Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает государственный советник налоговой службы II ранга И.К. Выскребенцев


На вопросы налогоплательщиков отвечает государственный советник налоговой службы II ранга И.К. Выскребенцев


     

   На основании каких законодательных и нормативных актов взимается налог на имущество предприятий?


        Порядок исчисления и уплаты налога на имущество предприятий регламентируется Законом Российской Федерации от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” и инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”, с последующими изменениями и дополнениями.


     

   Кто является плательщиком налога на имущество предприятий?


        Налог на имущество предприятий обязаны уплачивать предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.


      

  Уплачивают ли налог на имущество предприятий филиалы, не имеющие отдельного баланса или расчетного (текущего) счета?


        Филиалы, не имеющие отдельного баланса или расчетного (текущего) счета, не являются плательщиками налога на имущество предприятий. За имущество таких филиалов налог уплачивается их головными организациями, и зачисление налога производится в соответствующие бюджеты по месту нахождения организаций, являющихся юридическими лицами.


      

  Уплачивается ли налог на имущество организациями, образованными в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации?


        Указанные организации являются плательщиками налога на имущество предприятий. Порядок исчисления и уплаты налога такими организациями регулируется инструкцией Госналогслужбы России от 15.10.95 № 38 “О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации”.


      

  Что является объектом обложения налогом на имущество предприятий?


        Объектом налогообложения являются основные фонды, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.


        В частности, по предприятиям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 28.12.94 № 173, для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе бухгалтерского баланса остатки по счетам бухгалтерского учета 01, 03, 04, 10, 11, 12, 15, 16, 20, 21, 23, 29, 30, 31, 36, 40, 41, 44, 45, а также прочие запасы и затраты, отражаемые по стр. 211 раздела II “Оборотные активы” бухгалтерского баланса.


     

   Какое имущество включается в налогооблагаемую базу территориальных фондов обязательного медицинского страхования, банков и страховых организаций, имеющих свои особенности в ведении бухгалтерского учета и отчетности?


        У названных организаций для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по счетам бухгалтерского учета, перечень которых приведен в п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 05.08.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”.

      

  Учитываются ли при исчислении налога на имущество предприятий в 1996 году результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года?


        В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1148 “О переоценке основных фондов” коммерческие и некоммерческие организации (далее по тексту  -  организации) были обязаны осуществить переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года.


        Организации были должны до 15 февраля 1996 года сообщить органам статистики результаты переоценки основных фондов. Результаты переоценки основных фондов, проведенной к этому сроку, следовало учитывать при исчислении налога на имущество предприятий в 1996 году.


        Если организации провели самостоятельно либо с привлечением других организаций (с участием специалистов-экспертов) переоценку основных фондов (методом прямой оценки) не в установленный решением Правительства Российской Федерации срок (после 15 февраля 1996 года), то результаты такой переоценки не должны были учитываться при исчислении налога на имущество предприятий в 1996 году.


        Организации, осуществившие в 1996 году после 15 февраля 1996 года переоценку основных фондов путем прямого пересчета их стоимости по документально подтвержденным рыночным ценам, вправе отразить результаты данной переоценки в бухгалтерском балансе за I квартал 1997 года (п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96 № 1442 “О переоценке основных фондов в 1997 году”, п. 2.9 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России от 18.02.97 № ВД-1-24/336) и соответственно учитывать их при исчислении налога на имущество предприятий начиная с расчетов за I квартал 1997 года).

      

  Учитываются ли результаты переоценки основных фондов, проведенной по состоянию на 1 января 1997 года, при исчислении налога на имущество предприятий в 1997 году?


        В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96 № 1442 “О переоценке основных фондов в 1997 году” и п. 1.2 и 2.8 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России 18.02.97 № ВД-1-24/336, переоценка основных фондов производится по состоянию на 1 января 1997 года (то есть исходя из уровня цен на эту дату) и осуществляется в течение 1997 года, а результаты проведенной переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года должны быть отражены в бухгалтерском балансе организаций за I квартал 1998 года.


        В связи с этим, результаты переоценки основных фондов, проводимой по состоянию на 1 января 1997 года, не учитываются при исчислении налога на имущество предприятий в течение 1997 года.


        Госналогслужба России письмом от 25.03.97 № СШ-4-02/12н довела государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации вышеназванный Порядок проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года и поручила им сообщить об этом налогоплательщикам и налоговым органам по подчиненности. В Порядке подробно изложены бухгалтерские проводки об отражении в бухгалтерском учете результатов переоценки основных фондов.

     

   Кто имеет право устанавливать льготы по налогу на имущество предприятий?


        Льготы по налогу на имущество предприятий установлены Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, с учетом внесенных в него изменений и дополнений.


        Учитывая, что налог на имущество предприятий отнесен законодательством Российской Федерации к числу территориальных налогов, названным Законом предоставлено право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по этому налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

       В каком порядке предоставляется льгота по налогу на имущество предприятиям, создающим страховые и сезонные запасы материальных ценностей?


        В соответствии с п. “ж” ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) данным налогом не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


        В целях правильного применения данной нормы Закона территориальные органы власти самостоятельно определяют перечень предприятий, расположенных на их территории и связанных с сезонным природно-климатическим циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования). Предприятия, включенные в такой перечень, согласовывают размеры страховых и сезонных запасов с указанными органами.


        Согласно ст. 2 указанного выше Закона налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Поэтому под имуществом, используемым для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, следует понимать материальные ценности, в том числе сырье и материалы, образующие вышеуказанные запасы, находящиеся на балансе предприятия.

     

   Какие документы служат основанием для освобождения от уплаты налога на имущество предприятий по законсервированному имуществу?


        Согласно п. “ж” ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) данный налог не исчисляется с запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


        Подпунктом “ж” п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” к таким запасам, в частности, отнесены материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.


        В связи с этим, основанием для исключения стоимости законсервированного имущества из расчетов при исчислении налога на имущество предприятий может служить решение о консервации имущества, принятое федеральным органом исполнительной власти, соответствующим органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления.


        Решение руководителя организации о консервации имущества не является основанием для предоставления указанной льготы.


        В соответствии с п. 2.13 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России от 18.02.97 № ВД-1-24/336, порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации.

       

 Освобождаются ли от налога на имущество подъездные пути, числящиеся на балансе акционерного общества?


        Согласно п. “ж” ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость железнодорожных путей сообщения.


        Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 “О налоге на имущество предприятий” (подпункт “г” п. 6) разъяснено, что для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) железнодорожных путей сообщения, в том числе подъездных путей, принадлежащих железной дороге.


        Определение термина “железная дорога” дано в ст. 2 Закона РФ от 25.08.95 № 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте”, в соответствии с которым “железная дорога”  -  основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав.


        Таким образом, освобождаются от налога на имущество предприятий пути сообщения, принадлежащие железной дороге (в том числе и подъездные).


        Стоимость подъездных путей, находящихся на балансе предприятий (в том числе акционерных обществ), не входящих в систему железных дорог, облагается налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.

     

   Распространяется ли льгота, установленная п. “б” ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, на все имущество, использование которого направлено на выполнение задач по обеспечению пожарной безопасности, или только на имущество, непосредственно используемое для предотвращения и тушения пожаров?


        В соответствии с п. “б” ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых исключительно для пожарной безопасности.


        К такому имуществу относится имущество, непосредственно используемое для предотвращения и тушения пожаров (специализированные пожарные автомобили, средства пожарной сигнализации, средства пожаротушения, здание пожарного депо и т.п.).


        При возникновении разногласий вопрос об отнесении имущества на балансе предприятия следует решать с соответствующими территориальными органами противопожарной безопасности.


        В целях правильного применения льготы предприятие обязано обеспечить раздельный учет льготируемого имущества.

 

       Какова ставка налога на имущество предприятий?


        Законом Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий” установлена предельная ставка налога в размере 2 %.


        Конкретные ставки налога на имущество, в зависимости от видов деятельности предприятий (не выше указанного предела), устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.


        Устанавливать ставку налога на имущество для отдельных предприятий Законом не разрешено.


        При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка (2 %).

      

  В какой бюджет зачисляется налог на имущество предприятий?


        Суммы платежей по налогу на имущество предприятий зачисляются равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятий.

      

  В каком порядке исчисляется и уплачивается налог на имущество предприятий?


        Сумма налога исчисляется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости облагаемого имущества.


        Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного года.


        Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

     

   Каковы источники уплаты налога на имущество предприятий?


        Исчисленная сумма налога на имущество относится на финансовые результаты предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям  -  на операционные и разные расходы.


        По предприятиям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 28.12.94 № 173, исчисленная сумма налога отражается по кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” (на отдельном субсчете) и дебету счета 80 “Прибыли и убытки”.


        Перечисление суммы налога на имущество в бюжет отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” и кредиту счета 51 “Расчетный счет”.

   

     В какие сроки предприятия обязаны представить в налоговые органы расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества?


        Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период по форме, приведенной в приложениях 1 и 2 к инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”, предприятия обязаны представить в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским балансом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

     

   В какие сроки уплачивается налог на имущество предприятий?


        Уплата налога на имущество производится предприятием по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам  -  в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.


        Предприятия обязаны до наступления срока уплаты платежа сдать платежные поручения в учреждения банков на перечисление налога в соответствующие бюджеты.

    

    Кто несет ответственность за неправильное исчисление и уплату налога на имущество предприятий?


        Ответственность за неправильное исчисление и уплату налога на имущество несет плательщик в соответствии с Законом РФ от 21.03.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и иными законодательными актами.