Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке исчисления и уплаты акцизов


Инструкция Госналогслужбы России
от 22.07.96 № 43


Кодифицированный текст


О порядке исчисления и уплаты акцизов


(с учетом изменений и дополнений № 1 от 12.05.97, внесенных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.97 № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”").

        Настоящая инструкция издана на основании Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. № 1993-1 “Об акцизах”, Федерального закона от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об акцизах”".


I. Общие положения


        1. Акцизами облагаются следующие товары (продукция)*: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации).
     
     -----
     * Далее — подакцизные товары


        Ставки акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, являются едиными на всей территории Российской Федерации и установлены в размерах согласно Приложению № 1 к настоящей Инструкции.


        Специфические ставки акцизов пересматриваются путем внесения изменений в Федеральный закон “Об акцизах”.


        Коньячный спирт и спирт-сырец, не облагаемые акцизами, должны производиться в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.97 № 15-ФЗ) по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и пройти государственную регистрацию согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 874 “О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции”.


        Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца.


        Настоящая Инструкция не распространяется:


        на порядок уплаты акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации;


        на порядок уплаты акцизов на отдельные виды минерального сырья.


II. Плательщики акцизов


        2. Плательщиками акцизов являются:


        а) по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (за исключением производимых из давальческого сырья),  -  производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица (далее  -  организации), а также индивидуальные предприниматели.


        В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.97 № 15-ФЗ) производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции осуществляются организациями;


        б) по подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья* на территории Российской Федерации,  -  производящие их организации;
     
     -----    
     *Давальческим сырьем считается сырье, материалы, продукция, передаваемые их владельцами без оплаты другим организациям для переработки (доработки), включая розлив


        в) по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации,  -  организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этих товаров и реализующие их.


        Организации-плательщики акцизов в случае сдачи в аренду зданий, сооружений, технологических линий или оборудования представляют в течение трех дней с момента заключения договоров в налоговые органы по месту своей регистрации сведения об этом с указанием юридического адреса, а также идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)-арендатора. Налоговые органы, в которых зарегистрированы организации-арендодатели, ежемесячно (до 20 числа следующего за отчетным месяца) направляют эти сведения в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет арендаторов.


III. Объект налогообложения


        3. Объектом налогообложения является:


        а) по подакцизным товарам, на которые установлены ставки акцизов в процентах:


производимым на территории Российской Федерации

        для организаций, производящих и реализующих подакцизные товары, за исключением товаров из давальческого сырья, а также используемых для производства товаров, не облагаемых акцизами или используемых для собственных нужд,  -  стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза;


        для организаций, производящих подакцизные товары (за исключением спирта этилового, вырабатываемого из всех видов сырья, кроме пищевого), не реализуемые на сторону и используемые для производства товаров, не облагаемых акцизами,  -  стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза;


        для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья,  -  стоимость этих товаров, определяемая исходя из применяемых в данной организации максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии  -  исходя из рыночных цен с учетом акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде;


производимым за пределами территории Российской Федерации

        для организаций, подлежащих регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, которым принадлежит давальческое сырье, и которые оплатили стоимость работы по изготовлению этих товаров,  -  стоимость реализуемых подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза;


        б) по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения):


        для организаций, производящих и реализующих подакцизные товары (за исключением товаров из давальческого сырья), производимых на территории Российской Федерации, а также производящих подакцизные товары, не реализуемые на сторону и используемые для производства товаров, не облагаемых акцизами,  -  объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;


        для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья,  -  объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении.


        4. При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при обмене с участием подакцизных товаров, при передаче подакцизных товаров безвозмездно или по ценам ниже рыночных объектом налогообложения является:


        в случае, когда на подакцизные товары установлены ставки акцизов в процентах,  -  стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии  -  исходя из рыночных цен с учетом акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде;


        в случае, когда на подакцизные товары установлены твердые (специфические) ставки акцизов,  -  объем переданных подакцизных товаров в натуральном выражении.


        По подакцизным товарам, ставки акцизов на которые установлены в процентах, акцизы уплачиваются также с сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона.


        По организациям, выпускающим как подакцизную, так и неподакцизную продукцию, финансовая помощь и средства пополнения фондов специального назначения облагаются в доле, приходящейся на подакцизные товары в общем объеме реализации производимой ими продукции.


IV. Льготы по налогу


        5. Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена).


        В случае, если организации, производящие и реализующие подакцизные товары собственного производства, экспортировали эти товары, для освобождения их от уплаты акцизов в налоговые органы предъявляются следующие документы:


        а) контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров, принадлежащих производителю-плательщику акцизов, осуществляется по договору комиссии, организацией-комиссионером, то производитель этих товаров (комитент) для получения льготы по уплате акцизов представляет в налоговые органы договор комиссии и контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) комиссионера с иностранным партнером;


        б) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законодательством;


        в) грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее  -  пограничный таможенный орган). Если вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производящего таможенное оформление;


        г) копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика, с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ и таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов.


        При этом льготы при экспорте спирта и алкогольных подакцизных товаров предоставляются налогоплательщикам, имеющим лицензию на право производства этой подакцизной продукции и квоту (заказ-наряд) на получение (закупку) этилового спирта.


        6. Сумма акциза, уплаченная по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), на себестоимость этих подакцизных товаров не относится, а указывается налогоплательщиком в налоговом расчете по акцизам (декларации) отдельной строкой, и засчитывается налоговыми органами в счет предстоящих платежей или возмещается по письменному заявлению налогоплательщика из бюджета за счет общих поступлений налогов на основании представленных расчетов в десятидневный срок со дня получения налогового расчета за соответствующий отчетный период. При этом зачету (возмещению) подлежит сумма акциза, уплаченная по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость экспортированных подакцизных товаров.


        Зачет (возмещение) сумм акцизов, уплаченных по сырью, производится после представления организацией-производителем готовых подакцизных товаров в налоговые органы документов, перечисленных в п. 5 настоящей Инструкции, а также платежных документов и выписки банка, подтверждающих факт оплаты акцизов организациям, изготавливающим подакцизные товары, использованные в качестве сырья при производстве экспортированных подакцизных товаров.


        7. Организации (включая собственников давальческого сырья), которым предоставляется льгота по налогообложению экспортируемых товаров, должны обеспечить раздельный учет производства и реализации таких товаров.


        8. Для документального подтверждения льгот по налогообложению экспортируемых подакцизных товаров налогоплательщики в срок, не позднее 90 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта региональной таможней представляют в налоговые органы расчеты (декларации) с приложением документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, предусмотренных в пункте 5 настоящей Инструкции.


        При отсутствии хотя бы одного из перечисленных в разделе IV документов льгота по экспорту не предоставляется.


        До представления документов, подтверждающих законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров, налогоплательщики не отражают в своих налоговых декларациях (расчетах) указанные операции.


        Налогоплательщики в течение 10 дней с даты выпуска подакцизного товара в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным органом, производившим таможенное оформление товара, документально информируют налоговый орган, в котором они зарегистрированы, о вывозе товара в указанном режиме. Документ подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (предприятия).


V. Определение облагаемого оборота по подакцизным товарам, ставки акцизов на которые установлены в процентах


        9. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из:


        а) отпускных цен с включением в них суммы акциза по подакцизным товарам, производимым и реализуемым на территории Российской Федерации (за исключением товаров из давальческого сырья), а также по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, и реализуемых на территории Российской Федерации;


        Например, если объект обложения  -  отпускная цена без учета акциза (себестоимость и прибыль)  -  подакцизного товара составил за единицу изделия 70 тыс. руб., сумма акциза при ставке 30%, определяемая по формуле, предусмотренной в пункте 11 настоящей Инструкции, составила


30 тыс. руб. = 70 тыс. руб.*(30% / (100%-30%))    , тогда

        облагаемый оборот (отпускная цена с учетом акциза) составит:


        100 тыс. руб. (70 тыс. руб. + 30 тыс. руб.);


        б) максимальных отпускных цен с учетом акциза по установленным ставкам, применяемых в организации на аналогичные товары собственного производства на момент передачи (отгрузки) готовых товаров, а при их отсутствии исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде,  -  на подакцизные товары, производимые на территории Российской Федерации из давальческого сырья, а также при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при обмене с участием подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных.


        В этих случаях для определения облагаемого акцизами оборота применяется максимальная отпускная цена с учетом акциза аналогичного подакцизного товара, изготовленного из принадлежащей данной организации сырья за истекшие десять дней, предшествующих дню отгрузки этих товаров, по данным соответствующего регистра бухгалтерского учета.


        При этом в случае, если подакцизный товар выпускается разных сортов и марок, и в организации по ним не ведется раздельный учет, то тогда облагаемый оборот определяется по максимальным ценам аналогичного подакцизного товара, независимо от сорта и марки этого товара. При условии обеспечения организацией-производителем раздельного учета по каждому сорту, марке подакцизного товара, облагаемый оборот может определяться исходя из максимальных отпускных цен по каждому конкретному сорту, марке.


        Если организация не производит аналогичный товар, то для определения облагаемого оборота применяются рыночные цены, сложившиеся в данном регионе. При определении рыночных цен следует ориентироваться на информацию территориальных органов статистики по месту производства данного товара, которые ведут наблюдение за ценами отдельных видов подакцизных товаров.


        В связи со сложностью определения рыночных цен на аналогичные ювелирные изделия при изготовлении их по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий, облагаемый оборот по этим ювелирным изделиям определяется исходя из полной стоимости данного ювелирного изделия, то есть стоимости используемых материалов (сданных заказчиком ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома ювелирных изделий) и стоимости их изготовления. При этом стоимость предоставляемых заказчиком материалов может быть определена как самим заказчиком, так и на основании утвержденных в установленном порядке цен на драгоценные металлы и лом.


VI. Порядок исчисления и уплаты акцизов


        10. Сумма акциза определяется плательщиком самостоятельно.


        При этом в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных и др.), в расчетных документах на подакцизные товары (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, расчетно-кассовых ордерах), реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, а также в регистрах бухгалтерского учета сумма акциза указывается отдельной строкой. Исчисление акциза расчетным путем по этим документам не производится.
     


        При реализации подакцизных товаров на экспорт расчетные документы и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм акциза, и в них делается надпись или ставится штамп “Без акциза”.


        11. Сумма акциза по подакцизным товарам, на которые установлены ставки в процентах, определяется плательщиком по формуле:


С = Н * ( A / (100% - A))           ,  где

        С  -  сумма акциза;


        Н  -  объект обложения (отпускная цена без учета акциза);


        А  -  ставка акциза в процентах.


        12. С суммы денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона и в случаях применения для исчисления акциза рыночных цен сумма акциза определяется по формуле:


С = Н * А, где

        С  -  сумма акциза;


        Н  -  рыночная цена с учетом акциза, или сумма полученных денежных средств,     или стоимость опциона;


        А  -  ставка акциза в процентах.


        13. В случае использования в качестве сырья, включая давальческое, подакцизных товаров (за исключением подакцизных видов минерального сырья), по которым на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз (включая акциз, взимаемый таможенными органами Российской Федерации и внесенный в бюджет Российской Федерации), сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному (списанному) для его производства.


        При этом сумма акциза, подлежащего уплате по готовой алкогольной продукции, уменьшается на сумму акциза, уплаченного по спирту или алкогольной продукции, подлежащей доработке (включая розлив), только в случае представления организациями-поставщиками спирта и алкогольной продукции копии лицензии на право занятия соответствующим видом деятельности.


        Сумма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам виноградным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков. При этом следует иметь в виду, что сумма акциза по спирту, использованному для производства виноматериалов, направленных на производство вина, и подлежащая зачету, не может превышать суммы акциза, исчисленной по формуле:


С зачет =   12 тыс.руб.*К вина / Кспирта                             , где

        12 тыс. руб.  -  размер ставки акциза по спирту этиловому из всех видов сырья;


        С зачет  -  предельная сумма зачета;


        К вина  -  крепость вина;


        К спирта  -  крепость спирта.


        Сумма акциза, уплаченная по подакцизным товарам, в дальнейшем использованным в качестве сырья для производства товаров, не облагаемых акцизами, относится на себестоимость этих товаров. Это положение не распространяется на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, в случае использования его в качестве сырья для производства неподакцизных товаров.


        Сумма акциза по подакцизным товарам, которые не являются основным сырьем при производстве других подакцизных товаров, относится на себестоимость готовых подакцизных товаров.


        Сумма акцизов по подакцизным товарам (за исключением спирта этилового, вырабатываемого из всех видов сырья, кроме пищевого), не реализуемым на сторону и используемым организациями для производства товаров, не облагаемых акцизами, относится (списывается) на себестоимость неподакцизной продукции.


        В тех случаях, когда в документах, перечисленных в пункте 10 настоящей Инструкции, сумма уплаченного акциза не выделена отдельной строкой, то на себестоимость готового подакцизного товара относится вся стоимость сырья, указанная в документах.


        По подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет, уменьшается на сумму акциза, уплаченного таможенным органам Российской Федерации.


        Кроме того, по подакцизным товарам, изготовленным из подакцизного давальческого сырья, уменьшение сумм акциза по этим товарам производится только в случае представления налогоплательщиками копий платежных поручений с отметкой банка и соответствующих налоговых или таможенных органов Российской Федерации об уплате и фактическом поступлении денежных средств в бюджет Российской Федерации по использованному сырью. В таком же порядке производится уменьшение сумм акциза по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из подакцизного давальческого сырья, принадлежащего организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации.


        Уменьшение суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по винам и напиткам виноградным и плодовым, на сумму акциза, уплаченную по спирту этиловому из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов и в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков, производится только в случае, когда кроме выполнения условий, предусмотренных в пункте 10 настоящей Инструкции, налогоплательщики представят платежные документы и выписку из банка, подтверждающие факт оплаты организацией, производящей виноматериалы, спирта этилового из пищевого сырья по ценам, включающим акциз по установленной ставке.


        14. Сумма акциза, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между начисленными суммами акциза по готовым подакцизным товарам и суммами акциза, уплаченными поставщиками за подакцизные товары, использованные в качестве сырья для производства подакцизных товаров, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость.


        По товарам, по которым сумма акциза уплачивается в бюджет подекадно (например, 15 числа отчетного месяца), сумма акциза, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, начисленными с 1 по 10 число этого месяца по готовым подакцизным товарам, и суммами акциза, уплаченными поставщикам за использованное сырье для производства подакцизных товаров, стоимость которых фактически отнесена (списана) за эти же 10 дней на себестоимость готовой продукции.


        В случае, когда организация в данном отчетном периоде не оплатила стоимость подакцизных товаров (сырья), использованных (списанных) для производства готовых подакцизных товаров, а уплатила в бюджет сумму акциза по готовым подакцизным товарам без уменьшения ее на сумму акциза по сырью, то после оплаты в последующем отчетном периоде этой организацией сырья, списанного в данном отчетном периоде на себестоимость, эта сумма акциза подлежит зачету в счет предстоящих платежей по акцизам в том отчетном периоде, в котором была проведена оплата этого сырья.


        При этом отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам, к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит.


        15. По спирту этиловому из всех видов сырья, отпускаемому медицинским и ветеринарным учреждениям, аптечной сети и предприятиям для производства лекарственных средств и изделий медицинского и ветеринарного назначения по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в пределах общих квот потребления спирта по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации по ставке 8 тыс. рублей за 1 литр, но реализованному или использованному этими организациями не по целевому назначению, вышеперечисленные организации уплачивают акциз по ставке в размере 12 тыс. рублей за 1 литр.


        16. По подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца <*>,  плательщики вносят авансовый платеж по акцизам в размере стоимости покупки марок акцизного сбора, определенной по формуле:     
        
     -----     
     <*> В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. № 319 “О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора”, от 17 июля 1996 г. № 825 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. № 319”


А = Атм * Кт, где

А  -  сумма авансового платежа по акцизам (в руб.);


Атм  -  цена одной марки акцизного сбора (в руб.) в установленном размере (Приложение № 2 к настоящей Инструкции);


Кт  -  количество подакцизных товаров в натуральном выражении, подлежащих маркировке марками акцизного сбора (в единицах товара).


        При этом сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается в данном отчетном периоде при окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора подакцизным товарам в этом же периоде.


        17. Датой совершения оборота считается день поступления средств за подакцизные товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами  -  день поступления выручки в кассу.


        В случаях, когда реализация определяется по отгруженным товарам, датой совершения оборота считается день их отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов.


        При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства и при их безвозмездной передаче датой совершения оборота является день их передачи (отгрузки).


        По подакцизным товарам (за исключением спирта этилового, вырабатываемого из всех видов сырья, кроме пищевого), не реализуемым на сторону и используемым организациями для производства товаров, не облагаемых акцизами, датой совершения оборота считается день передачи в производство этой подакцизной продукции для изготовления неподакцизных товаров.


        При проведении взаимных зачетов с участием подакцизных товаров датой совершения оборота является день их передачи (отгрузки).


        18. В случаях возврата подакцизных товаров покупателями после оплаты расчетных документов акциз по этим товарам исключается из суммы акциза, подлежащего уплате в бюджет за тот отчетный период, в котором имел место возврат покупателями товаров в части суммы акциза, фактически внесенной в бюджет организацией, производящей и реализующей данную продукцию. При этом, если подакцизные товары оплачены покупателями в отчетном месяце и возвращены ими в последние дни отчетного месяца (или в следующем месяце до представления месячного расчета по акцизам), акциз по ним исключается из суммы, подлежащей уплате за отчетный месяц.


        Исключение ранее внесенных сумм налога производится после корректировки соответствующих оборотов по реализации в учете.


        19. Плательщики акцизов, которые не ведут раздельного учета по товарам, облагаемым разными ставками акцизов, должны производить начисление и уплату сумм акцизов, применяя наивысший процент ставки акциза по данной группе товаров.


        20. Бухгалтерский учет по акцизам ведется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.


        21. Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.


VII. Сроки уплаты акцизов и представления расчетов


        22. Организации, производящие и реализующие спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, водку и ликеро-водочную продукцию, пиво, бензин автомобильный, включая произведенные из давальческого сырья, уплачивают в бюджет акцизы исходя из фактических оборотов в следующие сроки:


        15-го числа текущего месяца  -  за первую декаду;


        25-го числа текущего месяца  -  за вторую декаду;


        5-го числа следующего за отчетным месяца  -  за остальные дни отчетного месяца.


        Все остальные плательщики уплачивают акцизы ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц (плательщики, производящие подакцизные товары, используемые для производства товаров, не облагаемых акцизами,  -  исходя из объема произведенной подакцизной продукции) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.


        23. Дополнительно начисленные в результате произведенных документальных проверок суммы акцизов вносятся в бюджет в десятидневный срок со дня вручения акта проверки руководителю организации.


        24. Выходные (нерабочие) и праздничные дни при определении сроков уплаты акцизов учитываются в следующем порядке.


        Если срок внесения в бюджет платежей организациями, уплачивающими акцизы на третий день после дня совершения реализации, приходится на выходной (нерабочий), праздничный день, то срок платежа переносится на третий рабочий день после дня совершения оборота.


        Если срок декадного платежа, уплачиваемого с фактического оборота истекшей декады, приходится на выходной (нерабочий), праздничный день, на первый или второй рабочий день после выходных (нерабочих) дней, то срок платежа переносится на третий рабочий день по истечении декады.


        25. Плательщики (в том числе плательщики, у которых при исчислении акциза получилась отрицательная либо нулевая разница между суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам и суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров) представляют налоговым органам по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.


        Если срок представления налогового расчета (декларации) по акцизам приходится на выходной (нерабочий) день, этот срок переносится на первый рабочий день.


VIII. Порядок приобретения, маркировки и возврата марок акцизного сбора установленного образца


        26. При изготовлении организациями подакцизных товаров как подлежащих маркировке марками акцизного сбора, так и не подлежащих маркировке, налогоплательщики ведут раздельный учет таких товаров.


        27. Маркировке марками акцизного сбора подлежат подакцизные табачные изделия, выпускаемые в пачках в соответствии с действующей нормативно-технической документацией (включая табачные изделия, вывозимые в страны СНГ).


        Маркировка табачных изделий производится в соответствии с Правилами маркировки табачных изделий, изготовляемых на территории Российской Федерации, утвержденными Минфином России 15.09.95 № 04-03-06 по согласованию с Госналогслужбой России.


        Марки акцизного сбора приобретаются только организациями, непосредственно производящими подакцизные табачные изделия (включая табачные изделия из давальческого сырья) и зарегистрированными в установленном порядке в качестве плательщиков акцизов.


        Марки акцизного сбора, являющиеся свидетельством внесения авансового платежа по акцизам конкретным налогоплательщиком, должны быть в обязательном порядке наклеены на подакцизные товары и, соответственно, не могут быть переданы налогоплательщиком другим лицам, за исключением возврата налоговым органам по месту их приобретения.


        28. Заявку с указанием потребности в марках акцизного сбора налогоплательщики подают в соответствующие государственные налоговые инспекции не позднее, чем за четыре месяца до начала квартала.


        Марки акцизного сбора на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, выдают государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации (или по их поручению налоговые инспекции по городам и районам) непосредственно налогоплательщикам после внесения ими авансового платежа по акцизам.


        Для приобретения марок акцизного сбора организации-изготовители табачных изделий представляют в соответствующие налоговые инспекции следующие документы:


        заявление на получение марок, подаваемое на имя начальника соответствующей государственной налоговой инспекции с указанием их количества;


        копии платежных поручений на оплату марок акцизного сбора, которые являются подтверждением уплаты авансового платежа по акцизам, а также выписку банка из расчетного счета, подтверждающую снятие указанных средств со счета налогоплательщика.


        При этом в платежном поручении в графе “Назначение платежа” обязательно указание: “Уплата авансового платежа по акцизам за марки акцизного сбора”.


        На указанных документах делается отметка инспектора по учету территориальной налоговой инспекции по месту постановки на учет налогоплательщика о фактическом поступлении денежных средств на раздел 22 параграфа 8 классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации;


        доверенность на получение марок акцизного сбора, выданная организацией-изготовителем табачных изделий лицу, получающему указанные марки.


        При получении марок акцизного сбора организациям-изготовителям табачных изделий выдается первый экземпляр накладной, выписываемой налоговым органом.


        Марки акцизного сбора выдаются строго в соответствии с заказанным количеством. Единоразовая выдача марок акцизного сбора не может превышать заявленной квартальной потребности.
     


        29. Налогоплательщики при обнаружении марок акцизного сбора, имеющих типографский брак, должны возвратить их в государственную налоговую инспекцию по месту их выдачи с заявлением о замене таких марок.


        30. Марки акцизного сбора, поврежденные в процессе маркировки табачных изделий, подлежат уничтожению.


        Для этого поврежденные марки акцизного сбора должны быть наклеены на отдельных листах с соблюдением следующих правил:


        при наклеивании марок акцизного сбора не допускаются складки и неровности;


        марки наклеивают таким образом, чтобы четко просматривалась центральная часть марки и цифровые реквизиты;


        при разрыве марки отдельные ее части должны быть соединены;


        общая часть каждой поврежденной марки должна составлять не менее 2/3 ее первоначального размера. В случае, если общая часть поврежденной марки составляет менее 2/3 ее первоначального размера, марка акцизного сбора считается утраченной и замене не подлежит.


        Уничтожение поврежденных марок акцизного сбора производится комиссией в составе представителей государственной налоговой инспекции по городу или району, налоговой полиции и организации-изготовителя табачных изделий (бухгалтера, материально ответственного лица).


        Акт об уничтожении поврежденных марок акцизного сбора составляется на месте уничтожения в 3-х экземплярах и подписывается всеми членами комиссии после уничтожения марок. Один экземпляр остается у налогоплательщика, другой  -  в территориальной налоговой инспекции, третий  -  в государственной налоговой инспекции, ранее выдавшей эти марки.


        Выдача марок акцизного сбора взамен уничтоженных производится на основании заявления налогоплательщика в государственную налоговую инспекцию по месту их приобретения с приложением акта об их уничтожении.


        По маркам, не подлежащим замене, марки акцизного сбора считаются утраченными и замене не подлежат. Сумма авансового платежа по акцизам (цена марки акцизного сбора) списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.


IX. Порядок ведения в налоговых инспекциях карточек лицевых счетов


        31. Учет поступления акцизов по каждому плательщику ведется на карточках лицевых счетов по форме № 6 (приложение № 9 к инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет”).


X. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов


        32. Ответственность за правильность и своевременность уплаты акцизов возлагается на плательщиков и их должностных лиц.


        Ответственными за правильность маркировки табачных изделий марками акцизного сбора являются организации, производящие табачные изделия.


        33. За нарушение Закона Российской Федерации “Об акцизах” плательщики и их должностные лица несут ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.


        34. Контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения акцизов в бюджет осуществляется налоговыми органами в соответствии с их компетенцией, определяемой федеральными законами.


        35. Налогоплательщик имеет право самостоятельно до проверки налоговых органов внести исправления в ранее представленные налоговые расчеты (декларации).


        По суммам акциза, дополнительно подлежащим уплате в бюджет, налогоплательщик представляет в соответствующие налоговые инспекции дополнительные налоговые расчеты (декларации) отдельно за каждый налоговый период, в котором производятся уточнения. В этих налоговых расчетах (декларациях) по соответствующим строкам указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленными расчетами.


        36. С введением в действие настоящей Инструкции утрачивают силу инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 36 “О порядке исчисления и уплаты акцизов” и Изменения и дополнения № 1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 36 “О порядке исчисления и уплаты акцизов”.



Заместитель Руководителя
 Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник налоговой службы I ранга                                                   
В.А. Зверховский


Согласовано:

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации                                                                                               
С.Д. Шаталов



        Инструкция № 43 от 22.07.96 зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 15 августа 1996 г. № 1148.


        Изменения и дополнения № 1 Инструкции № 43 от 12.05.97 зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 06.06.97.


Приложение № 1

к Инструкции Государственной налоговой
службы Российской Федерации
от 22 июля 1996 г. № 43


Ставки акцизов по подакцизным товарам*

  Наименование товаров и продукции

Ставки в рублях за единицу измерения
или в процентах  

Алкогольная продукция, за исключением вин и слабоалкогольных напитков  **

45 тыс. рублей за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой алкогольной продукции  

Вина натуральные  ***,  слабоалкогольные напитки  

2 тыс. рублей за 1 литр  

 Вина (за исключением натуральных) специальные  ****   ,  виноградные и плодовые напитки крепостью до 28 процентов включительно   

  3 тыс. рублей за 1 литр

  Вина игристые и шампанские

5 тыс. рублей за 1 литр  

Пиво (за исключением разлитого в жестяные банки)  

500 рублей за 1 литр  

Пиво, разлитое в жестяные банки  

900 рублей за 1 литр  

Спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы  

12 тыс. рублей за 1 литр  

  Спирт этиловый, отпускаемый медицинским и ветеринарным учреждениям, аптечной сети и предприятиям для производства лекарственных средств и изделий медицинского и ветеринарного назначения по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в пределах общих квот потребления спирта по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации

8 тыс. рублей за 1 литр  

Табачные изделия:  

  
 

табак трубочный  

100 тыс. рублей за 1 кг  

табак курительный  

50 тыс. рублей за 1 кг  

сигары  

5 тыс. рублей за 1 штуку  

сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм  

21 тыс. рублей за 1000 штук  

сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу  

  14 тыс. рублей за 1000 штук

сигареты с фильтром 1, 2 и 3-го классов по ГОСТу  

10 тыс. рублей за 1000 штук  

сигареты с фильтром 4-го класса по ГОСТу  

  7,5 тыс. рублей за 1000 штук

сигареты без фильтра  

5,5 тыс. рублей за 1000 штук  

  папиросы 1-го класса

3 тыс. рублей за 1000 штук  

Ювелирные изделия  

30 процентов