. Наряду с этим, в соответствии с предложениями Банка России размер активов, подлежащих обложению альтернативным налогом, был по проекту Налогового кодекса заметно сужен. Так, выведены из под налогообложения средства банков на бюджетных счетах; стоимость зданий, сооружений, хозяйственных материалов и нематериальных активов; средства, предназначенные для материалов и нематериальных активов; средства, предназначенные для межфилиальных расчетов, и ряд других активов банков.


        С учетом изложенного, введение альтернативного налога не окажет отрицательного влияния на деятельность большинства устойчивых банков и страховых организаций. Что же касается хронически убыточных и “проблемных” банков, то такой налог лишь ускорит естественный процесс отбора, а устойчивость банковско-кредитной системы в целом только усилится.


        6. Кодекс ничего не дает реальному сектору. Нет стимулов к инвестициям. Исключены даже те небольшие льготы, которые были сегодня.


         -  Мы уже говорили о главном выигрыше для реального производителя в виде снижения налогового бремени, а также мер, призванных сделать налоговую систему более справедливой и нейтральной. Это, по большому счету, и должно стать главным стимулом развития реального производства.


        Что же касается отмены специальных налоговых льгот, специально ориентированных на поощрение, то, по большому счету, речь может идти лишь об отмене одной существующей ныне налоговой льготы в виде права предприятий материальной сферы уменьшать налогооблагаемую базу на величину осуществленных ими капитальных вложений. Однако следует иметь в виду, что сегодня реально эта льгота практически не работает. К тому же ее сохранение экономически неоправданно, поскольку позволяет учитывать при налогообложении одни и те же расходы на капитальные вложения практически дважды (в виде прямого уменьшения облагаемой прибыли и через списание на себестоимость через начисление амортизации).


        Между тем, Налоговым кодексом предусмотрены более важные, по нашему мнению, положения для стимулирования развития производства. В частности, предусмотрено, что при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль должны учитываться все обоснованные и подтвержденные расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, включая в полной сумме расходы на рекламу, большую часть расходов на страхование и подготовку кадров, а также расходы по уплате процентов за пользование банковскими ссудами. При этом в отличие от действующего ныне порядка разрешается учитывать до налогообложения и уплаченные предприятиями проценты по кредитам, полученным на осуществление капитальных вложений. Значительно либерализуется по проекту Налогового кодекса и амортизационная политика предприятий, допускающая применение ускоренной и нелинейной амортизации, а также капитализацию ряда расходов (например, на осуществление НИОКР), которые в настоящее время осуществляются за счет чистой прибыли предприятий и организаций.
             Между тем, Налоговым кодексом предусмотрены более важные, по нашему мнению, положения для стимулирования развития производства. В частности, предусмотрено, что при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль должны учитываться все обоснованные и подтвержденные расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, включая в полной сумме расходы на рекламу, большую часть расходов на страхование и подготовку кадров, а также расходы по уплате процентов за пользование банковскими ссудами. При этом в отличие от действующего ныне порядка разрешается учитывать до налогообложения и уплаченные предприятиями проценты по кредитам, полученным на осуществление капитальных вложений. Значительно либерализуется по проекту Налогового кодекса и амортизационная политика предприятий, допускающая применение ускоренной и нелинейной амортизации, а также капитализацию ряда расходов (например, на осуществление НИОКР), которые в настоящее время осуществляются за счет чистой прибыли предприятий и организаций.


        Налоговым кодексом предусмотрено также в качестве инвестиционной меры введение института консолидации, предусматривающего возможность тесно связанным родственным предприятиям выступать в качестве единого налогоплательщика по налогу на прибыль и уплачивать его исходя из консолидированного баланса, суммируя прибыли и убытки отдельных участников. В этом случае обороты внутри такой группы рассматриваются в качестве внутризаводского оборота и выводятся из-под налогообложения. Эта мера несет, по нашему мнению, куда больший инвестиционный потенциал, чем существующая прямая льгота по капитальным вложениям. Ведь сегодняшней льготой могут воспользоваться только те, кто имеет прибыль. Но если создается новое производство, то в первые годы прибыли нет, а есть только расходы и убытки. Механизм консолидации позволяет, создавая дочернее предприятие, осуществлять серьезные инвестиции, и все они фактически будут выводиться из-под налогообложения.


        Важным для стимулирования инвестиций является также положение Кодекса об устранении имеющего в настоящее время место налогообложения дивидендов, а также об изменении режима функционирования НДС, предусматривающего полную компенсацию без каких-либо отсрочек сумм этого налога, уплаченных при осуществлении строительно-монтажных работ.


        7. Налоговый кодекс сохраняет сегодняшний “беспредел” в толковании налоговых законов Госналогслужбой и Минфином. Указания этих органов налоговые инспекции на местах будут ставить по-прежнему выше норм налогового законодательства.


         -  Налоговый кодекс по глубине разработки и скрупулезности освещаемых вопросов, относящихся к федеральным налогам, является, по существу, документом прямого действия. При этом полномочия исполнительных органов власти (включая Госналогслужбу и Минфин) в соответствии с ним ограничиваются лишь теми вопросами, которые непосредственно переданы этим органам в самом Кодексе. Что же касается разработки налоговых инструкций, то они будут необходимы исключительно для доведения до налогоплательщиков форм налоговых расчетов, изложения примеров при применении тех или иных налоговых норм или приведения бухгалтерских проводок. Что же касается возможности “толкования” положений Кодекса Госналогслужбой или Минфином, то это будет полностью исключено, поскольку единственной возможностью по “разъяснению” станет принятие Государственной Думой изменений в текст самого Налогового кодекса.


        8. Не предусматривается укрепления прав налогоплательщиков и не вводятся ограничения существующего диктата налоговых служб. Сохраняется сегодняшнее бесправие налогоплательщиков перед государством.


         -  Напротив, Налоговым кодексом обеспечивается реальное повышение защищенности и соблюдение прав налогоплательщиков. Прежде всего, благодаря усовершенствованию механизмов и процедур исполнения налогового обязательства. Так, предусматривается введение института требования (в форме напоминания налогоплательщику) об уплате налога. То есть вместо бесспорного взыскания по результатам налоговой проверки всей суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов налогоплательщику предоставляется право обращения с возражениями в вышестоящий налоговый орган или в суд. В этом случае впредь до принятия решения соответствующие суммы с налогоплательщика не списываются, а налогоплательщик получает реальные гарантии принятия объективного решения по жалобе на действия налогового органа. Изменяется и порядок признания уплаты налога. Теперь днем уплаты налога будет считаться день выставления банку платежного поручения на перечисление сумм в бюджет при наличии соответствующей суммы на расчетном счете налогоплательщика.


        В качестве дополнительного механизма защиты предусматривается создание специальных налоговых коллегий в арбитражных судах. Вводятся процентные начисления при возврате налогоплательщику излишне взысканных сумм; при этом такие суммы могут быть возвращены в течение не одного (как в настоящее время), а пяти лет. Устанавливается, что новые налоги могут быть введены не ранее следующего финансового года, а изменения в налоговые законы могут вступить в действие не ранее чем через месяц после их официального опубликования. Унифицируется и серьезно снижается размер санкций за налоговые нарушения; предусматриваются условия для смягчения норм финансовой ответственности. Налогоплательщики получают дополнительные права по предоставлению налоговых отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов, проведению налоговой амнистии. Предусматривается и заметное расширение прав налогоплательщиков. С другой стороны, Кодекс сужает возможности произвольных действий налоговых органов и органов налоговой полиции, ставя их работу (включая порядок осуществления проверок, действий по делам о налоговых нарушениях и иные взаимоотношения с налогоплательщиками) в четкие, подробно прописанные законодательные рамки. Практически Кодекс обеспечивает реальное, а не декларируемое равенство перед законом как гражданина или предприятия-налогоплательщика, так и государства в лице налоговых и иных контролирующих органов.


        9. Предусмотренное Налоговым кодексом применение при налогообложении так называемых “рыночных” цен приведет к искусственному завышению налоговых обязательств предприятий. Между тем в условиях жесткой конкуренции и насыщенного спроса предприятия вынуждены сплошь и рядом продавать товары себе в убыток, чтобы не понести еще бульшие потери.


         -  Действительно, применение при налогообложении сложившихся на данном рынке цен без исключений и без учета обстоятельств конкретной сделки может привести в отдельных случаях к дополнительным налоговым платежам. Поэтому Кодексом предусмотрен весьма подробный порядок определения рыночной цены товаров (работ, услуг), направленный на допущение максимально гибкого использования при налогообложении рыночных цен и исключение ущемления законных прав предприятий. В частности, предприятию дается возможность самостоятельного выбора источника информации о рыночной цене. Допускается и возможность скидок к цене в зависимости от фактора спроса и предложения на данный товар, потери товаром потребительских свойств и других объективных причин. Предусмотрен и 15-процентный коридор отклонения от рыночной цены, в пределах которого разрешено принимать при налогообложении фактически сложившуюся цену.


        Вместе с тем, полностью отказаться в проекте Налогового кодекса от использования рыночных цен, как предлагают некоторые оппоненты, мы считаем принципиально невозможным. Как показывает практика, уже сегодня недобросовестные налогоплательщики, пользуясь определенными прорехами в законодательстве, широко используют процедуры трансфертного ценообразования. Так, весьма популярна оффшорная схема, когда российская компания регистрирует фирму в одной из оффшорных зон, а затем продает ей продукцию по искусственно заниженной цене. Последняя перепродает товар уже по реальной цене, оставляя за рубежом всю прибыль или, в лучшем случае, уплачивая налог по минимальной ставке.


        10. Кодекс не обеспечивает реальных гарантий того, что органы Госналогслужбы и налоговой полиции не станут источником информации о деятельности предприятий и граждан для криминальных структур.


         -  Напротив, Кодекс устанавливает, что за неправомерные решения, действия или бездействие должностные лица органов, осуществляющих налоговый контроль, несут дисциплинарную, уголовную и иную ответственность. В соответствии с Налоговым кодексом реальный ущерб, причиненный такими действиями, подлежит возмещению налогоплательщику в полном объеме за счет средств бюджета, из которого финансируется соответствующий орган. Кроме этого, должностные лица налоговых органов обязаны соблюдать налоговую тайну и за нарушение этого требования подлежат привлечению к ответственности (вплоть до уголовной).


        11. Терминология и понятийный аппарат Налогового кодекса не соответствуют иному законодательству (прежде всего гражданскому). Это усложнит деятельность предприятий, чревато осложнениями и неправильным толкованием в судах.


         -  С такими утверждениями нельзя согласиться. Напротив, Налоговый кодекс вобрал в себя имеющееся гражданское, банковское, иное хозяйственное законодательство, что позволит разрешить постоянно возникающие коллизии между применением налоговых и иных законов. Например, Налоговый кодекс четко регламентирует налоговые отношения, возникающие в условиях реализации предусмотренных Гражданским кодексом отношений по доверительному управлению имуществом, операциям, связанным с обращением рынка ценных бумаг, договорами аренды и т.п.


        12. В настоящее время топливно-энергетический комплекс несет на своих плечах основной груз налогов. Государство забирает из этой отрасли все, оставляя лишь крохи на заработную плату. Вместе с тем, специфика отрасли требует постоянных и крупных вложений в разработку новых месторождений для поддержки сырьевой базы, поскольку без этого сохранить высокий уровень добычи полезных ископаемых невозможно. Налоговый кодекс консервирует сложившееся положение, обрекая ТЭК России на медленное умирание.


         -  Напротив, Налоговым кодексом для топливно-энергетического комплекса предусмотрены принципиально новые механизмы налогообложения. Так, предприятия, добывающие углеводороды (нефть и газ), имеют возможность фактически самостоятельного выбора из трех сценариев налогообложения: сохранение действующей системы; работа в рамках соглашений о разделе продукции; отказ от уплаты акцизов и переход на уплату налога на дополнительные доходы от добычи углеводородов. Последний налог уплачивается по гибкой системе ставок, которые зависят от объема добытого сырья, размера полученной выручки и величины капиталовложений, осуществленных в месторождение. При этом, пока капиталовложения не будут возвращены, этот налог не уплачивается. Чем больше дополнительные доходы, тем, соответственно, выше величина налога.


        13. Предполагаемый Налоговым кодексом переход на обязательное использование метода начислений при определении сумм налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль в условиях острого недостатка у предприятий денежных средств, не снижающейся задолженности по выплате заработной платы и наличия громадных неплатежей лишь усугубит их тяжелое финансовое состояние и сведет на нет весь выигрыш от некоторого ослабления налоговой нагрузки.


         -  Действительно, вопрос об отказе от действующего ныне для предприятий и организаций порядка, в соответствии с которым в качестве момента возникновения налогового обязательства рассматривается день фактического зачисления средств на счет налогоплательщика, имеет, по нашему мнению, принципиальное значение. Поэтому в Кодексе предлагается введение так называемого “метода начислений”, под которым подразумевается, что учет полученных доходов и произведенных расходов должен для целей налогообложения осуществляться исходя из времени приобретения налогоплательщиками права на соответствующие доходы или признания за ними расходов независимо от времени фактического получения доходов или осуществления платежей. При этом моментом приобретения права считается момент, когда обусловленная договором сумма подлежит безусловной выплате, а налогоплательщик выполнил все обязательства по сделке. Соответственно, временем осуществления расходов признается момент признания за налогоплательщиком расходов независимо от их фактического осуществления.


        В отношении НДС предусматривается использование счетов-фактур. При этом датой фактической реализации принимается более ранняя из дат предъявления покупателю счета-фактуры, фактической оплаты товара или дня его реальной отгрузки. При этом по аналогии с тем, как это предлагается по налогу на прибыль, суммы входного НДС разрешается принимать к зачету у налогоплательщика не по мере фактической оплаты товара, а по мере получения от поставщика счетов-фактур.


        Понятно, что одномоментный переход на предложенный метод может привести к суммированию старых (по поступлению фактической выручки) и новых налоговых обязательств (по выставленным счетам), что действительно может поставить в сложное положение даже финансово благополучные предприятия. Поэтому предполагаются мягкие переходные процедуры, предусматривающие достаточно длительную отсрочку для перехода на новый режим налогообложения.