Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий

            

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий - проблемы и пути ее совершенствования


Ю.В. Подпорин,
советник налоговой службы I ранга


        Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий установлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, который был, в свою очередь, принят в развитие федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, и является законом прямого действия, так как он не предусматривает издание каких-либо инструктивных указаний о порядке применения отдельных его положений.


        Во исполнение данного Закона Госналогслужба России приказом от 24.01.96 № ВГ_З-02/5 “Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства” утвердила формы патентов и их дубликатов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также другие документы, необходимые для перехода на названную систему: образцы заявлений на выдачу патентов и об отказе от применения названной системы, образцы решений о выдаче патента и об отказе в выдаче патента, а также форма расчета единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) организации-субъекта малого предпринимательства. Этот приказ был согласован с Минфином России и зарегистрирован в Минюсте России 07.02.96 № 1028.


        Госналогслужба России организовала централизованное изготовление форм патентов, имеющих определенную степень защиты от подделок, на Пермской фабрике Госзнака и обеспечила ими налоговые органы.


        Одновременно налоговым органам субъектов Российской Федерации были даны указания о проведении соответствующей работы по переводу налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения.


        В частности, налоговые инспекции обязывались провести совместно с финансовыми органами расчеты стоимости патентов для различных видов деятельности, а также ставок единого налога и внести соответствующие предложения в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для утверждения размеров платы за патент и ставок единого налога.


        Минфин России приказом от 22.02.96 № 18 “О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства” утвердил форму Книги, доведенную до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 01.04.96 № НП_6-02/221.


        Названный выше Закон определил условия, при которых организации могут переходить на упрощенную систему налогообложения.


        Во-первых, согласно разъяснению Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Федерального Собрания от 08.04.96 № 3.7-756 на упрощенную систему имеют право переходить организации, среднесписочная численность работников которых (включая работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени) не превышает 15 человек.


        При превышении определенной Законом численности работающих налогоплательщики переходят на общепринятую систему налогообложения начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет. Например, превышение численности допущено организацией во II квартале 1997 года, расчет единого налога за I полугодие представлен в налоговый орган до 20 июля 1997 года. Следовательно, на общепринятую систему налогообложения организация переходит с 1 октября 1997 года.


        Частью 2 ст. 2 Закона об упрощенной системе налогообложения определено, что не могут переходить на упрощенную систему организации, занятые производством подакцизной продукции, а также созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и другие хозяйствующие субъекты, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. При этом не имеет значения, какой удельный вес в общей выручке от реализации продукции (работ, услуг) имеют перечисленные выше виды деятельности.


        Кроме этих ограничений, следует иметь в виду и то обстоятельство, что согласно Федеральному закону от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” не относятся к субъектам малого предпринимательства организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов превышает 25 %, а также если доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также превышает 25 %.


        Еще одним условием, ограничивающим право субъектов малого предпринимательства на переход на упрощенную систему налогообложения, является то, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на переход на эту систему, совокупный размер валовой выручки, полученной ими от реализации продукции (работ, услуг) и имущества и внереализационных доходов, не превысил стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.


        Этот предельный совокупный размер валовой выручки применяется также в тех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель зарегистрированы в установленном законодательством порядке менее чем за год до подачи заявления на переход на упрощенную систему налогообложения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ объектом налогообложения единым налогом организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, является или совокупный годовой доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.


        Это означает, что организация определяет объект обложения (совокупный доход или валовую выручку) ежеквартально нарастающим итогом с начала года.


        В ст. 3 данного Федерального закона приведен также перечень затрат, принимаемых при исчислении единого налога с совокупного годового дохода организаций. Этот перечень исчерпывающий и расширению не подлежит.


        Требует дополнительного пояснения такая статья затрат, как “эксплуатационные расходы”. В настоящее время перечень этих расходов определяется Минфином России. Однако со всей определенностью можно сказать, что к этой статье относятся затраты материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатацию машин, оборудования и механизмов, зданий и сооружений, амортизационные отчисления на их полное восстановление, затраты на техническое обслуживание и диагностирование машин и оборудования, затраты на переоборудование машин и механизмов и т.п. Не должны учитываться в составе эксплуатационных затрат расходы по оплате труда независимо от системы оплаты.


        Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, налог на приобретение автотранспортных средств, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы включаются в состав затрат по мере их фактической оплаты.


        При определении валовой выручки от производства продукции (работ, услуг) организации независимо от вида их деятельности должны учитывать всю сумму поступивших им средств как в денежной, так и в натуральной форме. Это положение распространяется и на торговые, снабженческо-сбытовые и заготовительные организации, у которых в качестве показателя валовой выручки применяется показатель соответствующего оборота (заготовительного, снабженческо-сбытового, товарооборота).


        П. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности установлено, что валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.


        В связи с этим, в Книге учета доходов и расходов по графе 4 “Доходы всего” организации учитывают все суммы, поступившие на расчетный (текущий) счет или в кассу организации, в том числе суммы полученных авансовых платежей (предоплату) за продукцию (работы, услуги). В то же время все поступившие суммы авансовых платежей, в счет которых продукция не отгружена или услуги не оказаны, должны отражаться в графе 5 Книги “в том числе не принимаемые для расчета налога”.


        В аналогичном порядке ведется учет расходов организации. Так, все произведенные в отчетном периоде расходы независимо от того, к какому периоду они относятся, отражаются в графе 6 “Расходы всего”. Однако те расходы, которые осуществлены организацией по произведенной, но не реализованной продукции, то есть по продукции, оплата за которую не поступила, должны отражаться в графе 7 Книги “в том числе не принимаемые для расчета налога”. В этой же графе отражаются расходы, относящиеся к будущим периодам (арендная плата и т.п.). По мере оплаты отгруженной продукции (оказанных услуг) или наступления периода, к которому относятся произведенные расходы, на соответствующую сумму производится запись по графе 6 Книги с соответствующим уменьшением показателей по графе 7.


        Следует отметить, что Законом определены твердые ставки единого налога, зачисляемого в федеральный бюджет  -  10 % суммы совокупного дохода и 3,33 % суммы валовой выручки.


        Размер же ставок единого налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Законом установлен только предельный размер этих ставок: с суммы совокупного дохода  -  до 20 %, с суммы валовой выручки  -  6,67 %.


        Частью 3 ст. 5 Закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено также право устанавливать для организаций расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. Такой порядок может быть применим к таким видам деятельности, которые сложно проконтролировать и при которых достаточно велик неучтенный налично-денежный оборот. В этом случае устанавливаются расчетные ставки налога на определенный типовой показатель. Например, в Нижегородской области администрациям городов и районов предоставлено право устанавливать налог в размере, кратном минимальной месячной оплате труда, для следующих типовых показателей:


         -  единицы стационарной или передвижной торговой точки (киоска, ларька, палатки и т.п.);


         -  единицы площади торгового зала;


         -  количества посадочных мест (для предприятий общественного питания);


         -  количества единиц автотранспорта (для организаций-перевозчиков);


         -  количества работников, непосредственно оказывающих индивидуальные услуги (распространение периодических изданий, услуги носильщиков и т.п.).


        Сумма единого налога определяется в этом случае путем умножения определенного количества минимальных месячных оплат труда, установленного для данного типового показателя (например, 1 кв. м площади торгового зала), на число единиц данного типового показателя. При этом количество единиц типовых показателей (кв. м, количество посадочных мест и т.п.) определяется исходя из зарегистрированной работниками налоговой инспекции величины (при проведении проверки), а в случае, если это количество не зарегистрировано,  -  по данным, указанным в расчете единого налога организации.


        Согласно этой статье право предоставлять льготы по единому налогу делегировано государственным органам субъектов Российской Федерации в пределах сумм налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.


        На эти же органы возложена обязанность установления стоимости патентов (которая может дифференцироваться в зависимости от вида деятельности и ставок единого налога), а также ее распределения по срокам уплаты (ежеквартально). По организациям стоимость патента засчитывается в счет обязательств по единому налогу, а по индивидуальным предпринимателям  -  является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.


        Законом предусмотрена также процедура получения патента, отказа от применения упрощенной системы или лишения права на ее применение.


        В частности, патент выдается налоговым органом на основании письменного заявления (ф. № 1 для организации и ф. № 8 для индивидуального предпринимателя, утвержденные приказом Госналогслужбы России от 24.01.96 № ВГ-3-02/5), подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, если общее число работников, занятых в организации, не превышает 15 человек, если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей и если ею своевременно сданы расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период. Например, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения со II квартала 1997 года подано организацией в конце февраля. В этом случае для получения патента организация не должна иметь задолженность по налогам и неналоговым платежам за 1996 год, а также до подачи заявления обязана сдать расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за 1996 год, несмотря на то, что срок сдачи годового баланса установлен до 1 марта 1997 года.


        Филиалы и подразделения субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных этим субъектам, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала. Указанные филиалы и подразделения не являются плательщиками единого налога, а уплачивают другие налоги, предусмотренные Законом.


        По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (определяемым ежеквартально нарастающим итогом с начала года) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет единого налога с зачетом стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При этом организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа). Исходя из этого срок уплаты единого налога за отчетный период устанавливается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.


        В случае если стоимость патента превышает сумму единого налога за отчетный период, производится возврат суммы превышения налога.


        В связи с тем, что рассматриваемым Законом о введении упрощенной системы налогообложения введен новый налог /единый налог с совокупного дохода (валовой выручки)/, льготы, установленные для предприятий малого бизнеса по налогу на прибыль, на организации, перешедшие на эту систему налогообложения, не распространяются.


         Статьей 6 названного Федерального закона предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и другими законодательными документами.


        Это означает, что если налоговым органом при проверке организаций-субъектов малого предпринимательства будет установлено занижение суммы единого налога, то в соответствии со ст. 13 названного Закона Российской Федерации к ним будут применены санкции в виде:


        а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного совокупного дохода либо суммы единого налога за сокрытый объем валовой выручки и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении  -  соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода;


        б) штрафа:


         -  в размере 10 % доначисленных сумм налога за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, что повлекло за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;


         -  в размере 10 % причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;


        в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;


        г) других санкций, предусмотренных законодательными актами.


        Взыскание сумм недоимки и штрафных санкций с организаций производится в бесспорном порядке, а с индивидуальных предпринимателей  -  в судебном порядке.
             Взыскание сумм недоимки и штрафных санкций с организаций производится в бесспорном порядке, а с индивидуальных предпринимателей  -  в судебном порядке.


        Должностные лица организаций и индивидуальные предприниматели привлекаются в установленном законом порядке к административной и уголовной ответственности. Например, за утерю патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности руководители организаций и индивидуальные предприниматели уплачивают штраф в размере, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


        Госналогслужба России письмом от 16.08.96 № ВЗ-6-02/584 направила налоговым органам Российской Федерации указание о проведении анализа эффективности применения упрощенной системы субъектами малого предпринимательства.


        Результаты проведенного анализа показали, что из 545,9 тыс. предприятий и организаций-субъектов малого предпринимательства с численностью работающих до 15 человек, то есть потенциальных плательщиков единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, по состоянию на 1 октября 1996 год перешли на названную систему только 3,4 тыс. предприятий и организаций, что составляет 0,6 % их общего количества. В торговле удельный вес предприятий, перешедших на упрощенную систему, составил 0,5 %, в сфере производства  -  0,9 %.


        К основным причинам, оказавшим отрицательное влияние на переход организаций на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, можно отнести следующие.


        Законом об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности установлено, что налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, включается субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему, в состав затрат по производству продукции (работ, услуг) по мере фактической оплаты счетов поставщиков.


        По этой причине продукция названных субъектов является неконкурентоспособной, так как, с одной стороны, НДС удорожает себестоимость их продукции и снижает ее рентабельность, а с другой стороны, покупатели их продукции не имеют возможности засчитывать “входной” НДС при уплате налога на добавленную стоимость.


        Законом о введении упрощенной системы налогообложения введен новый налог  -  единый налог с совокупного дохода (валовой выручки), в связи с чем льготы, установленные для предприятий малого бизнеса по налогу на прибыль, на эти организации не распространяются.


        Таким образом, налогоплательщику выгоднее в первые два года с момента образования использовать общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности, а не упрощенную, что он и делает.


        Кроме сложностей в сфере налогообложения названный Закон создал проблемы в области ведения бухгалтерского учета и отчетности, которые до настоящего времени Минфином России не разрешены. Это касается, в первую очередь, вопросов преемственности показателей бухгалтерского учета организаций, переходящих с общеустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности на упрощенную систему.


        Другим недостатком Закона является то, что он предусматривает проведение так называемых “минусовых” перерасчетов. Стоимость патента по организациям засчитывается в счет обязательств по единому налогу. При превышении стоимости патента над суммой единого налога плательщику возвращается излишне уплаченный налог на основании письменного заявления. Тем самым законодатель свел по сути на нет смысл введения платы за патент, позволив недобросовестным налогоплательщикам по-прежнему занижать свои обязательства перед бюджетом.


        Госналогслужба России сообщила Минфину России письмом от 31.12.96 № 02-01_14 о результатах проведенного анализа и внесла конкретные предложения по коррективам в действующий Федеральный закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности. В частности предложено:


        1. Установить обязательность применения упрощенной системы налогообложения для организаций розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания населения.


        2. Рассмотреть вопрос о целесообразности распространения на названных налогоплательщиков действия Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”.


        3. Разрешить предприятиям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, применять систему ведения бухгалтерского учета, установленную приказом Минфина России от 22.12.95 № 131 “Об Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства”, в связи с тем, что ведение бухгалтерского учета названными субъектами малого предпринимательства в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 22.02.96 № 18 “О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности”, создает затруднения для налогоплательщиков.


        4. Установить, что стоимость патента является фиксированным платежом, отменив проведение перерасчетов по единому налогу в течение года и возврат сумм превышения платы за патент над суммой единого налога по годовым перерасчетам.


        В настоящее время названные предложения рассматриваются в ходе внесения поправок в проект Налогового кодекса Российской Федерации, главой 62 которого предусматривается налогообложение организаций, переведенных на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.