Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Философские аспекты истории налогообложения

             

Философские аспекты истории налогообложения

И.С.Зуйков,
доцент кафедры бухгалтерского учета
Тверского государственного университета,
к.э.н
     
Л.В.Зуйкова
     

         С началом в 1992 году экономической реформы в Российской Федерации был принят пакет налоговых законов, составивших принципиально новую налоговую систему, от действенности которой непосредственно зависит успех преобразований в нашей стране.        
     

        Возникшая в последние годы в России новая экономическая ситуация поставила много вопросов в области налогообложения. Некоторые из них уже решаются. Но имеется целый ряд проблем, требующих дополнительной исследовательской проработки. К ним, в частности, относится вопрос создания более гибкой основанной на сотрудничестве и ответственности перед законом системы отношений между налогоплательщиками и государственными налоговыми органами.        
     

           Рассмотрение проблем налогообложения и организации эффективного государственного налогового контроля выходит, на наш взгляд, за рамки экономической науки, так как налогообложение затрагивает интересы отдельной личности, социальной группы, общества, государства в целом, что также является областью изучения еще одной науки — философии.        
     

           Этими обстоятельствами в значительной степени определялись задачи данной статьи, движущим мотивом для написания которой явились слова немецкого философа Вильгельма Виндельбанда: “История показывает, наоборот, что в пределах того, на что может быть направлено познание, нет ничего, что бы не было когда-либо вовлечено в компетенцию философии, равно как и нет ничего, что когда-либо не было бы из нее исключено.        
     

           Так понятнее кажется тенденция искать видовой признак философии не в ее предмете, а в ее методе и предполагать, что философия исследует те же явления, что и другие науки, но только при помощи ей одной свойственных методов <...> *)
     
-----
          *) Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1996. С. 53.

1. Философы античности о налогообложении

        

              Одной из целей налогообложения издавна являлось перераспределение доходов от богатых к бедным.        
     

             “Развитие роскошного образа жизни, начавшееся еще в олигархии, неудержимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствуют возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, обеспечивающего богатым господство над бедными *).
     
-----
     *) Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. С. 542

        

               В одном из своих сочинений “Законы” Платон (428/427—348/347 гг. до н.э.) указал, что изменить сложившуюся ситуацию можно следующим образом:  
     

             “Наш набросок законов имел целью сделать людей возможно более счастливыми и дружелюбными. Но разве будут граждане дружелюбны там, где между ними много тяжб и много несправедливостей? Нет, только там они будут дружелюбными, где несправедливостей всего меньше и где они незначительны. Поэтому мы говорим, что в нашем государстве не должно быть ни золота, ни серебра, ни большой наживы путем ремесел и ростовщичества, ни чрезмерно обширного скотоводства, но должны быть только доходы, доставленные земледелием; да и из них лишь такие, получение которых не вынуждает пренебрегать тем, для чего и нужно имущество."
     
                   Итак, мы утверждаем, что получивший надел по жребию должен владеть им на указанных условиях. Было бы прекрасно, если бы каждый член колонии обладал и всем остальным имуществом в равной доле со всеми. Но это невозможно: один явится, обладая большим имуществом, другой меньшим. Поэтому, а также по многим другим причинам для удобства и равной доли для всех в государстве надо установить неравный имущественный ценз. Стало быть, должности, подати, распределения и подобающий каждому почет устанавливаются не только по личной добродетели или по добродетели предков, не только по силе и красоте тела, но и по имущественному достатку или нужде *). <...>
     
-----
     *)  Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. С. 195—196.

        

            Что касается пищи и распределения доставляемых страной припасов, то правильным здесь было бы, конечно, осуществить порядок, близко напоминающий критский закон *).  Все эти припасы должны быть всеми разделены на двенадцать частей и соответственно должны потребляться. А каждая двенадцатая — например, пшеницы, ячменя и всего того, что созреет, а также всех тех животных, которые у каждого идут на продажу, — будет, согласно расчету, разделена еще на три части: первая часть назначается для свободнорожденных людей, вторая для их рабов, третья — для ремесленников и вообще чужеземцев, как для тех переселенцев, что поселились у нас из нужды в пропитании, так и для тех, что всякий раз приезжают к нам по государственным или частным делам **) <...>”.
     
-----
     *)  Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. С. 750.
     
     **) Там же. С. 302.
       

          Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) в своем сочинении “Политика” отмечал: “С сисситиями *)  у критян дело обстоит лучше, чем у лакедемонян. В Лакедемоне каждый поголовно должен делать положенный взнос — в противном случае закон лишает его гражданских прав. <ѕ>; на Крите сисситии имеют более общенародный характер: от всего урожая, от всего приплода, от всех доходов, получаемых государством, иѕ взносов, платимых периеками, отчисляется одна часть, идущая на дела культа и на общегосударственные расходы, а другая часть идет на сисситии. Таким образом, все, и женщины, и дети, и мужчины, кормятся на государственный счет **).<...>
          
-----

*)  В Спарте и других областях Древней Греции сисситии (греч. syssitia) — общественные обеды, проходившие за столами под открытым небом с одинаково скромной пищей для всех. — Примеч. авт
     
 **)  Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.  С. 435.

       

        “Седьмую часть составляют те, кто служит государству своим имуществом и кого вообще мы назовем состоятельными. Восьмую часть образуют те, кто служит народу, то есть занимает государственные должности (без должностных лиц существование государств немыслимо); необходимо иметь таких людей, которые могли бы быть должностными лицами, исполнять государственные повинности или непрерывно, или с соблюдением очереди *). <...>
     
-----
     *)  Там же. С. 494.
        

          Подобным же образом упразднена была демократия и в Мегарах: демагоги изгнали многих знатных, чтобы иметь возможность конфисковать их имущество; изгнанников этих набралось много; вернувшись, они победили демократов в битве и установили олигархию. То же случилось в Киме при демократии, которую упразднил Фарсимах. Почти таким же образом, как оказывается при ближайшем рассмотрении, происходили государственные перевороты и в остальных местах. То демагоги, желая подольститься к народу, начинают притеснять знатных и тем самым побуждают их восстать, либо требуя раздела их имущества, либо отдавая доходы их на государственные повинности *). <...> **)
 
-----
      *) Там же. С. 711. Примечание в тексте: Государственные повинности (так называемые литургии) выполнялись состоятельными гражданами (оснащение триеры и подбор экипажа для нее, покрытие расходов на постановку хора для драматических представлений и др.).
     
     **) Там же. С. 536.

        

         Ввиду того что население в крайних демократиях бывает очень многочисленным, в них затруднительно устраивать народные собрания без денежного вознаграждения, а такой порядок там, где у государства нет доходных статей, враждебен знатным: ведь доходы в таком случае неизбежно приходится получать путем установления чрезвычайных налогов, путем конфискаций, плохого судопроизводства, а все это ниспровергло уже немалое число демократий <...>        
     

         Там, где доходные статьи имеются, следует остерегаться поступать так, как теперь поступают демагоги, которые употребляют на раздачи излишки доходов; народ же берет и вместе с тем снова и снова нуждается в том же, так что такого рода вспомоществование неимущим напоминает дырявую бочку. Истинный друг народа должен смотреть за тем, чтобы народные массы не были в сплошном бедственном имущественном положении, которое ведет к тому, что демократический строй становится никуда не годным. Итак, нужно изыскать какие-либо средства к тому, чтобы благосостояние граждан было долговечным. Ввиду того что в этом заинтересованы и состоятельные люди, следует всю сумму, образующуюся от излишка собираемых доходов, распределять между неимущими, особенно если есть возможность собирать столько, чтобы всякий мог приобрести в собственность небольшой участок земли, а если этого нельзя сделать — заняться торговлей или земледелием. Если это не может быть предоставлено всем неимущим, то нужно устраивать очередные раздачи по филам или по каким-нибудь иным подразделениям граждан. В то же время состоятельные люди должны делать денежные взносы на устройство необходимых народных собраний и судебных заседаний; при этом их следует освободить от бесполезных литургий *). <...>”
     
-----

     *) Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 578—579.        
     

“следует правильно устанавливать все касающееся должностей (archas); без необходимых должностей государство не может существовать, а без должностей, в ведении которых благораспорядок и благопристойность, оно не может хорошо управляться.
     
       Следующая должность — та, к которой относится получение государственных доходов; тех, кто хранит их и распределяет на нужды отдельных отраслей управления, называют аподектами и казначеями *)”.

-----

     *) Там же. С. 582—583.
     

         До нас дошла легенда о том, что древнеримский философ Агриппа, живший в I—II веках до нашей эры, будучи одним из ближайших друзей и советником абсолютного правителя Римской империи Августа (Октавиана), участвовал в беседе о необходимости взимания налогов: “Откуда же взять необходимые средства на содержание армии и на покрытие остальных государственных расходов? Я объясню это вам, но сначала хотел бы подчеркнуть, что даже в том случае, если бы у нас была демократия, деньги для государственного бюджета все равно понадобились бы. Ибо без солдат государство существовать не может, а без денежного довольствия мы не в состоянии содержать армию. Итак, налогообложение вовсе не отличительная черта монархии, любая форма правления требует взимания налоговѕ Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо и ни одна местность не остаются свободными от налогов, в то время как сами они, подобно всем остальным, пользуются благами, которые государство предоставляет всем посредством взимания налогов *)”.
         
-----

     *)Все начиналось с десятины: Пер. с нем./ Общ. ред. и вступ. ст. Б.Е. Ланина. М.: Прогресс, 1992. С. 74    
         

          Это далеко не единственные взгляды философов античности на перераспределительные отношения в обществе, но в целом, именно взгляды этих знаменитых философов отражают взгляд философов древности на налогообложение.
     

(Продолжение следует)