Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

С перспективой в завтрашний день

             

С перспективой в завтрашний день

В.Н. Крапивин,
советник налоговой службы I ранга
     
Ю.С.Соловьева,
инспектор налоговой служба I ранга
     

         Проведенный Госналогинспекцией по г. Астрахани анализ контрольной работы райгосналогинспеций города в период между 1993—1995 годами показал малоэффективность метода выбора объектов для проведения документальных проверок по итогам камеральных проверок. Но одно дело сказать “исчерпал”, “малоэффективен”, а другое и самое, пожалуй, трудное — предложить взамен лучший, более совершенный вариант.        
     

        В результате анализа сложившейся ситуации обнаружилось, что отдельные индивидуально-частные предприятия и предприниматели без образования юридического лица приобретают продукцию повышенного спроса городских предприятий, как правило, за наличный расчет.        
     

       Казалось бы, большого греха в этом нет, если бы не одна деталь: большая часть сделок не отражалась в бухгалтерском учете, а плательщики, укрывая немалые доходы, уходили от налогообложения.        
     

       В этой ситуации выход был один — обратиться в администрацию г. Астрахани с конкретными предложениями. Их суть состояла в заключении с предприятиями и организациями, производящими продукцию повышенного спроса, договора о квартальном представлении в инспекцию сведений о реализации своей продукции предприятиям и гражданам-предпринимателям за наличный расчет, а также с предприятиями железнодорожного, речного и авиационного транспорта обо  всех ввозимых и вывозимых из города грузах.        
     

        Городская администрация поддержала это предложение и юридически закрепила его в договоре “О социально-экономическом развитии города”. В этом документе было также оговорено, что администрация города предоставит льготы по местным налогам на сумму затрат, которые понесут предприятия в представлении таких сведений.        
     

           При этом хотелось бы отметить немалую заслугу Госналогинспекции по Астраханской области, сумевшей в короткое время провести большую организационно-подготовительную работу по составлению, проработке и подписанию 28 соглашений и договоров с областными ведомствами и изданию приказа от 21.04.95 № 41-ОВ “О взаимодействии с внешними ведомствами”.        
     

         Такая своевременная поддержка позволила городской инспекции уже в первом полугодии 1995 года отработать схему получения информации от Астраханской таможни, РЭО ГАИ, УВД области, УФСНП, миграционной службы, центра стандартизации и метрологии и других организаций.        
     

        Кроме того, инспекция направила письма на 33 предприятия города о необходимости систематического представления информации о юридических и физических лицах, получивших продукцию за наличный расчет.        
     

       Практически вся организационная работа по заключению договоров, отработке схемы получения информации от предприятий и организаций города была проведена в IV квартале 1995 года и I квартале 1996 года.        
     

        Причем, ставилась конкретная цель получить эти сведения с предприятий (там, где это возможно) за 1993—1995 годы. Та часть данных, которая поступила в I квартале 1996 года, была в оперативном порядке обработана и доведена до райгосналогинспекций с целью проведения документальных проверок.        
     

       Организовывая эту непростую работу, Госналогинспекция по г. Астрахани ставила перед собой задачу — приучить налогоплательщиков, как это принято в цивилизованных странах, уплачивать в полном объеме налоги и платежи в бюджет.        
     

        Весомый вклад в достижение нашей цели внесли средства массовой информации области.        
     

        Госналогинспекция по Астраханской области организовала круглосуточное дежурство инспекторов совместно с работниками ГАИ на четырех постах, обрабатывало полученные из внешних ведомств ксерокопии по товарно-транспортным накладным с использованием компьютерных средств и доводило их до райгосналогинспекций с последующим выбором объектов документальных проверок.        
     

       В результате документальных проверок, проведенных в 1996 году по сведениям, поступившим от предприятий и организаций, было дополнительно начислено в бюджет 9,6 млрд руб., из них по сведениям от внешних источников — 5,3 млрд руб., в том числе по сведениям УФСНП  — 4,2 млрд руб., РЭО  ГАИ — 176 млн руб., постов ГАИ — 764 млн руб., Астраханской таможни — 104,7 млн руб.        
     

       В первом квартале 1997 года по сравнению с таким же периодом прошлого года поступления платежей по НДС и налогу на прибыль увеличились на 1,1 млрд руб., дополнительно начислено — 2,8 млрд руб., в том числе по сведениям от внешних источников — 533 млн руб. Если продолжать сравнивать, то за это же время количество плательщиков, у которых установлены факты неотражения в бухучете хозяйственных сделок, сократилось на 55 %.        
     

       Таким образом, большинство плательщиков осознали, что рано или поздно за свои деяния придется нести ответственность в соответствии с требованиями налогового законодательства. Отсюда и результат работы в этом направлении: за год в бюджет дополнительно поступило около 14 млрд руб .