Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение начал мудрых и благодетельных

             

Применение начал мудрых и благодетельных


(К 195-летию учреждения Министерства финансов России)

        

М.Б. Буланже     


        Реформы Петра I так до конца и не устранили путаницу и разноголосицу в финансовых делах России  - наследие приказного строя Московского государства боярских времен. Начатые царем-преобразователем новации продолжила его последовательница императрица Екатерина II. В ее правление почти все финансовое и контрольное ведомство оказалось в руках одного человека: генерал-прокурора, исполнявшего по должности обязанности государственного казначея.


        Этот порядок был окончательно закреплен и получил более стройную организацию при императоре Александре I. Манифестом от 8 сентября  (по старому стилю) 1802 года он учредил Министерство финансов России, которое обрело четкую структуру, кодифицировало свои права и обязанности после издания 25 июня 1811 года императорского Наказа этому ведомству. Названный документ для наших современников представляет интерес не только познавательный, но и назидательный. Сделать это утверждение позволяет тот факт, что по крайней мере в первое столетие своего существования практическая работа Министерства финансов и его налоговых учреждений в максимальной степени поспевала за эволюцией социально-экономических потребностей российского общества.


        Предлагаем вниманию читателей наиболее значимые фрагменты концептуальной программы действий, которую определил для своих финансовых чиновников российский самодержец.


Постулаты властных полномочий


        Существо власти, вверяемой Министерству финансов, состоит в том, чтоб действием его и главным надзором охранить и усилить источники государственных доходов и доставить законам и учреждениям, по сей части издаваемым, точное и верное исполнение.


        Посему власть и обязанность Министра финансов по управлению финансовой системой всего государства имеют следующие главные предметы:


        1. Государственные доходы по общему их управлению и составление годовой финансовой сметы сих доходов.


        2. Государственные расходы по их назначению и составление годовой финансовой сметы сих расходов.


        3. Исполнение годовой финансовой сметы доходов и расходов.


Управление государственными доходами


        В ведении Министра финансов состоят все доходы государственные, какого бы рода они ни были. Из сего не исключаются сборы губернские, окружные, городовые, волостные и всякие другие подати и денежные повинности, располагаемые по городам, обществам, сословиям и селениям.


        Департаменты представляют сколь можно близкое к истине расчисление, в какие сроки, сколько и где доходов поступить может.


Составление годовой финансовой сметы


        По силе и обилию источников государственных доходов Министр финансов назначает способы к удовлетворению расходов.


        Правильное назначение государственных расходов составляет одну из самых существенных операций в делах финансовых. Назначение сие должно быть чинимо во всей их совокупности и с подробным рассмотрением всех их разрядов и отношений.


        К правильному назначению расходов нужно, во-первых, составить оным общую и сколь можно подробную смету; во-вторых, с сею общей сметой соображая требования, ежегодно от разных министерств входящие, составлять годовую финансовую смету.


Образец - делу венец


        Общая или образцовая смета составляется для того, чтобы по опыту протекших лет и по расходам, на каждую часть произведенным и исчисленным во всей их сложности на монету постоянную, можно было с основательностью судить о расходах настоящих, видеть приращение их или уменьшение; а потому предлагать способы к их сокращению.


        По степени нужды расходы могут быть необходимыми, полезными, избыточными.


        К необходимым расходам принадлежат все те, которые нужны для внутренней и внешней безопасности и для содержания установленных частей государственного управления.


        К необходимым расходам должно также причислять платеж как внутренних, так и внешних государственных долгов.


        К числу полезных расходов должны быть отнесены издержки, потребные на разные усовершенствования и на производство разных заведений, приносящих казне доход.


        Избыточные расходы суть те, кои употребляются на предметы великолепия и украшения.


        Все расходы, коих нельзя причислить ни к одной из статей вышеозначенных, должны быть признаваемы излишними.


Лучше меньше, чем хочется


        Для единообразия частных смет и для удобнейшего составления из них сметы общей, Министр финансов доставит всем министрам единообразные формы.


        Получив частные годовые сметы, Министр финансов прилагает их к смете образцовой, сравнивает их между собой, исчисляет возвышения требований или их уменьшения; и рассматривает, не смешаны ли расходы обыкновенные с чрезвычайными, государственные с губернскими или окружными; не помещены ли расходы полезные в необходимых, избыточные в полезных; и нет ли расходов совершенно излишних?


        Главное и существенное правило в смете есть соразмерность доходов с расходами. К установлению сей соразмерности на попечение Министра финансов возлагается уменьшать сколь можно расходы.


        Сокращение расходов должно относиться к таким предметам, кои принадлежат к расходам излишним или избыточным, или только полезным.


        Расходы полезные должны быть производимы из доходов от тех самых заведений, на которые они употребляются.


        Для удовлетворения расходов избыточных употребляет Министр финансов одни только остатки сумм, от обыкновенных доходов быть могущие.


        Министр финансов особенно наблюдает, чтоб расходы излишние были совершенно отсекаемы, и сие не только в видах хозяйственного сбережения, но более еще потому, что излишними расходами возвышаются цены, вводится роскошь и повреждается народная нравственность.


        Вообще никакое назначение расходов не может иметь места без рассмотрения Министра финансов.


        В приумножении государственных доходов Министр финансов наблюдает, чтоб новые способы:


        1. Не осушали источников внутреннего государственного богатства.


        2. Чтоб распределялись уравнительно на все состояния и промыслы по мере выгод каждого.


        3. Чтоб не прикасались к капиталам, нужным для произведения доходов по казенным и частным заведениям, промыслам, оборотам и делам, но отделялись от чистых их прибытков.


        4. Чтоб образ взимания их был для Правительства сопряжен с наименьшими издержками, а для частных людей не был бы притеснителен.


        От частного лица или общества, или одного какого-либо сословия ни в каких случаях не можно требовать более, нежели от другого. Все классы народа должны соразмерно состоянию их и выгодам участвовать в удовлетворении государственных потребностей.


        Если бы необходимость потребовала сделать заем, то Министр финансов обязан в то же время представить не только порядок и меры его уплаты, но и источники, из коих суммы для платежа должны быть взимаемы.


Исполнение годовой финансовой сметы


        При исполнении годовой финансовой сметы первая и самая существенная обязанность Министра финансов есть не только самому держаться в ее пределах со всей возможной точностью, но и наблюдать, чтоб другие министерства оную сохраняли.


        Министр финансов получает ежемесячные сведения об отпуске сумм по кредитам, открытым для министров годовой финансовой сметой.


        Если Министр финансов заметит отступления от правил годовой финансовой сметы, то он принимает нужные меры к отвращению всяких излишних и преждевременных отпусков средств.


        Все переводы за границу капиталов производятся непосредственно под наблюдением Министра финансов и по собственным его распоряжениям.


        Дабы иметь сколь можно более средств к скорому и удобному удовлетворению расходов по всем государственным нуждам, на Министра финансов возлагается обязанность употреблять все возможные средства к поддержанию доверия к Правительству.


Кадры решают все


        Главное попечение Министра финансов в управлении состоит в том, чтоб снабдить все хозяйственные части сего управления людьми знающими и способными.


        Министр финансов разрешает производить все устройства по винокуренным заводам, уничтожать невыгодные из оных, возобновлять прежние и учреждать новые, где они могут быть нужны и полезны.


Престиж российского рубля


        Содержание монетной системы в непоколебимой твердости и сохранение к ней общей доверенности входит в обязанности Министра финансов.


В правах заводчики равны


        На попечении Министра финансов лежит уравнить заводчиков в пособиях, даваемых им от казны, так, чтобы действие заводов упрочивалось на будущее время.


        Министр финансов старается преимущественно ободрять тех заводчиков, коих произведениями заменяются произведения иностранные.


        В умножении или уменьшении податей с заводов частных людей Министр финансов наблюдает:


        1. Чтоб подати были уравнены по числу и количеству данных заводчикам пособий.


        2. Чтоб заводчики излишними налогами не были принуждены остановить частию или совсем каких-либо рудников, заводов и фабрик.


        3. Чтоб несоразмерными податями с одних заводчиков против других не обессилить платящих большие подати и не дать слишком великого перевеса одним против других.


        4. Чтоб изделия, нужные для внешней торговли, облагаемы были податями, соразмерными обстоятельствам и существу сей торговли.


        5. Чтоб новые заведения для выделки произведений взамен произведений иностранных не имели подрыва от наложения податей, но получили бы против других всевозможное пособие и, если нужно  -  льготные годы.


Таможня пользу знает


        Временное приумножение таможенных доходов, если оное сопряжено со стеснением народной промышленности, приводит самые источники государственного богатства в оскудение.


        Пошлинный сбор не что иное есть, как налог на потребителей товаров. При учреждении сего налога должно иметь в виду пользу производящих отпускные товары, не отягощая чрезмерно и потребляющих привозимые.


        Пошлины с отпускных товаров должны быть самые умеренные, дабы возвышением цены не возбудить иностранного соревнования к тем же произведениям. Здесь должно стараться более о том, чтобы сколь можно расширить и облегчить вывоз и продажу внутренних произведений, нежели о том, чтобы посредством налогов умножать прибытки казны.


        Все, что служит к поощрению вывоза, естественным образом обращается к умножению и усилению произведения, а чрез то самое и к обогащению государства.


        Посему те роды отпускных товаров, которые легко могут быть заменяемы произведениями других земель, должны быть при выпуске свободными от всякого налога.


        Напротив того, те произведения, кои принадлежат исключительно России, или кои по изобилию своему и дешевизне имеют перед иностранными знатное и решительное преимущество, могут быть облагаемы умеренной пошлиной соразмерно нужде в них и количеству требований.


        Не должно или вовсе налагать пошлины на товары, вырабатываемые на внутренних фабриках и заводах, или, по крайней мере, нужно облегчать оную против пошлин, на сырой товар налагаемых.


        Ничто столь не вредно для внутренней промышленности и трудолюбия, как стеснение в свободе вывоза домашних произведений и непостоянство в системе заграничного торга.


        Пошлины на привозимые товары, обращаясь в налог на потребителей, должны быть располагаемы по достатку их и силам.


        Предметы, служащие к одной роскоши, могут быть обложены высшими пошлинами, нежели предметы, необходимые к поощрению внутренней промышленности и потребные для собственных наших фабрик и рукоделий или для распространения художеств и наук. Сии последние должны и вовсе быть свободны от налога.


        Чрезмерно увеличенные пошлины поощряют к тайному провозу товаров, предоставляя важные прибытки нарушителям закона.


        Запрещение привоза вещей необходимых, подобно чрезмерным пошлинам, питает тайную торговлю, не принося ни казне, ни государству ни малейшей пользы. Вся тягость оных падает на подданных, обогащая одних преступников закона.


        Умеренность пошлин, обеспечивая верность сбора, может отвратить все затруднения Таможенного управления и доставить казне весь тот доход, который, не умаляя источников внутреннего богатства, может быть взимаем как с внутренних, так и с иноземных потребителей.


Управление разными сборами


        Как все подати и налоги взимаются с доходов частных людей, то при установлении их первым правилом должно быть тщательное исследование следующих вопросов:


        1. Существующие или учреждаемые вновь налоги соразмерны ли силам народа вообще и каждого состояния в особенности, и могут ли и они быть платимы произведениями труда и промышленности?


        2. Образ взимания их или время платежа не стесняет ли частную промышленность и трудолюбие?


        Министр финансов должен иметь в виду:


        1. Приведение податей и налогов во всевозможную уравнительную законность посредством распределения оных по землям.


        2. Приведение в совершенную известность всех земских и городских повинностей; правильность в их раскладе и употреблении и приискание удобнейших и простейших способов к удовлетворению общественных нужд.


        Министр финансов наблюдает, чтоб никакой сбор не был учреждаем, а учрежденный не был отменяем иначе, как точной силой закона и в порядке, для сего установленном; чтоб ни один сбор не ослабевал в источнике своем, но время от времени возрастал и умножался; чтоб все сборы и доходы повсеместно поступали в определенное для них время исправно и без исключений, и чтоб места, куда сборы поступают, давали в том, кому следует, узаконенный отчет.


        Министр финансов наблюдает, чтоб сборы и доходы, остающиеся в недоимке, непременно взыскиваемы были без послабления. Для сего он сносится с Министром полиции и требует в нужных случаях точного его содействия.


        Никакая повинность существовать не может без точного законом утверждения.


        Смета (налоговых поступлений  -  М.Б.) представляется губернским начальством под точным наблюдением Министра полиции, дабы никакая издержка, законом не установленная, в оную не входила.


        По составлении сметы прежде всего она вносится на рассмотрение Депутатских собраний. Никакая смета не может иметь своего действия без сего рассмотрения. Надзор за сим принадлежит Министру финансов.


        По рассмотрении сметы производится в Депутатском собрании раскладка, коею определяется количество сбора по каждому сословию. Надзор за сим принадлежит Министру финансов. Раскладка сия предается тиснению и публикуется во всеобщее известие.


        Употребление сумм, в смете означенных и раскладкой определенных, принадлежит губернскому начальству под надзором Министра полиции.


        Министр финансов, охраняя сии правила во всей их силе, печется:


        1. Уравнить повинности по всем губерниям.


        2. Приводить их постепенно к общим правилам, о казенных податях существующим, так, чтобы со временем все повинности сняты были на казну и исправляемы из общих государственных доходов.


Правила прямого действия


        Итак, Наказ определял сущность власти, вверяемой министру, как главе органа исполнительного. Он же устанавливал пределы законодательной и исполнительной власти.


        Внутренняя организация Министерства финансов была построена на сочетании бюрократического начала с коллегиальным. Представителями первого стали департаменты с их отделениями, представителями второго  -  совет министра и отчасти общие присутствия департаментов.


        Примечательно, что императорский Наказ, этот свод обязательных для исполнения правил прямого действия, не нуждался в подпорках в виде всевозможных инструкций и других подзаконных актов. Без каких-либо существенных изменений он обладал действенной силой вплоть до октября 1917 года.