Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогах в дорожные фонды Московской области

            

О налогах в дорожные фонды Московской области


        Известно, что содержание и развитие автомобильных дорог в России осуществляется за счет налогов, поступающих в дорожные фонды. Порядок их исчисления и уплаты регламентируется Законом РФ от 18.10.91 № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 № 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”, согласованной с Минфином России.


        На вопросы о том, чем сегодня живет “Мосавтодор”, отвечает по просьбе редакции журнала заместитель начальника финансово-экономической службы Управления автомобильных дорог Московской области Владимир Тихонов.
       

Каковы основные функции “Мосавтодора”?


        Как известно, в Российской Федерации действуют несколько специализированных налогов, которые имеют строго целевое назначение, например, налоги, поступающие в территориальные дорожные фонды: налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение автотранспортных средств.


        Все собранные средства предназначены исключительно для выполнения Программы содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог на территории Московской области. Учетом и расходованием этих целевых налоговых средств как раз и занимается государственное учреждение “Мосавтодор”.

       

Каким образом контролируются поступающие в “Мосавтодор” денежные средства?


        За несколько лет существования дорожных фондов “Мосавтодор” наладил жесткую систему контроля за поступлением платежей. Делается это при тесном взаимодействии с налоговыми органами Московской области, которые обеспечивают проверку и оперативную передачу расчетов налогоплательщиков, выставление инкассовых распоряжений об изъятии недоимок с должников. В 36 городах и районах Московской области работают более пятидесяти человек, которые ведут учет налогов, поступающих от налогоплательщиков, зарегистрированных в 67 налоговых инспекциях Московской области, включая областные организации, расположенные в г. Москве. Мы разработали и применяем специальное математическое обеспечение, рассчитанное на правильный учет дорожных налоговых поступлений, а также следим за его точным соответствием законодательству. Все расчеты и изменения в лицевых счетах делаются автоматически, так что проблем с правильностью исчисления, как правило, не бывает.

     

Как организована работа в “Мосавтодоре” в связи с последними изменениями в Законе “О дорожных фондах”?


        В 1997 году (начиная с марта месяца) произошли серьезные изменения в начислении и оплате главного налога, образующего дорожный фонд  -  налога на пользователей автомобильных дорог. Его удельный вес составляет свыше 90 % в общем объеме доходов дорожного фонда. Теперь он разделен на две части: одна часть налога зачисляется в Федеральный дорожный фонд, а другая  -  в территориальный. Почти для всех субъектов Федерации средства, собранные в Федеральный дорожный фонд, полностью возвращаются в территориальный. И только для Москвы и Санкт-Петербурга обратное перечисление в полном объеме не было предусмотрено, что создавало определенные трудности до тех пор, пока не были открыты счета для зачисления федеральной части налога на пользователей автомобильных дорог и не был определен порядок их зачисления.


        Теперь по налогу на пользователей автомобильных дорог каждый налогоплательщик имеет два лицевых счета: один  -  для перечисления налога в Федеральный дорожный фонд, другой  -  в территориальный.

      

Как быть с тем периодом времени (до марта текущего года), когда налогоплательщики всю сумму исчисленного налога платили в территориальный дорожный фонд?


        В “Мосавтодоре” введены изменения в программное обеспечение учета средств, поступающих в дорожный фонд. Они сводятся к следующему: каждый налогоплательщик при сверке своего лицевого счета может указать суммы платежных поручений, которые должны закрывать федеральную часть налога, начисленную с марта месяца. Реестры налогоплательщиков, уплативших указанные суммы в территориальный дорожный фонд, передаются в соответствующие налоговые органы, в задачу которых входит ведение учета федеральной части налога по месту регистрации налогоплательщиков. При этом необходимо отметить, что органы управления “Мосавтодора” отвечают только за учет начислений и платежей по территориальной части налога. Все переплаты, которые появятся вследствие того, что территориальная часть составляет лишь долю от общей суммы начисления налога на пользователей автомобильных дорог, могут быть засчитаны по заявлению налогоплательщика как уплата федеральной части налога. С учетом того, что все средства по этому налогу, собранные в Федеральный дорожный фонд, должны перечисляться обратно, проведение такого зачета технически не представляет никаких сложностей. Важно, чтобы налогоплательщик заплатил столько, сколько положено, а мы проведем зачет.

       

Известно, что одна из основных проблем сегодня - неплатежи. Как эту проблему решают в “Мосавтодоре”?


        В Московской области существуют нормативные документы по решению проблемы неплатежей. Они позволяют проводить взаимозачеты платежей в дорожный фонд и из дорожного фонда путем вексельного и натурального зачетов. По этому вопросу, носящему нормативный характер, существуют постановления и распоряжения губернатора Московской области А.С. Тяжлова, что помогает решать эти проблемы и привлекать как дополнительные средства для финансирования дорожных работ, так и взыскивать недоимки с тех, кто реально не может заплатить деньгами.


        Если по налоговым платежам и расчетам с территориальным дорожным фондом изданы нормативные документы, регламентирующие правила проведения вексельного и натурального самозачета, то по налоговым платежам в Федеральный дорожный фонд таких документов нет. Налоговые платежи в Федеральный дорожный фонд должны оплачиваться исключительно денежными средствами налогоплательщиков, а это значит, что вексельные и натуральные зачеты будут осуществляться нами только в пределах задолженности налогоплательщиков перед территориальным дорожным фондом, а не в пределах общей суммы задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог. Все наши попытки распространить правила вексельного и натурального зачетов на платежи в федеральный дорожный фонд не нашли, к сожалению, поддержки в вышестоящих органах.


Записал В. Коваленко