Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает советник налоговой службы I ранга Л.Д. Кузнецов


На вопросы читателей журнала отвечает
советник налоговой службы I ранга Л.Д. Кузнецов         

  

      Сохраняется ли за налоговыми инспекциями право производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия в связи с принятием постановления Конституционным Судом Российской Федерации от 17.12.96 «По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”»?

        

     В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1_ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

        

     Согласно п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 признанные неконституционными положения п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 “О федеральных органах налоговой полиции”, предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании ст. 7 (п. 8 и 9) и ст. 8 Закона РСФСР от 21.03.91 “О Государственной налоговой службе РСФСР” и ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, утратили силу.

        

     Таким образом, только федеральные органы налоговой полиции не имеют права производить вышеуказанные взыскания с юридических лиц.

        

     Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены (ст. 80 Федерального конституционного закона).

        

     За налоговыми инспекциями сохраняются все права, установленные Законом РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” и Законом РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

             

     Должны ли действовать на территории субъектов федерации дополнительные налоги и сборы, введенные решениями органов как представительной, так и исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления?

        

     В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1214 «О признании утратившим силу п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2268 “О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году”» с 1 января 1997 года утратил силу п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2268.
        

     Согласно п. 2 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации предписано органам государственной власти субъектов Российской Федерации отменить с 1 января 1997 года свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, принятые на основании п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2268. Кроме того, предложено органам местного самоуправления с 1 января 1997 года принять аналогичные решения в отношении введенных ими дополнительных налогов и сборов на основании п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2268.

        

     Перечень налогов и сборов определен ст. 19—21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

        

     Вышеназванный Указ Президента России принят в целях улучшения финансового состояния предприятий и других коммерческих организаций, облегчения налогового бремени и упорядочения установления налогов и сборов.

             

     Почему налогоплательщик не может использовать льготы по налогам, установленные не налоговым законодательством?

        

     В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” не допускаются внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством РСФСР.

        

     Согласно ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 № 3255-1 “О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации” федеральные законы (в том числе касающиеся размеров ставок и налоговых льгот) устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения; изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.

        

     Следовательно, льгота организации может быть предоставлена лишь при условии внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

                

     Когда следует считать обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненными?

        

     В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями) обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога без его личного участия, если иное не установлено законодательными актами. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога. Невозможность уплаты налога является основанием для признания в установленном законом порядке юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом. В случае ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уплате недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

        

     В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с вышеуказанным Законом и другими законодательными актами, а также залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика.