Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) и налог на добавленную стоимость

       

Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) и налог на добавленную стоимость      


В.Г. Новиков,
советник налоговой службы II ранга, к.э.н., г. Воронеж


        Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.


        В п. 9 инструкции Госналогслужбы России  от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” указано: “По организациям (предприятиям), осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости”.


        Если организация (предприятие) в течение 30 дней до реализации по ценам, не превышающим фактическую себестоимость товаров, реализовала (реализовывала) аналогичную продукцию по ценам выше фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.


        Если организация (предприятие) не могла реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукций, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.


        В этом случае, если возникает отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров, то данная сумма  относится на прибыль, остающуюся в распоряжении организаций (предприятий) после уплаты налога на прибыль, и зачету в счет предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит.


        При реализации приобретенной продукции в ее себестоимость включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы.


        Например, для предприятий розничной торговли фактическая себестоимость проданных товаров будет складываться из кредитовых оборотов по счетам 41 “Товары” (в оценке по покупной цене) и 44 “Издержки обращения”.


        Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Если предприятие (организация) получило убыток от реализации (ст. 050 формы № 2 “Отчета о финансовых результатах”), то имеется факт реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости. При этом по товаропроизводителям следует рассмотреть каждую сделку по поставке продукции (выполнению работ, оказанию услуг) для правильного определения налогооблагаемой базы. В данном случае сумма увеличения налогооблагаемой базы будет, как правило, выше полученного убытка от реализации.


        Если организации розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров понесли убыток от основной деятельности, то им следует увеличить налогооблагаемую базу на сумму убытка для исчисления налога на добавленную стоимость.