Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обжалование и опротестование постановления по делу об административном нарушении налогового законодательства

       

Обжалование и опротестование постановления по делу об административном нарушении налогового законодательства

      


А.В.Смирнов,
советник налоговой служба I ранга


        Порядок обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, установленный Законом Российской Федерации от 27.04.93 № 4866-I “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” и введенный в действие в соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации от 25.02.93 № 4552-I “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”" с 12 мая 1993 года, в соответствии со ст. 3 данного Закона не распространяется на производство до делам, возникающим из административно-правовых отношений.


        На такие ситуации не распространяется также порядок обжалования действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, установленный ст. 14 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”.


        Порядок обжалования и опротестования постановлений начальников государственных налоговых инспекций (их заместителей) по делам об административных нарушениях налогового законодательства установлен главой 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и главами 22 и 24 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.


        В соответствии со ст. 268 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине срок может быть восстановлен органом, рассматривающим поданную жалобу (вышестоящим налоговым органом, судом).


        Согласно ст. 266 и 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях постановление по делу об административном нарушении налогового законодательства, вынесенное начальником государственной налоговой инспекции (его заместителем), может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено  -  руководителем или иным должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином  -  в вышестоящем налоговом органе или в районном (городском) суде.


        Постановление по делу об административном правонарушении может быть также опротестовано прокурором.


        Рассмотрим порядок обжалования постановления по делу об административном нарушении налогового законодательства.


Обжалование в вышестоящую инспекцию


        Если налогоплательщик обжалует вынесенное в отношении него постановление в установленный срок в вышестоящую государственную налоговую инспекцию, то эта инспекция рассматривает жалобу и принимает по ней решение согласно ст. 271 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в течение десяти дней со дня ее поступления.


        Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы. При рассмотрении жалобы вышестоящая государственная налоговая инспекция проверяет законность и обоснованность вынесенного решения и принимает одно из следующих решений:


        1) оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;


        2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;


        3) отменяет постановление и прекращает дело производством в порядке, установленном ст. 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, что влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов (при невозможности возврата предмета возвращается его стоимость), а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением;


        4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных соответствующим законодательным актом, с тем, чтобы взыскание не было усилено.


        Таким образом, при рассмотрении жалоб по постановлениям о наложении административных взысканий за неправильное удержание предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, неперечисление, неполное или несвоевременное перечисление удержанных сумм в бюджет, за задержку банками и кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов, за непредставление банками и другими кредитными учреждениями налоговым органам данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год, за открытие банком или иным кредитным учреждением расчетного или иного счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе и несообщение об открытии указанных счетов в пятидневный срок в налоговый орган, за непредставление органами коммунального хозяйства, осуществляющими оценку строений, помещений и сооружений, а также государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств, данных, необходимых для исчисления налогов на имущество физических лиц, за непредставление или несвоевременное представление нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, документов, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, такое решение не может быть принято.


        Если будет установлено, что постановление вынесено начальником государственной налоговой инспекции или его заместителем по делу о правонарушении, вынесение постановлений по которому не отнесено к компетенции налоговых органов, то такое постановление отменяется, и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).


        В соответствии со ст. 273 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях копия решения по жалобе на постановление по делу об административном нарушении налогового законодательства в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно было вынесено.


        Решение по жалобе на постановление по делу об административном нарушении налогового законодательства может быть опротестовано прокурором. Согласно ст. 275 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях протест на решение по жалобе вносится в налоговый орган, вышестоящий по отношению к государственной налоговой инспекции, принявшей решение по жалобе. Срок опротестования решения по жалобе действующим законодательством не установлен, то есть прокурор может опротестовать решение по жалобе в любой момент независимо от того, сколько времени (месяцев, лет) прошло с момента его принятия.


Обжалование в суд


        С лица, обжалующего постановление о наложении административного взыскания, государственная пошлина не взыскивается согласно абзацу восьмому подпункта “ц” п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.91 № 2005-I “О государственной пошлине”.


        Порядок обжалования постановлений непосредственно в суде установлен главой 24 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.


        В течение десяти дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за административное нарушение налогового законодательства граждане или должностные лица вправе обжаловать его в суде по месту жительства. Согласно ст. 237 Гражданского процессуального кодекса РСФСР подача жалобы приостанавливает взыскание в административном порядке.


        В соответствии со ст. 231 Гражданского процессуального кодекса РСФСР жалобы на постановления начальников государственных налоговых инспекций (их заместителей) по делам об административных нарушениях налогового законодательства рассматриваются судьей единолично в десятидневный срок. Заявитель и вынесший постановление начальник государственной налоговой инспекции (его заместитель) уведомляются о времени и месте рассмотрения жалобы, однако при этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 238 Гражданского процессуального кодекса РСФСР их неявка не препятствует рассмотрению дела в суде.


        При рассмотрении дела судья обязан проверить:


         -  правильно ли действовала государственная налоговая инспекция;


         -  совершило  ли оштрафованное лицо административно наказуемое нарушение налогового законодательства и виновно ли оно в совершении этого нарушения;


         -  не превышает ли наложенный штраф установленный законодательством предельный размер;


         -  учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение;


         -  не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.


        Проверяя правильность действий государственной налоговой инспекции судья устанавливает:


         -  производилось ли наложение взыскания на основании действующего законодательства;


         -  правомочен ли налоговый орган осуществлять административное производство по совершенному административному правонарушению;


         -  был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, на которое наложен административный штраф, к выполнению возложенной на него обязанности.


        Учитывая, что действующим законодательством на налоговые органы возложена обязанность контролировать соблюдение налогового законодательства, а не порядка привлечения должностных лиц и граждан к выполнению возложенных на них обязанностей (должностных или гражданских), проверка соблюдения этого порядка не должна играть сколько-нибудь заметной роли при рассмотрении жалобы.


        Судья, установив, что требование налогового органа незаконно, выносит решение об удовлетворении жалобы.


        Если сумма наложенного штрафа превышает установленный законодательством предел, судья снижает сумму штрафа до установленного предела. Если штраф наложен без учета тяжести совершенного правонарушения, личности виновного и его имущественного положения, судья может снизить сумму штрафа.


        Следует иметь в виду, что такое решение может быть принято судьей только по жалобам на постановления государственных налоговых инспекций по делам о совершении следующих административных нарушений налогового законодательства:


         -  непредставление или несвоевременное представление гражданами деклараций о доходах или включение в декларации искаженных данных;


         -  неведение гражданами учета доходов или ведение его с нарушением установленного порядка;


         -  нарушение гражданами законодательства о предпринимательской деятельности или осуществление ими предпринимательской деятельности, в отношении которой имеется специальное запрещение;


         -  непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты;


         -  непредставление органами коммунального хозяйства, осуществляющими оценку строений, помещений и сооружений, а также государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств, данных, необходимых для исчисления налогов на имущество физических лиц;


         -  непредставление или несвоевременное представление нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, документов, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;


         -  невыполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также гражданами требований налоговых органов и их должностных лиц, перечисленных в п. 3  -  6 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”*;
          

* О требованиях, предъявляемых государственными налоговыми инспекциями к юридическим и физическим лицам, см. А.В. Смирнов. “Виды административной ответственности за нарушения налогового законодательства”, “Налоговый вестник”, № 6, 1997


         -  отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, а также искажение бухгалтерских отчетов;


         -  сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения.


        Если обжалуемое постановление государственной налоговой инспекции по делу об административном нарушении налогового законодательства признается законным, судья выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.


        В соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 267 и 275 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также согласно постановлению Пленума Верховного Суда РСФСР от 12.12.64 № 25 “О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Гражданского процессуального кодекса РСФСР” (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 20.12.83 № 11), решение судьи по жалобам должностных лиц и граждан на действия начальников государственных налоговых инспекций или их заместителей по вопросу о наложении административных штрафов за нарушения налогового законодательства является окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежит, однако может быть опротестовано прокурором председателю суда или его заместителю, чей судья принял решение по жалобе, или председателю вышестоящего суда или его заместителю по отношению к судье, принявшему это решение. Срок опротестования решения судьи по жалобе действующим законодательством также не установлен.


        Согласно ст. 269 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях постановление государственной налоговой инспекции по делу об административном нарушении налогового законодательства может быть также опротестовано прокурором; причем, срок принесения прокурором протеста действующим законодательством не установлен.


        Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.


        Срок и порядок рассмотрения протеста, виды решений, принимаемые по результатам рассмотрения протеста, такие же как и при рассмотрении жалобы.


        Кроме высылки копии решения по протесту на постановление по делу об административном нарушении налогового законодательства лицу, в отношении которого оно было вынесено, о результатах рассмотрения протеста также сообщается прокурору, принесшему этот протест.