Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок применения мер по принудительному взысканию недоимки по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды


Порядок применения мер по принудительному взысканию недоимки по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды


Н.И. Осетрова,
советник налоговой службы II ранга, к.э.н.


        В развитие статьи “О Налоговом кодексе Российской Федерации”, опубликованной в журнале “Налоговый вестник” № 2, 1997 г., в которой представлена сравнительная характеристика концептуальных положений проекта Общей части Налогового кодекса и действующего законодательства по основам налогообложения, мы продолжаем информировать читателя по отдельным вопросам проекта Кодекса.


        В нижеследующей таблице описывается процедура обеспечения исполнения налогового обязательства по сравнению с действующим порядком взыскания недоимки по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.


        Отличительными чертами предлагаемого в проекте Налогового кодекса, принятого Государственной Думой в первом чтении, механизма исполнения налогового обязательства по сравнению с действующим ныне являются: введение предупредительной процедуры относительно уплаты налога, установление законом порядка взыскания недоимки, определение правомочий всех субъектов налоговых отношений в данном вопросе, обеспечивающее защищенность налогоплательщика и гарантию государства по своевременному поступлению средств в бюджет.


        

Порядок применения мер по принудительному взысканию недоимки платежей в бюджет (процедура обеспечения исполнения налогового обязательства)

      

1

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом налогового обязательства является основанием для выставления органом налоговой службы налогоплательщику или иному обязанному лицу требования об уплате налога. Статья 112 (б)
Требование об уплате налога может быть обжаловано в порядке, установленном Кодексом, и на период обжалования течение установленного срока исполнения требования останавливается. Статья 146 (1)

Отсутствует предупредительная процедура извещения налогоплательщика об уплате налога, о применении мер по обеспечению исполнения налогового обязательства по истечении установленного срока.
В случае неисполнения налогового обязательства недоимка списывается со счетов налогоплательщика в бесспорном порядке

Письменное извещение налогоплательщику о необходимости исполнить свое налоговое обязательство является первым действием органа налоговой службы по обеспечению исполнения налогового обязательства.
Налогоплательщик перед применением к нему мер по обеспечению налогового обязательства уведомляется. Ему предоставляется 10 дней для исполнения налогового обязательства и возможность обжалования требования в случае несогласия. Норма направлена на защиту прав налогоплательщика

2

Требование об уплате налога может быть выставлено предприятию не позднее пяти лет, а физическому лицу - не позднее трех лет со дня истечения установленного Налоговым кодексом срока уплаты налога, либо дня, установленного для уплаты налога решением (договором) об изменении срока исполнения налогового обязательства. Статья 142 (1)

Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования недоимки. (Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”)

Проект устанавливает сроки, позднее которых требование не может быть выставлено

3

Требование об уплате налога может быть выставлено дебитору (дебиторам) на основании письменного заявления налогоплательщика не позднее 5 дней со дня получения требования. Статья 144 (3)

Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, определен Указом Президента Российской Федерации от 22.12.95 № 2270, Порядком бесспорного взыскания от 28.02.94
№ НИ-4-13/33Н, 03-01-07, 80, письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от 18.09.95 № ВП-4-20/60Н, 104, 192
(рег. № 955) от 28.09.95)

Этот порядок практически не изменяется по сравнению с действующим. Но регулирование его законом обеспечивает стабильность правоотношений

  
 

Эта норма не означает, что дебитор налогоплательщика не может подать в орган налоговой службы заявление о привлечении своего дебитора к исполнению требования об уплате налога, а орган налоговой службы не в праве принять по такому заявлению соответствующего решения. Статья 144 (5)

Отсутствует правовая норма  

Обеспечивается защита прав налогоплательщиков в условиях неплатежей

4

 Исполнение требования об уплате налога обеспечивается следующими мерами по обеспечению исполнения налогового обязательства: залогом имущества, поручительством банка, уплатой начисленный пеней, а также взиманием налога. Статья 151 (1)

Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Указами Президента Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами предусмотрены определенные механизмы, обеспечивающие исполнение налогового законодательства

В отличие от сегодняшнего порядка единым законом определен правовой механизм исполнения налогового обязательства в целях стабильности соответствующих общественных отношений




  

Залог имущества как мера обеспечения (гарантия) исполнения налогового обязательства возникает в определенных случаях, в том числе при изменении срока исполнения налогового обязательства. Статья 152 (1)

Из-за отсутствия механизма реализации залог практически не применяется в качестве меры обеспечения исполнения налогового обязательства

В проекте определен механизм применения этой меры ответственности

  
 

Предметом залога может быть имущество, находящееся в собственности налогоплательщика или иного обязанного лица, либо принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Cтатья 152 (4)

В соответствии с действующим порядком такой оговорки нет  

Залог не распространяется на имущество, находящееся в оперативном управлении

4б  

Поручительство как мера обеспечения (гарантия) исполнения налогового обязательства может быть использовано в определенных случаях, в том числе при изменении срока исполнения налогового обязательства. Статья 153 (5)
В качестве поручителя может выступать банк, включенный в специальный реестр соответствующим органом налоговой службы

 

Из-за отсутствия механизма реализации поручительство практически не применяется в качестве меры обеспечения исполнения налогового обязательства

В проекте определен механизм применения этой меры ответственности

4в  

Пеня - мера обеспечения исполнения налогового обязательства
Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статья 154 (4)

Согласно Закону РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” пеня является мерой ответственности за нарушение налогового законодательства

Уточняется назначение пени в налоговом законодательстве  

4г  

Взимание налога производится исключительно в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогоплательщиком или иным обязанным лицом в установленный срок требования об уплате налога. Статья 155 (1)
Взимание налога производится за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, за счет наличных денежных средств, за счет имущества налогоплательщика. Статья 155 (2)

Процедура взимания налога регулируется Указами Президента Российской Федерации от 23.05.94
№ 1006, от 14.02.96 № 199 и от 18.08.96 № 1212

Взимание налога - это комплекс мер, представляющий собой “силовое” исполнение налогового обязательства. Взимание налога имеет разные формы и разные степени ""жесткости"".
Процедура взимания налога начинается только в случае, если налогоплательщик не исполнит требование об уплате налога, выставленного ему в форме постановления в течение 10 рабочих дней

  
 

Взимание налога может производиться с рублевых и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных. Статья 158 (4)
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога оно исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня с момента каждого такого поступления. Статья 158 (5)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 налоговые органы вправе взыскивать недоимки по платежам в бюджет с текущих валютных счетов предприятий только в случае отсутствия в течение 10 календарный дней рублевых средств на счетах (кроме ссудных и депозитных).

Не делается никаких различий между рублевыми и валютными счетами.
Порядок погашения недоимки более реальный, чем действующий, который не позволяет практически реализовывать право органов налоговой службы взыскивать недоимку со всех счетов, в частности, с валютного.
Запрещается списание средств в погашение недоимки не только с ссудных счетов, но и с бюджетных

  
 

- Не производится взимание налога с депозитного счета, если не истек срок депозитного договора. Статья 158 (4)

При наличии средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям требование о переводе средств с депозитного счета на расчетный и в случае невыполнения этого требования в течение 10 календарных дней списывают эти средства с депозитного счета

В целях защиты прав налогоплательщика изменяется механизм выставления требования на депозитный счет и законодательно определяются права сторон в данном вопросе

  
 

- При взимании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика органом налоговой службы может быть применена мера - приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках. Статья 156
- Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке принимается руководителем органа налоговой службы в случае неисполнения требования об уплате налога или непредставления налогоплательщиком в налоговые органы декларации либо при наличии у органа налоговой службы достаточных оснований полагать, что налогоплательщик воспользуется возможностью, чтобы скрыть свои денежные средства либо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства. Статья 156 (2)

Налоговые органы имеют право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях в случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налога (Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”)

Эту меру не следует сразу рассматривать как “наказание”. Она применяется в целях гарантии обеспечения исполнения налогового обязательства. Являясь мерой предупреждения, она ограничивает налогоплательщика распоряжаться денежными средствами и при определенных условиях “срабатывает”. При этом исключается необходимость применения других более жестких “силовых” мер по взиманию недоимки.
В отличие от действующего порядка законом определяются четкие основания для применения этой меры, которые в случае обжалования должны быть доказаны органом налоговой службы. Норма ставит заслон произволу налоговых органов в этом вопросе и обеспечивает защиту налогоплательщика

  
 

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика орган налоговой службы вправе произвести взимание налога за счет наличных денежных средств и иного имущества. Статья 159

Данная норма применяется в соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199, и Положением о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках (утверждено Госналогслужбой России, ФСНП России и Минфином России от 25.05.94, 26.05.94 № ВГ-4-08/57Н, СА-574, 58)

Изъятие наличных денег в уплату налога является более жесткой мерой, чем взимание налога со счетов налогоплательщика. Применяется эта мера только в случаях недостаточности денежных средств на счетах в банке, как и по действующему порядку. Но главное отличие заключается в том, что механизм взыскания прописан в законе, а не в нормативноправовых актах

  
 

 - Взимание налога за счет наличных денежных средств производится в случае неисполнения налогоплательщиком выставленного требования об уплате налога, при отсутствии условий для применения в целях обеспечения исполнения налогового обязательства органом налоговой службы обращения к исполнению требования об уплате налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках или если другие действия не позволяют исполнить требования об уплате налога в полном объеме, либо такое исполнение займет длительное (более одного месяца) время, или при наличии у органов налоговой службы достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество, в том числе денежные средства, либо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, не исполнив требования об уплате налога. Статья 159 (2)

  
 

  

Законом определяются четкие основания для применения этой меры, препятствующие, с одной стороны, налогоплательщику не исполнять налоговое обязательство и, с другой, органу налоговой службы без оснований применять эту меру, так как в случае обжалования основания для применения этой меры должны быть им доказаны в суде

  
 

 

Взимание налога за счет имущества налогоплательщика производится в случае неисполнения налогоплательщиком выставленного требования об уплате налога с учетом применения (или при отсутствии условий их применения) органом налоговой службы других мер — взимания налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и за счет наличных денежных средств. Статья 160 (3)

Обращение взыскания недоимки с юридических и физических лиц на имущество этих лиц возможно в соответствии с Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Указом Президента РФ от 14.02.96 № 199

По процедуре погашения недоимки в бюджет взимание налога за счет имущества является последней мерой в системе комплексных мер.
Взиманию налога за счет имущества предшествует арест имущества и его реализация

  
 

Арест имущества производится в случаях неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки выставленного требования либо если невозможно исполнение требования путем взимания денежных средств, а также при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик либо при неисполненном требовании об уплате налога предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства. Статья 157 (1)

Процедура ареста имущества не прописана ни в одном действующем нормативно-правовом акте

Законодательно регулируется процедура ареста имущества.
Арест имущества выступает в двух формах — как мера пресечения и как мера обеспечения исполнения налогового обязательства за счет имущества налогоплательщика. Необходимость доказать умысел в действиях налогоплательщика для применения этой меры в случае обжалования ставит орган налоговой службы в правовые рамки по применению этой меры