Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Предприниматели ждут налоговых изменений (результаты социологического опроса)

      

Предприниматели ждут налоговых изменений
(результаты социологического опроса)


Л.И. Дедова,
советник налоговой службы I ранга, Липецкая область


        Среди важнейших проблем, волнующих россиян,  -  налоговая политика государства. Она обсуждается на всех уровнях власти, ей посвящаются эмоциональные выступления политиков всех направлений. И это понятно. Оскудение государственной казны больно бьет не только по кошелькам, но и по нашим душам, поскольку свертываются культурные, медицинские, образовательные, социальные программы. Вот уже пришел черед льгот пенсионеров...


        Со страниц газет, с экранов телевизоров, по радиоэфиру мы слышим самые разнообразные, порой исключающие друг друга суждения о мерах, которые необходимо принять, чтобы улучшить собираемость платежей в бюджет и перекрыть пути ухода от налогообложения.


        А что думают об этом непосредственно те, кто платит налоги, кто ищет (и нередко находит) эти самые “пути ухода”?


        И вот перед нами результаты анкетирования предпринимателей, занимающихся малым бизнесом. Анонимность анкет позволяла надеяться на относительную откровенность ответов. На абсолютную открытость мы, конечно, не рассчитывали, когда организовывали опрос, и потому для нас не были неожиданностью пометки: “Затрудняюсь ответить”,  -  в вопросе: “Позволяет ли ныне действующая система налогообложения предпринимательской деятельности уклоняться от уплаты налогов?” Не удивило и замечание, сделанное в одной из анкет: “Это  -  секрет”,  -  впрочем, оно само по себе положительно отвечает на поставленый вопрос: “Да, позволяет уклоняться”...


        Итак, какие же выводы можно сделать на основе анализа поступивших в отдел информации и общественных связей ГНИ  заполненных анкет (из 5000 распространенных анкет вернулось 3987)?


        Ответы в анкетах предпринимателей районов и городских округов несколько разнятся между собой, а по некоторым вопросам  -  довольно значительно. Есть отличия в ответах более и менее опытных предпринимателей (имеется в виду стаж занятия своим делом). Поэтому пришлось провести сравнительный анализ как внутри различных групп анкетируемых, так и между самими группами.


       

“Огромное количество бумаг...”


        Первый вопрос касался оценки системы налогообложения.


        Среди предпринимателей, живущих и занимающихся бизнесом в районах области, большинство  -  49 %  -  считает, что действующая система налогообложения тормозит развитие малого предпринимательства, 17 % выразили мнение, что она способствует ему, 34 % опрошенных затруднились ответить.


        Не смогли однозначно ответить на этот вопрос (34,8 %) городских предпринимателей. Зато среди них значительно более высок процент (61,1 %) тех, кто считает, что действующая налоговая система тормозит их деятельность.


        Ответы предпринимателей из районов и их коллег из областного центра на второй вопрос: “Какие изъяны в существующей системе налогообложения малого бизнеса, на ваш взгляд, тормозят ее развитие?”  -  отличаются мало.


        На первое место среди изъянов в действующей системе налогообложения большинство анкетируемых единодушно поставили множественность налогов (49,8 % в районах, 48 %  -  в Липецке), на второе  -  недостатки законодательной базы (29,4 и 29,2 %), на третье  -  нестабильность налогов (18,6 и 19,3 %), остальные (2,2 и 3,5 %) высказали иные причины, среди которых назывались сложность учета, высокие ставки налога, социальная незащищенность предпринимателя. О сложности учета некоторые предприниматели вы-сказывались весьма эмоционально: “Огромное количество бумаг различного рода”.

      

“Разобраться с пунктом № 2”


        За принятие специальных законодательных актов по налогообложению малого бизнеса выступило абсолютное большинство респондентов в обеих группах (72 % в районах, 68,9 %  -  в Липецке).


        Большинство из них считает необходимым ввести только один налог на доходы (43,5 и 49,6 %), обе группы поставили на второе-третье места сокращение количества налогов и снижение налоговой ставки (примерно, четверть всех респондентов). Панацею в дифференцировании льгот для различных сфер предпринимательства увидели 8,8 % предпринимателей из районов и 10,2 %  -  из областного центра.


        Среди других, необходимых, на их взгляд, изменений налоговой системы, анкетируемые называли такие: организовать декларирование доходов и расходов, ввести годовой патент и освободить от налогов, оставить только один налог на доходы, установить льготы для начинающих предпринимателей, не издавать так много законов.


        А один предприниматель, ведущий свое дело уже более пяти лет, ответил следующим образом: “Разобраться с пунктом № 2”. Под этим пунктом в анкете стоял вопрос об оценке действующей системы налогообложения для малого предпринимательства


        Наверное, предприниматель прав. Если законодательство о налогах тормозит развитие предпринимательства, от которого эти налоги должны поступать, надо менять законодательство...

       

“Нормальное желание каждого...”?


        На вопрос о том, позволяет ли ныне действующая система налогообложения предпринимательской деятельности уклоняться от уплаты налогов, затруднились ответить 28,8 % предпринимателей из районов и 26,8 %  -  из Липецка. Среди остальных большинство  -  примерно поровну из обеих групп (45,9 и 46,3 %)  -  считает, что позволяет, 25,3 и 26,9 %  -  что нет.


        Главную причину несоблюдения налогового законодательства большинство предпринимателей (32,7 %  -  в районах и 33,2 %  -  в областном центре) видят в сложности и нестабильности налогового законодательства.


        Следующий по многочисленности ответ среди предпринимателей областного центра такой: “Затрудняюсь ответить”  -  15,7 %. Предприниматели из районов назвали на втором месте (15,2 %)  слабую информированность о вводимых налогах и сборах, порядке и сроках их исчисления и уплаты.


        На третьем месте в обеих группах (14,5 и 14,4 %) среди прочих причин несоблюдения налогового законодательства названа жесткость налоговой системы, на четвертом (12 и 11,7 %)  -  личная некомпетентность предпринимателя и счетного работника в вопросах ведения бухгалтерского и налогового учета, налогового законодательства. И городские предприниматели, и сельские (11,4 и 11,3 %) отметили такую причину: “Растущая активность криминальных структур”.


        Среди иных причин несоблюдения налогового законодательства предприниматели назвали нестабильное финансовое положения потребителя, невозможность подтвердить фактические расходы документально, и даже была высказана следующая мысль: “Нормальное желание каждого человека меньше платить налогов”. Эту же точку зрения выразил столь же откровенно, но более лаконично другой предприниматель: “Жалко платить”...


Законопослушность повышается с “возрастом”


        “Вы законопослушный налогоплательщик?”,  -  так звучал седьмой вопрос анкеты. Большинство предпринимателей как в районах, так и в областном центре считают себя таковыми (53,5 и 68,2 %). Честно признались, что они незаконопослушны, 15 % респондентов в районах и 13,1 %  -  в городе. Довольно многочисленная группа (31,5 и 18,7 %) ответила, что законопослушна, но не всегда.


        Большинство опрошенных как в районах, так и в Липецке не привлекались к ответственности со стороны налоговых органов (61 и 73,8 %), что подтверждает их законопослушность. Однако 11,7 % предпринимателей в районах и 14,6 %  -  в областном центре из тех, кто считает себя законопослушным, были налоговыми органами наказаны. Большинство из них не считает наказание справедливым, зато почти такое же количество в процентном соотношении (73,8 и 60,9 %) из тех налогоплательщиков, кто считает себя незаконопослушным или законопослушным, но не всегда, с наказанием согласны. (Как говорится, “знает кошка, чье мясо съела”...).


        Достаточно большая группа респондентов (31,2 и 32,8 %) затруднилась ответить, считают ли предприниматели назначенное налоговыми органами наказание справедливым.


        Интересен анализ ответов на этот вопрос среди более и менее опытных предпринимателей. Так, из тех, кто занимается предпринимательством менее года, незаконопослушным не назвал себя никто, зато ответ “не всегда” выдали 75 % респондентов этой группы, и лишь четверть отвечавших отнесли себя к законопослушным.


        Интересно, что из законопослушных в этой категории к ответственности привлекались 11,2 % респондентов, их них 97,1 % не считают назначенное наказание справедливым. Почти в таком же соотношении привлекались к ответственности предприниматели, назвавшие себя законопослушными, но не всегда (12,4 %), однако большинство из них (88,4 %) считает наказание справедливым. Таким образом можно сделать вывод, что люди абсолютно сознательно шли на какие-то нарушения, рассчитывая на извечное “авось”.


        Среди тех, кто занимается предпринимательством от года до двух лет, большинство (50,6 %) отнесло себя к законопослушным, 30,7 % назвали себя законопослушными, но не всегда (сравните, в первой группе  -  75 %!), а 18,8 % опрошенных признались в собственной незаконопослушности.


        Среди тех, кто ведет свое дело от 2 до 5 лет, считают себя законопослушными 46,4 %, 40 % назвали себя законопослушными, но не всегда, а 13,6 % опрошенных этой категории считают себя незаконопослушными.


        В группе предпринимателей, ведущих свое дело более пяти лет, уже 74,8 % относят себя к законопослушным, 20,1 %  -  к тем, кто соблюдает налоговое законодательство не всегда, и лишь 5,1 %  -  к незаконопослушным. Большинство (83 %) из тех, кто привлекался к ответственности налоговыми органами, считает наказание справедливым.

      

“Закон есть закон...”


        Причиной возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами большинство предпринимателей (69 % в районе и 64,1 %  -  в городе) видят в разном толковании вопросов налогообложения “по вертикали”  -  от районной, окружной инспекции до городской и областной, что косвенным образом свидетельствует о явном несовершенстве нашего налогового законодательства, коль допускается разночтение его отдельных положений.


        На втором месте, как это не обидно для нас, в обеих группах респондентов значится такой ответ: “Невысокая культура общения работников налоговой службы” (16 и 18,4 %).


        Среди других причин конфликтов с налоговой службой названы: собственное халатное отношение, нечеткость формулирования законов. Одним из предпринимателей, ведущим свое около двух лет, высказана обида: “Изъяли тетрадь учета и потребовали назвать по памяти цену и количество товаров”. Тот предприниматель, кто причиной несоблюдения налогового законодательства определил формулой “жалко платить”,  -  этими же двумя словами объяснил и причины возникновения конфликтов с нашими службами.


        Однако в абсолютном большинстве анкет в ответе на этот вопрос записано: “Конфликтов не было”,  -  причем, и в анкетах тех предпринимателей, кто привлекался к налоговой ответственности. Из этого можно сделать, по крайней мере, два вывода: во-первых, налоговые работники действуют строго по закону, и, во-вторых, большинство предпринимателей это понимают. Один из них так и написал в анкете: “Какой смысл конфликтовать? Закон  -  есть закон”. Правда, невольно напрашивается третий вывод  -  знание законов и меры ответственности за их несоблюдение не останавливает нарушителей. Но это касается уже не только налогового законодательства...

      

Инспекция как источник знаний


        “Из каких источников вы узнаете о налогах и сборах, порядке и сроках их уплаты?”. На этот вопрос в анкете предлагалось пять вариантов ответа: консультационные пункты налоговых инспекций, семинары и консультации в налоговых инспекциях, периодическая печать, коллеги по предпринимательству, специальная литература.


        Анализ анкет показал, что меньше всего предприниматели используют специальную литературу в качестве источника знаний по налоговому законодательству   -  7,7 % предпринимателей в районах и 9,8 %  -  в областном центре. Причем, среди респондентов, занимающихся предпринимательством менее года, этот процент совсем мал  -  1,9 %. Недалеко от них находятся предприниматели со стажем 1 - 2 года  -  2,5 %. Чаще других обращаются к специальной литературе те налогоплательщики, кто ведет свое дело более 5 лет  -  18,4 %, и те, кто занимается им от 3 до 5 лет  -  12 %.


        На своих коллег по предпринимательству в почти одинаковой степени надеются и те, кто только начал заниматься предпринимательством, и те, кто ведет его уже более 5 лет (27 и 24 %). В “промежуточных” группах  -  от 1 года до 2 и от 3 до 5  -  этот процент гораздо ниже (16 и 11 %).


        Cледующие источники получения информации по возрастающей  -  периодическая печать и семинары и консультации в налоговых инспекциях. В районе к периодической печати обращается почти каждый четвертый  -  24,7 %, в Липецке  -  более чем каждый третий  -  34,1 % предпринимателей. Чаще заглядывают в газеты предприниматели со стажем 1 - 2 и 3 - 5 лет (42 и 45,6 %), реже те, кто ведет свое дело более пяти лет или только начинает его (14,7 и 15,3 %).