Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О валютном законодательстве Российской Федерации

   
          На страницах “Налогового вестника” мы начинаем рассмотрение такого сложного вопроса, как валютное регулирование и валютный контроль. Своим взглядом на данную проблему делятся с читателями журнала налоговый инспектор и юрист (c. 153).

       

О валютном законодательстве Российской Федерации


В.Н. Дмитриев,
советник налоговой службы III ранга


        Основными нормативными документами валютного законодательства Российской Федерации являются Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”(“Российская газета” № 240, 04.11.92), инструкция Госбанка СССР от 24.05.91 № 352 “Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР” (“Бизнес и банки”, июнь 1991 года) /с учетом последующих изменений и дополнений/ и приказ ЦБ РФ от 24.04.96 № 02-94, в котором содержится Положение “Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций” (“Вестник Банка России” № 24, 29.05.96, “Российские вести” № 113, 20.06.96) /с учетом последующих изменений и дополнений/.


        Прежде чем совершать на территории Российской Федерации операцию с валютными ценностями, необходимо знать следующее:


        а) валютные операции лицензируются;


        б) часть валютной выручки, полученной от проведения валютной операции, подлежит обязательной продаже;


        в) валютная выручка зачисляется на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации.


Основные понятия валютного законодательства


        Валютными ценностями в Российской Федерации являются иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (акции, облигации, чеки, векселя, аккредитивы и т.п.), а также драгоценные  металлы (в любом состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий) и природные драгоценные камни (за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Кстати, вопросы, связанные с ввозом-вывозом драгоценных металлов и камней и их обращением в Российской Федерации  -  особая область валютного законодательства, регулируемая, в основном, постановлениями Правительства Российской Федерации.


        Понятие “иностранная валюта” включает в себя денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законными платежными средствами в иностранных государствах, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Кроме того, под иностранной валютой понимаются также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.


        Резидентами с точки зрения валютного законодательства являются все российские юридические лица, их филиалы и представительства за пределами Российской Федерации; российские физические лица (имеющие постоянное местожительство в России); предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, но созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в России; а также дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами России.


        Соответственно, нерезидентами являются все иностранные юридические лица, их филиалы и представительства; иностранные физические лица (имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации); предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России;  находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.


        Уполномоченными банками по валютному законодательству являются все банки и иные кредитные учреждения России, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций.


        Не имеет значения, какой тип валютной лицензии имеет данный банк: внутреннюю (позволяющую проводить операции с иностранной валютой только на территории Российской Федерации), расширенную (дающую право на установление корреспондентских отношений с шестью иностранными банками) или генеральную (дающую право на проведение валютных операций на территории России и за рубежом).


        Наличие любой такой лицензии делает данный банк уполномоченным по валютному законодательству со всеми вытекающими последствиями.


        Агенты валютного контроля могут и должны осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации валютными операциями и проверять валютные операции резидентов и нерезидентов (но без наложения штрафных санкций за нарушения валютного законодательства). Агентами валютного контроля являются все уполномоченные банки, а также органы налоговой полиции.


        Органы валютного контроля обладают теми же полномочиями и, кроме того, издают нормативные акты по валютному законодательству (в пределах своих полномочий), определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям, и, наконец, именно они имеют право налагать и применять штрафные санкции за нарушения валютного законодательства Российской Федерации. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации делегировало свои полномочия органа валютного контроля специально созданной Федеральной службе Российской Федерации по валютному и экспортному контролю и таможенным органам.


        В соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” имеются два типа валютных операций: текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.


        Некоторые валютные операции непосредственно отнесены к тому или иному типу. Например, прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода, и портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг, в любом случае являются операциями, связанными с движением капитала. Применительно же к подавляющему большинству всех валютных операций просматривается некий временной интервал в 180 дней. То есть, если продолжительность валютной операции занимает менее 180 дней, то данная валютная операция является текущей; если валютная операция продолжается более 180 дней, то данная валютная операция является операцией, связанной с движением  капитала.


Лицензирование валютных операций


        Для правильного определения необходимости лицензирования конкретной валютной операции необходимо уяснить:


         -  схему проводимой операции;


         -  тип валютной операции.


        Валютные операции на территории Российской Федерации могут проходить по трем схемам: “резидент  -  резидент”, “резидент  -  нерезидент” и “нерезидент  -  нерезидент”.


        Последнюю схему, как наиболее редко встречающуюся, рассматривать не будем и остановимся на первых двух.


        С точки зрения необходимости лицензирования следует иметь в виду, что валютная операция, проводимая по схеме “резидент  -  резидент” (т.е. в наиболее часто встречающемся виде это расчет между двумя российскими юридическими лицами в иностранной валюте), за исключением особо оговоренных случаев, всегда требует наличия лицензии на ее проведение; причем, лицензия должна быть у обоих участников данной операции. Из этого правила имеется ряд исключений. Между резидентами использование иностранной валюты без лицензии допускается в следующих случаях (п. 1 раздела III инструкции Госбанка СССР от 24.05.91 № 352):


         -  в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;


         -  при расчетах импортеров с транспорт-ными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов на территорию России;


         -  при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию Российской Федерации;


         -  за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций в случаях, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникации осуществляются предприятиями связи;


         -  при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;


         -  при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции (работ, услуг) на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;


         -  при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций, если указанные расходы производились этими учреждениями и организациями или были предъявлены нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями и посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте;


         -  при осуществлении расчетов, связанных с получением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.


        Кроме того, в Положении “Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций” (приказ ЦБ РФ от 24.04.96 № 02-94), вступившем в силу 29 мая 1996 года, содержится дополнительный перечень некоторых валютных операций, которые можно осуществлять без лицензии.


        Что касается схемы “резидент  -  нерезидент” (т.е. в наиболее часто встречающемся виде это расчет между российским юридическим лицом и иностранным юридическим лицом в иностранной валюте), то здесь вопрос о необходимости получения лицензии зависит от типа валютной операции.


        Текущие валютные операции, проводимые по данной схеме, обычно не требуют наличия лицензии. Исключение составляют следующие случаи (п. 2 раздела II инструкции Госбанка СССР от 24.05.91 № 352):


         -  если срок платежа за экспортируемые или импортируемые резидентом товары превышает 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке);


         -  если срок платежа по консигнационным соглашениям, связанным с импортом и экспортом товаров, превышает 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке);


         -  если срок платежа или встречной поставки товаров по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам превышает 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) товаров, поставленных контрагентом (резидентом или нерезидентом);


         -  если срок платежа в пользу резидента по реэкспортным сделкам превышает 180 дней от даты осуществления резидентом платежа за товар, подлежащий последующему реэкспорту;


         -  если срок платежа за импорт или экспорт услуг превышает 180 дней от даты фактического предоставления услуг;


         -  если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту.


        Фактически все вышеперечисленные в виде исключения валютные операции являются не текущими, а валютными операциями, связанными с движением капитала.


        Все валютные операции, связанные с движением капитала и проводимые по схеме “резидент  -  нерезидент” до 29 мая 1996 года, требовали наличия лицензии. С выходом Положения “Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций” (приказ ЦБ РФ от 24.04.96 № 02-94) ситуация изменилась, и на данный момент целый ряд валютных операций, связанных с движением капитала, не требует никакой лицензии (например, возврат резидентами и нерезидентами авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным экспортно-импортным контрактам).


        Из вышесказанного видно, что вопрос о лицензировании валютных операций очень сложен из-за запутанности и часто неодно-значности нормативной базы, когда приходится “сводить” положения старой инструкции Госбанка СССР № 352, Закона Российской Федерации № 3615-1 и приказа ЦБ РФ № 02_94.


        В качестве примера можно привести порядок лицензирования операции по получению кредита в иностранной валюте. Если собрать вместе все документы о порядке лицензирования, то получается следующая картина:


         -  получение и погашение коммерческого или банковского кредита, когда такая операция проходит по схеме “резидент  -  резидент” (например, между двумя российскими юридическими лицами), не требует наличия лицензии;


         -  получение и предоставление финансовых кредитов, когда такая операция проходит по схеме “резидент  -  нерезидент” (между российским и иностранным юридическими лицами), не требует наличия лицензии в случае, если получение и предоставление кредита осуществляются на срок не более 180 дней;


         -   операция по получению (возврату) резидентами и нерезидентами (схема “резидент  -  нерезидент”) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней не требует наличия лицензии в случае, если кредит берется (возвращается) у уполномоченного банка, имеющего полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте;


         -  все остальные операции, проходящие по схеме “резидент  -  нерезидент”, связанные с получением (возвратом) банковских или коммерческих кредитов, требуют обязательного лицензирования в случае, если эти операции по срокам проведения превышают 180 дней.


        Логичным завершением данного раздела, в котором речь идет о лицензировании валютных операций, будет напоминание о наказаниях за отсутствие лицензии в случаях, когда она требовалась.
             Логичным завершением данного раздела, в котором речь идет о лицензировании валютных операций, будет напоминание о наказаниях за отсутствие лицензии в случаях, когда она требовалась.


        Прежде всего следует отметить, что применить штрафную санкцию за отсутствие лицензии может только орган валютного контроля. Сами штрафные санкции изложены в ст. 14 Закона РФ от 09.10.92 “О валютном регулировании и валютном контроле”. Наиболее существенной санкцией следует признать взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам и взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.


Обязательная продажа части валютной выручки


        Этот вопрос не так сложен, как порядок лицензирования валютных операций, однако о нем также не следует забывать в случаях, когда контрактом предусмотрен расчет в иностранной валюте.


        Основными документами, регламентирующими порядок обязательной продажи части валютной выручки, являются Указ Президента РФ от 14.06.92 № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин” (“Российская газета” № 138, 18.06.92) и инструкция ЦБ РФ от 29.06.92 № 7 “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации” (“Экономика и жизнь” № 28, 1992); причем, оба эти документа необходимо изучать с учетом последующих изменений и дополнений.


        Обязательная продажа 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) производится предприятиями всех форм собственности (включая предприятия с участием иностранных инвестиций) от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами, в том числе в качестве авансов или предоплаты.


        Таким образом, принципиальным является тот момент, что обязательной продаже подлежит только валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг). Если валютная выручка не является экспортной (например, выручка получена от оказания в разрешенных случаях услуг на территории Российской Федерации, средства в иностранной валюте куплены на внутреннем валютном рынке России, платеж в иностранной валюте производится за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части валютной выручки), то такая выручка обязательной продаже не подлежит.


        Кроме того, не подлежат обязательной продаже следующие поступления в валюте от нерезидентов:


         -  поступления в качестве взносов в уставный капитал и доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;


         -  поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций) и доходы (дивиденды) по фондовым ценностям (акциям, облигациям);


         -  поступления в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов) и сумм, поступающих в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;


         -  поступления в виде пожертвований на благотворительные цели.


        Предприятиям, у которых возникает необходимость осуществить обязательную продажу части валютной выручки, необходимо знать, что с транзитного валютного счета до обязательной продажи можно оплатить некоторые расходы (п. 8 инструкции от 29.06.92 № 7).


        В случае если порядок обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятием соблюден не был (не было направлено платежное поручение банку), предприятие должно быть готово к тому, что по истечении 14-ти рабочих дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк как агент валютного контроля автоматически произведет продажу 50 процентов этой выручки на внутреннем валютном рынке.


Зачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории России


        Обязанность по зачислению иностранной валюты, получаемой юридическими лицами-резидентами на их счета в уполномоченных банках, предусмотрена ст. 5 Закона РФ от 09.10.92 “О валютном регулировании и валютном контроле”.


        В связи с тем, что Госналогслужба России не является органом валютного контроля, ее возможности по предупреждению, выявлению и наказанию за нарушения валютного законодательства крайне ограничены.


        В случаях, когда в ходе налоговой проверки обнаружены факты нарушения валютного законодательства, налоговый орган должен направлять документы, свидетельствующие о нарушении валютного законодательства, в органы валютного контроля для применения штрафных санкций.


        Однако имеется одно исключение. В соответствии с п. 8 уже упоминавшегося  Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин” валютная выручка  от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (товаров, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России. За нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки в соответствии с этим же Указом Президента Российской Федерации предприятия подвергаются штрафу, налагаемому в том числе Госналогслужбой России, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Банка России. Причем, уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.


        Таким образом, именно Указ Президента Российской Федерации дал налоговым органам полномочия на наложение и применение санкции за нарушение чисто валютного законодательства. В развитие этого положения Госналогслужба России издала письмо от 27.08.93 № ЮУ-4-06/132н “О применении штрафных санкций за нарушения порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации” (“Финансовая газета” № 36, 1993 год). Этот документ по сути дела выделяет два варианта применения указанной санкции.


        Первый вариант. Российское предприятие (организация) не зачислило свою валютную выручку на счета в уполномоченных банках России, но отразило эту выручку в своих бухгалтерских отчетах за соответствующий период и, соответственно, заплатило с нее все налоги и сборы. В данной ситуации на такое предприятие налоговый орган должен наложить штрафную санкцию по валютному законодательству в размере всей незачисленной валютной выручки.


        Второй вариант. Предприятие не только не зачислило свою валютную выручку на счета в уполномоченных банках на территории России, но и не отразило ее в своих бухгалтерских отчетах (т.е. сокрыло или занизило объект налогообложения). В этом случае налоговые органы должны применить комбинированную штрафную санкцию: штраф в размере всей незачисленной валютной выручки в соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629, а также все санкции, предусмотренные за нарушение налогового законодательства в ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (“Российская газета” № 56, 10.03.92), с учетом последующих изменений и дополнений.


        Наиболее часто указанное нарушение встречается в трех видах:


        а) невозврат валютной выручки от экспортированного товара;


        б) неинкассирование валютной выручки;


        в) занижение суммы валютной выручки от экспорта товаров на сумму платы за предоставленные в кредит средства в форме предоплаты.


        Наиболее типичные случаи невозврата валютной выручки от экспорта товара можно проиллюстрировать на следующих примерах:


        Пример 1. Российское предприятие с иностранным участием X экспортирует товар; причем, покупатель товара  -  иностранная фирма Y одновременно является учредителем предприятия X. Сумма контракта составляет 100 тыс. долл. США. По условиям контракта 85 тыс. долл. США перечисляются на счет предприятия X в российском уполномоченном банке, а 15 тыс. долл. США остаются в распоряжении фирмы Y в счет дивидендов, которые ей причитаются по итогам деятельности предприятия X  в отчетном периоде.


        Пример 2. Российское предприятие X экспортирует товар в пользу иностранной фирмы Y. Стоимость контракта 200 тыс. долл. США. Российское предприятие X получает на свой счет в уполномоченном банке России 150 тыс. долл. США, а оставшиеся 50 тыс.  долл. США просит фирму Y сразу перевести  на счет другой иностранной фирмы Z  в счет своих взаиморасчетов с этой фирмой.


        В обоих примерах нарушаются положения п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629, и при отсутствии разрешения Банка России на такие операции налоговый орган имеет право наложить штрафную санкцию за нарушение валютного законодательства в размере 15 тыс. долл. США и 50 тыс. долл. США соответственно (или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Банка России). Если эти суммы неправильно отражены в налоговой отчетности, то дополнительно применяются налоговые штрафы в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.


        Случаи неинкассирования валютной выручки встречаются у предприятий розничной торговли, имеющих лицензию на реализацию товара (оказание услуг) населению за наличную иностранную валюту. Если валютная выручка не инкассируется из кассы, то на следующий рабочий день налоговый орган может применять к этой сумме положения п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629.


        Занижение суммы валютной выручки от экспорта товаров на сумму платы за предоставленные в кредит средства в форме предоплаты обычно происходит из-за того, что импортер при расчете суммы, причитающейся экспортеру, уменьшает ее на процентную ставку ЛИБОР (ставку предложения кредитных ресурсов первоклассными банками на Лондонском  межбанковском финансовом рынке). Если указанная скидка (разница между суммой контракта и суммой платежа) прямо не предусмотрена во внешнеторговом контракте, то налоговый орган может применять к этой сумме положения п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629.


        Итак, незачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации  -   единственный случай, когда Госналогслужба России, не являющаяся органом валютного контроля, может применить  штрафную санкцию за нарушение чисто валютного законодательства. При этом не следует забывать, что были рассмотрены только возможные финансовые последствия такого нарушения. В соответствии со ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (“Собрание законодательства РФ” 17.06.96, № 25) невозвращение в крупном размере (когда сумма превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Об этом тоже не следует забывать руководителям предприятий, осуществляющих валютные операции.