Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Станет ли Налоговый кодекс “алыми парусами” России?

         

Станет ли Налоговый кодекс “алыми парусами” России?

В.Диденко,
советник налоговой службы II ранга,
Краснодарский край
     

   “Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его...”

Екатерина I


         Достаточно поэтическая аналогия для “железной леди” государства российского по поводу того, о чем народ слагал, например, такие пословицы: “Мыт и тамга — хуже всякого врага”. Как щедрость может перейти в расточительность, так и бережливость может обернуться скупостью.        
     

        Государство, определяя меру обращаемого в свой доход имущества граждан, выбирает на самом деле между их рабством и свободой.        
     

        Интересно высказывание графа Шувалова: “Главная сила государства состоит в народе, поэтому необходимо оный народ на первый план рассуждения себе поставить и смотреть за тем, чтобы он не пришел в крайнюю слабость... В действительности же происходит иначе, ибо весь доход, который получает крестьянин от продажи продуктов идет на внутренние пошлины. Господствующая система имеет только три последствия: разоряет народ, умножает уголовные процессы, порождает комиссии”. Сказанное в 1745 году остается актуальным и через 250 лет.        
     

        Предложенный графом проект реформы налоговой системы, одобренный сенатом и утвержденный специальным манифестом императрицы Елизаветы Петровны “Об уничтожении внутренних таможенных пошлин”, дал, по свидетельству современников, мощный толчек развитию сельского хозяйства, промышленности и торговли. Увеличился товарооборот, оборот денег. В города небывалым потоком стали поступать продукты, сырье для промышленности. Цены стали снижаться, народ вздохнул свободнее.        
     

       Так, сколько парусов-налогов должно быть у корабля-государства, каков должен быть их размер-бремя, чтобы плыть, а не тонуть?        
     

       Такие неотложные нужды государства, как зарплата работников бюджетной сферы (учителям, врачам и т.п.), расходы на оборону, пенсии, пособия и другое порождают соблазн увеличить число налогов и их размеры.        
     

        Парадокс состоит в том, что собираемость налогов не растет, а катастрофически падает, что и порождает пресловутые “секвестры”.        
     

        Пытаясь выжить при существующих правилах игры, плательщики налогов начинают ловчить. Отсюда штрафы, которые усугубляют и без того сложное финансовое положение предприятия.        
     

        Какими же должны быть условия и порядки, чтобы налогоплательщик жил и развивался, а не выживал, нарушая закон?        
     

        Если продолжить аналогию с кораблем-государством, можно представить себе, что, оплачивая плавание в порт назначения, граждане-пассажиры покупают один билет. Как бы выглядела ситуация, если бы плата взималась за каждый ночлег отдельно, при этом меняясь от ночи к ночи, за проход, например, на другую палубу с выдачей кассового чека и личным досмотром или за выход в город на промежуточных стоянках корабля и, естественно, за возвращение на борт? Сколько выдумки и смекалки проявили бы члены команды, если бы у них было право устанавливать такие сборы.            
     

        Налоговая система России построена по аналогичному принципу.        
     

        Правительство (в нашем случае “команда”) при отсутствии права устанавливать новые налоги так комментирует порядок их сбора, что фактическая сумма к уплате возрастает в несколько раз.        
     

        Например, Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, согласно которому в основном предприятия и списывают затраты, является “дырявым корытом” и “рабской галерой” одновременно. По одним статьям этого Положения можно списать столько средств, сколько душе угодно. По другим — в полном объеме не спишешь и то, что реально пошло на выпуск продукции.        
     

        Надежды по наведению порядка в сборе налогов связаны с принятием Налогового кодекса (НК). Напрашивается вопрос: избавят ли более чем 1000 статей НК от “разъясняющего” произвола чиновников? Думается, что нет.        
     

        Голос предприятий (налогоплательщиков) не слышен отчасти потому, что каждый из них (сам по себе) занят текущим выживанием, и отчасти потому, что отсутствуют альтернативные бюрократической схеме идеи налогообложения.        
     
        Но так ли все безнадежно? В качестве одного из возможных вариантов предлагаю рассмотреть нижеследующую концепцию налоговой системы. Предполагаемое изменение налогообложения юридических лиц в части исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость не затрагивает основы существующих стандартов и методов ведения бухгалтерского учета.
     
         При введении указанной системы решаются задачи обеспечения доходной части бюджета, дифференцированного налогообложения, упрощения налогового расчета.        
     

         1. Проблема обеспечения доходной части бюджета реализуется посредством оперативного регулирования двух базовых показателей системы, которыми являются:        
     

         1.1. Среднеотраслевой норматив затрат. Его применение стимулирует снижение фактических затрат на 1 рубль реализации продукции (работ, услуг) для получения предприятием массы необлагаемой налогом прибыли. Решается также задача получения устойчивой базы налогообложения в виде разницы между выручкой от реализации и нормативом затрат, рассчитанным исходя из норматива затрат на один рубль реализованной продукции независимо от фактических финансовых результатов деятельности предприятия.        
     

          Положительная разница между среднеотраслевым нормативом затрат на 1 рубль реализованной продукции и фактическими затратами предприятия является не облагаемой налогом сверхприбылью предприятия, премией за снижение затрат по сравнению со среднеотраслевыми. Очевидно, что предприятие будет стремиться получить необлагаемую сверхприбыль. Выигрывает общество в целом в связи со снижением себестоимости отечественной продукции (работ, услуг), ростом ее конкурентоспособности.        
     

          Отрицательная разница между среднеотраслевым нормативом затрат на 1 рубль реализованной продукции и фактическими затратами предприятия является облагаемым налогом превышением фактических затрат (“ножки, не по одежке”). Приемлемо низкий процент разорившихся предприятий оздоравливает экономику и является свидетельством правильно исчисленного среднеотраслевого норматива.        
     

          1.2. Ставка налога. Она интегрирует в себе самые лучшие свойства налога на добавленную стоимость и налога на прибыль: срочность поступления в бюджет (перечисляй хотя бы каждый день, разумнее, 1 раз в месяц), прогнозируемость объема поступления в бюджет (поскольку налог прямо зависит от выручки, что позволяет увязать его расчет с валовым национальным продуктом по отраслям за предшествующий период), стимулирование финансовой активности предприятий (так как существует возможность налогового планирования).        
     

           2. Признаками дифференцированного подхода к налогообложению согласно предлагаемой системе являются:        
     

           2.1. Отраслевой признак: норматив затрат и ставка налога устанавливаются в зависимости от отраслевой трудо-, материало-, энергоемкости и т.п. и приоритетами государства в структурной перестройке экономики.        
     

           2.2. Признак объема реализации: норматив затрат и ставка налога устанавливаются в зависимости от размера выручки от реализации продукции (работ, услуг) в связи с проводимой политикой по развитию малого бизнеса и поддержки важнейших отраслей народного хозяйства.        
     

          2.3. Региональный признак: норматив затрат и ставка налога устанавливаются в зависимости от географического положения региона в связи с его почвенно-климатическими особенностями и прочими условиями.     
     

Показатели, определенные согласно указанным принципам, сводятся в классификационную таблицу по следующей форме :

Выручка от реализации
( в месяц )


Регион



 

Отрасли хозяйства

  
 

торговля ( наценка )

строительство

жилищно-
коммунальное хоз-во

и т.п.

до 10 млн. руб.

Налог

...

...

...

  
 

Норматив затрат

  
 

  
 

  
 

до 100 млн. руб.

...

...

...

...

и т.д.

...

...

...

...

       

           3. Упрощение налогового расчета необходимо с целью облегчения соблюдения налоговой дисциплины налогоплательщиками и повышения эффективности контроля со стороны соответствующих государственных органов.        
     

          Система налогообложения, отраженная в приведенной таблице, позволяет с учетом анализа статистических показателей по отраслям и исполнения бюджета за отчетный период корректировать нормативы и ставки налогов на следующий отчетный период (месяц, квартал, год).        
     

         Внедрение изложенной системы требует законодательных ограничений в ценообразовании только на продукцию монополистов. Остальные участники рынка будут ограничены в переносе своих завышенных (по сравнению с общественно-необходимыми) издержек на потребителя рыночными отношениями спроса и предложения.        
     

          Вопрос о начислениях на фонд оплаты труда (в Пенсионный фонд и т.п.) должен учитываться при утверждении среднеотраслевого норматива в связи с трудоемкостью продукции конкретной отрасли и направлением политики по регулированию оплаты труда.        
     

          Налоговые органы займутся не поиском ошибок неквалифицированных работников бухгалтерии предприятий по части исчисления дебетовых и кредитовых оборотов предприятий (по НДС) и завышенного размера себестоимости продукции (работ, услуг), а поиском непродекларированной выручки от реализации.        
     

          Предлагаемая концепция налоговой системы может быть опробована в отдельных регионах (“свободных экономических зонах”), в том числе в республиках Северного Кавказа. Возможно, после этого мы увидим “алые паруса” России.