Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Установление юридических фактов, необходимых для пенсионного обеспечения


Установление юридических фактов, необходимых для пенсионного обеспечения
        

Е.Г. Азарова,
кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ
     
З.А. Кондратьева,
кандидат юридических наук
 

          В предыдущей статье (см. № 11 журнала за 1996 г.) рассматривались вопросы материального плана - о праве граждан на пенсионное обеспечение по законодательству 1995-1996 гг. Однако в этот период развивалось и законодательство, регулирующее установление различных юридических фактов, включая и те, подтверждение которых необходимо для назначения пенсии. В настоящей работе рассматривается порядок установления юридических фактов, вызывающих наибольшие сложности в правоприменительной практике.

 

Порядок признания граждан инвалидами

 

          13 августа 1996 г. принято постановление Правительства РФ № 965 "О порядке признания граждан инвалидами", которым утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы (СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4127). На основании Примерного положения органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются Положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы.

 

          К учреждениям государственной службы медико - социальной  экспертизы  относятся бюро и главное бюро медико - социальной экспертизы (БМСЭ и ГБМСЭ).

 

          В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного и смешанного профиля. Для проведения медико - социальной экспертизы лиц в возрасте до 16 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.

 

          Одной из основных задач БМСЭ является определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, а также разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

 

          ГБМСЭ проводит медико - социальную экспертизу лиц, обжаловавших решение бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их, а также проводит медико - социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования.

 

          Названным выше постановлением от 13 августа 1996 г. рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ завершить создание учреждений медико - социальной экспертизы, прекратив при этом деятельность врачебно - трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Согласно "Положению о признании лица инвалидом" граждане направляются на медико - социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.

 

          Органы здравоохранения при направлении на медико - социальную экспертизу руководствуются разделом 3 Инструкции от 19 октября 1994 г. "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" (утверждена Приказом Минздравмедпрома РФ № 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ № 66 ). Поскольку Инструкция принималась до утверждения Примерного положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы, в ней указано иное наименование этих учреждений - не бюро, а комиссии - МСЭК. В настоящей работе эти понятия употребляются как равнозначные.

 

          Право направлять граждан на медико - социальную экспертизу имеют лечащие врачи амбулаторно - поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утверждением направления клинико - экспертной комиссией учреждения. Согласно п. 3.1 Инструкции на медико - социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите.

 

          В зависимости от благоприятности или неблагоприятности клинического и трудового прогноза устанавливаются разные сроки направления на экспертизу. При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе граждане могут быть направлены на медико - социальную экспертизу вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности. Однако этот срок не может превышать 4 месяцев. В случаях если временная нетрудоспособность инвалида обусловлена прогрессированием основного заболевания или сопутствующим заболеванием с очевидным неблагоприятным клиническим и трудовым прогнозом, пациент направляется на медико - социальную экспертизу в максимально ранние сроки для изменения (отмены) трудовой рекомендации или повышения группы инвалидности.

 

          Если трудовой прогноз благоприятен, лечение и выдача листка временной нетрудоспособности может продолжаться до 10 месяцев (а в отдельных случаях - при травме после реконструктивных операций, при заболевании туберкулезом -до 12 месяцев). В таких случаях граждане должны быть направлены на МСЭК по истечении указанных сроков. МСЭК, в свою очередь, решает вопрос либо о продолжении лечения, либо об установлении группы инвалидности.

 

          Лицам, не признанным инвалидами, листок нетрудоспособности продлевается лечебно - профилактическим учреждением до восстановления трудоспособности или до повторного направления на медико - социальную экспертизу (п. 3.4 Инструкции).

 

          При отказе больного от направления на медико - социальную экспертизу или несвоевременной явке его на экспертизу по неуважительной причине листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа или дня регистрации документов медико - социальной экспертной комиссией. Отказ или неявка указывается в листке нетрудоспособности.

 

          При повторном обращении по поводу прогрессирования основного заболевания или развития тяжелого сопутствующего заболевания больному, ранее направлявшемуся на медико - социальную экспертизу, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях и этим же числом повторно оформляется посыльный лист в учреждение медико - социальной экспертизы.

 

          В направлении (посыльном листе) учреждения здравоохранения на медико - социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико - социальной экспертизы, включаются в базовую программу обязательного   медицинского   страхования граждан РФ.

 

          Орган социальной защиты населения может направлять на медико - социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов,   подтверждающих   нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

 

          В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на медико - социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико - социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

 

          Медико - социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно - профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

 

          В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико - социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

 

          Освидетельствование во МСЭК (БМСЭ) проводится только на основании письменного заявления лица либо его законного представителя (п. 12). Специалисты учреждения, проводящие медико - социальную экспертизу, рассматривают представленные медицинские документы, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, выносящим экспертное решение, простым большинством голосов (п. 15 Положения).

 

          Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

 

          - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

 

          - ограничение    жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

 

          - необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина. Наличие одного из указанных признаков не является достаточным условием для признания лица инвалидом (п. 14 Положения). Необходимо не менее двух признаков.

 

          В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам в возрасте 16 лет и старше устанавливается I, II или III группа инвалидности.

 

          В целях динамического наблюдения за течением патологического процесса и за состоянием трудоспособности проводится систематическое переосвидетельствование инвалидов. Инвалидность 1 группы устанавливается на 2 года, II и III группы - на 1 год. Лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид". Группа инвалидности им не устанавливается. Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях, а также возникшие в результате травм. "Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом" утверждены приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 4 июля 1991 г. №177. Категория "ребенок - инвалид" может устанавливаться на срок от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет и до достижения ими 16 - летнего возраста. При достижении ребенком возраста 16 лет он направляется на медико - социальную экспертизу для установления группы инвалидности.

 

          В Положении перечислены следующие причины инвалидности: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны; военная травма или заболевание, полученное в период военной службы; инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины инвалидности, установленные законодательством РФ (п. 21 Положения).

 

          Инвалидность вследствие заболевания (или травмы), возникших до достижения ребенком 16 - летнего (учащимся до 18 - летнего) возраста, приведших к утрате или снижению трудоспособности, именуется "инвалидность с детства". Если у инвалида с детства впоследствии развиваются иные заболевания, чем те, по которым он признан инвалидом с детства, или возникают травмы, дающие основание для изменения причины инвалидности, то по его желанию причина инвалидности может быть заменена.

 

          Для пенсионного обеспечения юридическое значение имеет не только группа, но и причина инвалидности. Причина инвалидности определяется также государственной службой медико - социальной экспертизы одновременно с установлением группы инвалидности. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.

 

          Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3 - дневный срок со дня установления инвалидности.

 

          Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (ныне Министерство труда и социального развития РФ).

 

          Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования. Гражданин или его законный представитель в случае несогласия с экспертным решением бюро медико - социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро медико - социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Бюро медико - социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в 3 - дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися документами в главное бюро медико - социальной экспертизы. Последнее не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико - социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение. Решение главного бюро медико - социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико - социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико - социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

 

          Решение учреждения может быть обжаловано в суд гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

          Пока не разработаны новые нормативные акты, группа инвалидности, время наступления инвалидности, а также причина инвалидности устанавливаются в соответствии с Инструкцией по определению групп инвалидности, утвержденной   Министерством   здравоохранения СССР 1 августа 1956 г., ВЦСПС  -  2 августа 1956 г. (согласована с Министерством социального обеспечения РСФСР 2 августа 1956 г.). Действуют также Методические указания по определению причин инвалидности, утвержденные приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 25 декабря 1986 г.

 

Установление факта трудового увечья

 

          Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 558 утверждено Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (СЗ РФ 1995, № 24, ст. 2284). Положение устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве (далее именуются - несчастные случаи), обязательный для предприятий, учреждений и других организаций всех форм собственности (далее именуются - организации) (п. 1).

 

          Расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией (п. 2 Положения).

 

          Действие Положения распространяется на работодателей; работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту); граждан, выполняющих работу по гражданско - правовому договору подряда и поручения; студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику в организациях; военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на производстве; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 3).

 

          Согласно Положению, расследованию и учету подлежат все несчастные случаи на производстве, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу на один рабочий день и более, временную нетрудоспособность (не менее чем на один рабочий день) или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть (п. 14), Ответственность за организацию и своевременное расследование и учет несчастных случаев, разработку и реализацию мероприятий по устранению причин этих несчастных случаев несет работодатель (п. 5).

 

          Расследование несчастных случаев производится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им ответственного должностного лица. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в указанном расследовании не участвует (п. 7). Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение трех суток с момента его происшествия (п. 8). При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую дополнительную информацию от работодателя и, если это возможно, объяснения от пострадавшего. Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, направленными сторонними организациями, в том числе с военнослужащими, привлекаемыми для работы в организации, студентами и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с участием полномочного представителя направившей их организации.

 

          Несчастный случай, происшедший с работником, временно переведенным на работу в другую организацию, расследуется той организацией, где произошел несчастный случай.

 

          Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления этого заявления в порядке, приведенном выше.

 

          Расследование групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

 

          Каждый несчастный случай, ставший причиной перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более, потери им трудоспособности не менее чем на один рабочий день или смерти, оформляется актом о несчастном случае на производстве по форме Н - 1 в двух экземплярах на русском языке или на языке республики в составе Российской Федерации с переводом на русский язык. При групповом несчастном случае акт по форме Н - 1 составляется на каждого пострадавшего отдельно. Если несчастный случай произошел с работником другой организации, акт по форме Н - 1 составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с остальными материалами расследования направляются в организацию, работником которой является пострадавший. Третий экземпляр акта и других материалов расследования остается в организации, где произошел несчастный случай. Акт по форме Н - 1 является важнейшим доказательством того, что повреждение здоровья имело место вследствие трудового увечья. Этот акт (или другой официальный документ о несчастном случае) потерпевший должен предъявить в учреждения медико - социальной экспертизы для определения причины инвалидности.

 

          На практике встречаются случаи, когда акт по форме Н - 1 оспаривается или ставится под сомнение на том основании, что он составлен с нарушением установленного срока. Однако пропуск этого срока не освобождает администрацию от возложенной на нее обязанности. Если потерпевший своевременно не сообщил о несчастном случае либо если потеря трудоспособности наступила через какое - то (иногда очень длительное) время после несчастного случая, акт по форме Н - 1 может быть составлен после проверки заявления работника с учетом всех обстоятельств. Законодательство не устанавливает срока давности для составления акта. Если акт по форме Н - 1 оформлен несвоевременно (даже спустя несколько лет после несчастного случая), он имеет юридическую силу и не нуждается ни в чьем утверждении (см. Комментарий Правил возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. М.: Фонд "Правовая культура", 1996, с. 43). Доказательственная сила акта по форме Н - 1 не умаляется и оттого, что он составляется на основании показаний свидетелей. Согласно п. 8 Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, как отмечалось, комиссия выявляет и опрашивает очевидцев (т.е. свидетелей несчастного случая). Как правило, акты о несчастных случаях составляются именно на основании показаний потерпевшего и очевидцев события (см. там же).

 

Установление факта профессионального заболевания

 

          Согласно Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидность считается наступившей вследствие профессионального заболевания, если вызвавшее ее заболевание признается профессиональным. Список профессиональных заболеваний утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ (см. ст. 40 Закона).

 

          До недавнего времени действовали Список профессиональных заболеваний и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555.

 

          Приказами Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. №90 и Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 405 соответственно утверждены Список профессиональных заболеваний и Инструкция по его применению, а прежние Список и Инструкция признаны не действующими на территории Российской Федерации.

 

          Новые Список и Инструкция не содержат принципиальных различий по сравнению с ранее действовавшими. Отличаются некоторые наименования болезней, поскольку они приведены в соответствие с международной классификацией болезней ВОЗ. Список 1996 г., так же как и прежний, содержит следующие графы: наименование болезней; опасные, вредные вещества и производственные факторы, воздействие которых может приводить к возникновению профзаболеваний; примерный перечень проводимых работ, производств. В Список включены те заболевания, которые могут быть вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов. В нем поименованы болезни, входящие в несколько групп. Это заболевания, вызванные воздействием химических факторов, промышленных аэрозолей, физических факторов и биологических факторов (п. 1, 2, 3, 5). В Списке указаны также заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем (п. 4), аллергические заболевания (п. 6) и новообразования (п. 7).

 

          В соответствующих графах Списка приводится примерный, а не исчерпывающий перечень проводимых работ и производств, т.е. он является ориентировочным. Так, хронический ларингит и некоторые другие поименованные в Списке профессиональные болезни голосового аппарата могут развиться при работе, связанной с его систематическим перенапряжением. В Списке дается примерный перечень таких работ - преподавательская, дикторская, вокально - разговорные виды актерских работ, работа на телефонных станциях и др. Следовательно, и любая другая работа, связанная с систематическим перенапряжением голосового аппарата, например в качестве экскурсовода, дает основание признать соответствующее заболевание профессиональным.

 

          Согласно Инструкции, Список является основным документом, который используется при установлении диагноза профзаболевания, связи его с выполняемой работой или профессией; при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работникам повреждением здоровья (п. 1). Список и Инструкция 1996 г. применяются при решении вопросов о причине инвалидности (а в необходимых случаях - о причине смерти кормильца), возникающих после их утверждения. Прекращение действия прежних нормативных актов не дает оснований для пересмотра уже принятых в соответствии с ними решений.

 

          Профессиональные заболевания (отравления) могут быть как острыми, так и хроническими. Первые могут развиться после однократного воздействия опасных и вредных факторов, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые нормы. К хроническим относятся формы заболеваний, возникшие в результате длительного воздействия неблагоприятных профессиональных факторов. Необходимо учитывать, что профзаболевание может развиться спустя длительное время после прекращения работы в контакте с вредным, опасным веществом и производственным фактором (например, поздний силикоз). К профессиональным могут быть также отнесены болезни, в развитии которых профзаболевание является фоном или фактором риска (например, рак легких, развившийся на фоне пылевого бронхита). К хронически заболеваниям относят также ближайшие и отдаленные последствия профзаболеваний (например, стойкие органические изменения центральной нервной системы после интоксикации окисью углерода)(см. п. 3, 4 Инструкции).

 

          При решении вопроса об отнесении заболевания к профессиональным учитывают характер выполняемой работы, конкретные санитарно - гигиенические условия производственной среды и трудового процесса, стаж работы во вредных и опасных условиях труда, особенности клинической формы заболевания (см, п. 7 Инструкции). При смешанной этиологии профзаболеваний экспертные вопросы должны решаться как по профзаболеванию (см. п. 8 Инструкции). Иными словами, если заболевание возникло под воздействием и производственных и непроизводственных факторов, оно должно быть признано профессиональным.

 

          Право впервые устанавливать диагноз хронического профзаболевания предоставлено только специализированным лечебно - профилактическим учреждениям и их подразделениям (центрам профпатологии, клиникам и отделам профзаболеваний научных организаций клинического профиля, кафедрам профзаболеваний учреждений высшего и послевузовского медицинского образования) (п. 6 Инструкции). При наличии оснований для установления инвалидности вследствие профзаболевания соответствующая группа инвалидности устанавливается медико - социальной экспертной комиссией (МСЭК) . Контроль за установлением связи заболевания с профессией и правильным применением Списка профзаболеваний и Инструкции к нему возлагается на территориальные органы управления здравоохранением и Министерство здравоохранения Российской Федерации (см. п. 12 Инструкции).

 

Установление фактов гражданского состояния

 

          Статья 47 Гражданского кодекса РФ перечисляет важнейшие события и действия в жизни человека, с наступлением или совершением которых закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей граждан. Речь идет о таких юридических фактах, как рождение и смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. Согласно названной правовой норме ГК РФ, они удостоверяются актами гражданского состояния и подлежат государственной регистрации. В связи с особой важностью этих юридических фактов установлен определенный порядок их регистрации в специальном государственном органе - органе записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

 

          Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей (п. 2 ст. 47 ГК РФ).

 

          Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда (п. 3 ст. 47 ГК РФ). Подробнее остановимся на установлении юридических фактов брака, отцовства, одинокого материнства, признания лица безвестно отсутствующим, объявления умершим, от которых зависит право на пенсионное обеспечение, а также на особенностях пенсионного обеспечения усыновителей и усыновленных.

 

Установление факта брака

 

          Согласно пенсионному законодательству, пенсия по случаю потери кормильца назначается при определенных условиях пережившему супругу (жене или мужу). Неработающим пенсионерам может быть установлена надбавка к пенсии на нетрудоспособного супруга. При установлении факта супружеских отношений руководствуются семейным законодательством. С 1 марта 1996 г. действует Семейный кодекс РФ (СЗ РФ 1996, № 1, ст. 16). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 10 СК РФ). Брак, который не был зарегистрирован, по общему правилу юридического значения не имеет и, следовательно, не учитывается при пенсионном обеспечении.

 

          Брак прекращается вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим (п. 1 ст. 16 СК РФ). Прекращение брака в связи с указанными событиями (при наличии остальных требуемых пенсионным законодательством условий) дает основание для назначения пенсии по случаю потери кормильца, даже если между такими событиями и обращением за пенсией прошло значительное время. Однако пенсия по случаю потери кормильца - супруга не может быть назначена после вступления пережившего супруга в новый брак. Если же такая пенсия была назначена до вступления в новый брак, она сохраняется.

 

          Брак может быть прекращен также путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным (п. 1 ст. 16). При расторжении брака правоотношения между супругами прекращаются, однако семейное законодательство при определенных обстоятельствах устанавливает право на получение алиментов с бывшего супруга после расторжения брака. Право требовать предоставление алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

 

          - бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

 

          - нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком - инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства 1 группы;

 

          - нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

 

          - нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время (п. 1 ст. 90 СК РФ).

 

          Получение алиментов от бывшего супруга может рассматриваться как нахождение на его иждивении. Однако поскольку брачные отношения прекращены, т.е. данные лица супругами уже не являются, ни надбавка к пенсии лица, выплачивающего алименты на такого супруга, ни пенсия по случаю потери кормильца после смерти бывшего супруга не могут быть назначены, поскольку это не предусмотрено пенсионным законодательством.

 

          Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния либо в судебном порядке (ст. 18, 19, 21, 23 СК РФ). Расторжение брака в органах ЗАГС и выдача свидетельства о расторжении брака производится органом ЗАГС по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака (п. 3 ст. 19 СК РФ).

 

          Брак, расторгаемый в органах ЗАГС, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а расторгаемый в суде - со дня вступления решения суда в законную силу (п. 1 ст. 25 СК РФ). Момент прекращения брака имеет важное значение при определении права на пенсию. Если смерть супруга наступила до этого момента, брак прекращается не вследствие его расторжения, а вследствие смерти супруга, следовательно, может рассматриваться и вопрос о назначении пенсии по случаю потери кормильца - супруга. Так, если смерть супруга наступила после подачи заявления в ЗАГС, но до регистрации расторжения брака, то на момент смерти супруга брачные отношения сохранялись, и может быть рассмотрен вопрос о пенсионном обеспечении.

 

          До вступления в действие СК РФ прекращением брака при расторжении его в суде признавалась регистрация развода в книге регистрации актов гражданского состояния (ст.40 КоБС РСФСР). Отсутствие такой регистрации означало, что брак формально существовал. Следовательно, если брак был расторгнут судом до 1 марта 1996 г., вопрос о наличии брака для целей пенсионного обеспечения должен решаться по прежним правилам.

 

          Семейное законодательство предусматривает возможность признания брака недействительным, если нарушены условия, требуемые для заключения брака, либо если заключен фиктивный брак. Признание брака недействительным производится только судом. Брак признается недействительным со дня его заключения (ст. 27 СК РФ), т.е. такой брак считается вообще не существовавшим. Применительно к пенсионному обеспечению до того момента, пока вступит в законную силу решение суда о недействительности брака, он считается действительным и, следовательно, может идти речь о назначении пенсии по случаю потери кормильца - супруга, конечно, если имеются иные условия, требуемые для признания права на пенсию.

 

          В настоящее время приобрели право на вторую пенсию вдовы военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну (не вступившие в новый брак). При реализации этого права затруднения могут быть вызваны отсутствием факта регистрации брака с военнослужащим. Поэтому нужно иметь в виду, что в период действия на территории России Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. наряду с зарегистрированными признавались действительными и фактические браки. Это положение было отменено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1944 г. Указ предоставлял возможность супругам, состоявшим в фактических брачных отношениях, оформить свои отношения в ЗАГСе с указанием срока совместной жизни. Незарегистрированный фактический брак сохранял правовую силу лишь до 8 июля 1944 г. Если же фактические брачные отношения, возникшие до 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или пропажи без вести одного из фактических супругов в период Великой Отечественной войны, другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его супруга умершим или пропавшим без вести на основании ранее действовавшего законодательства (см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов". - Ведомости Верховного Совета СССР, 1944, № 60). Поскольку названный Указ не предусматривал сроков для обращения в суд с целью установления нахождения в фактическом браке, заявление об установлении соответствующего факта может быть подано и в настоящее время (см. Комментарий к Семейному кодексу Российской федерации. Издательство "Бек". М., 1996, с. 34). В указанных случаях судебное решение о признании фактических брачных отношений является доказательством брака и для целей пенсионного обеспечения. Установление фактических брачных отношений, возникших после 8 июля 1944 г., действующим законодательством не допускается.

 

Установление факта отцовства

 

          При пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца - отца большое значение имеют вопросы установления отцовства. Они решаются в соответствии с нормами семейного законодательства. Если происхождение ребенка от данного лица удостоверено в установленном семейным законодательством порядке, за отца может быть назначена пенсия независимо от того, в браке или вне брака рожден ребенок, Отцом ребенка, родившегося от лиц, состоящих в браке между собой, признается супруг его матери, если не доказано иное (п. 2 ст. 48 С К РФ). Отцом ребенка признается также и бывший супруг его матери (если не доказано иное), при условии, что ребенок родился в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания брака недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка (там же). В практике пенсионного обеспечения нередки случаи рождения ребенка после смерти отца. Это не препятствует удостоверению отцовства (при указанных выше обстоятельствах) и назначению пенсии за него.

 

          Отцовство может быть установлено и в отношении детей, рожденных вне брака. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка. В случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав отцовство устанавливается по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - по решению суда (п. 4 ст. 48 СК РФ).

 

          При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган записи актов гражданского состояния во время беременности матери. Запись о родителях ребенка производится после рождения ребенка (см. там же).

 

          В случае смерти лица, отцовство которого установлено в указанном выше порядке, пенсия его внебрачному ребенку может быть назначена независимо от того, есть ли у данного лица другие дети, рожденные в браке или вне брака.

 

          Отцовство в отношении внебрачного ребенка может быть установлено и в судебном порядке, если отсутствует совместное заявление родителей или заявление отца ребенка. При этом, в соответствии со ст. 49 СК РФ суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Таким образом, новое семейное законодательство, в отличие от прежнего, расширило возможности для судебного установления внебрачного отцовства. В соответствии со ст. 48 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего до 1 марта 1996 г., суд мог вынести решение об установлении отцовства только при условии подтверждения одного из следующих фактов: совместного проживания и ведения общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка; совместного воспитания либо содержания ими ребенка; наличия доказательств, с достоверностью подтверждающих признание ответчиком отцовства. Необходимо отметить, что при применении правил ст. 49 СК РФ суды учитывают постановление Пленума Верховного суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов". В нем, в частности, предусмотрено, что суд, решая вопрос о том, какой нормой следует руководствоваться при рассмотрении дела об установлении отцовства (ст. 49 СК РФ или ст. 48 КоБС РСФСР), должен исходить из даты рождения ребенка. Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие Семейного кодекса РФ (то есть 1 марта 1996 г. и после этой даты), суд, исходя из ст. 49 СК РФ, принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. К таким доказательствам относятся любые фактические данные, установленные с использованием средств доказывания, перечисленных в ст. 49 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.

 

          В отношении детей, родившихся до 1 марта 1996 г., суд, принимая решение, связан названным выше требованием ст. 48 КоБС РСФСР (см. п. 1 постановления).

 

          Семейное законодательство допускает возможность записи определенного лица в качестве отца ребенка не только в случае кровного родства (или предположения о таком родстве). Согласно п. 4 ст. 51 СК РФ лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений.

 

          Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка, но только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

 

          Таким образом, семейное законодательство с учетом применяемых медико - биологических технологий при рождении ребенка, а также в интересах охраны прав последнего требует признания указанных выше лиц его родителями, даже если биологически они таковыми не являются. Соответственно, такие дети в отношении лиц, записанных их родителями, пользуются всеми правами родных детей, в том числе и правом на пенсию при потере кормильца.

 

Установление факт одинокого материнства

 

          Согласно пенсионному законодательству детям умершей одинокой матери пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в повышенном размере. Однако понятие одинокого материнства в этом законодательстве не раскрывается. В практике пенсионного обеспечения к одиноким матерям относят женщин, имевших право на повышенное пособие на детей. Как установлено п. 4 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883, ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере назначается и выплачивается одиноким матерям в следующих случаях:

 

          а) если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак;

 

          б) при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она записана в книге записей актов гражданского состояния в качестве матери;

 

          в) при передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, ее болезни и по другим причинам).

 

          Право на повышенное пособие утрачивается, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке его отцом или если ребенок усыновлен при вступлении матери в брак ее супругом (см. п. 42 Положения).

 

          Как явствует из вышеизложенного, законодательство о пособиях не раскрывает с достаточной полнотой понятие одинокого материнства, поскольку устанавливает, что последнее зависит от того, на основании чего произведена в свидетельстве о рождении ребенка запись о его отце. Порядок производства такой записи содержится в семейном законодательстве.

 

          Выше отмечалось, что отцовство в отношении внебрачного ребенка может быть установлено как в добровольном, так и в судебном порядке. В случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства в книге записей рождений фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, а имя и отчество отца - по ее указанию (п. 3 ст. 51 СК РФ). Таким образом, внешне документ о рождении ребенка одинокой матерью ничем не отличается от свидетельств о рождении других детей. Однако он фактически содержит фиктивные сведения об отце. Правоотношения у такого ребенка возникают только с его матерью и ее родственниками. При регистрации рождения ребенка органами ЗАГСа выдается справка (по форме № 4) о том, что запись об отце ребенка произведена по указанию матери. Такая справка и является документом, подтверждающим одинокое материнство. Она принимается во внимание при пенсионном обеспечении независимо от того, получала ли мать ежемесячно пособие на ребенка в повышенном размере.

 

          Как отмечалось выше, если одинокая мать впоследствии вступает в брак, но ее супруг не признает в установленном порядке своего отцовства в отношении ее ребенка и не усыновляет его, факт одинокого материнства сохраняется. На равных правах с родной матерью одинокой матерью признается и женщина, усыновившая ребенка, не будучи в зарегистрированном браке. Во всех указанных выше случаях пенсия по случаю потери кормилицы - матери (включая усыновительницу) назначается по правилам, установленным для детей одиноких матерей, т.е. в более высоком размере.

 

Пенсионные права усыновленных и усыновителей

 

          Пенсионное законодательство неоднозначно устанавливает право на пенсию по случаю потери кормильца усыновленных и усыновителей. Так, Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" относит к членам семьи, имеющим право на эту пенсию, в частности, детей, пасынков и падчериц, а также отца, мать, отчима, мачеху (ст. 50, 51). Согласно ст. 55 этого закона несовершеннолетние, имеющие право на пенсию, сохраняют это право и при их усыновлении. Иначе сформулированы нормы Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей". Наряду с приведенными выше положениями в нем прямо записано: усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные - наравне с родными детьми (ст. 33). Значит ли это, что по первому из названных законов пенсия усыновленным детям и усыновителям не может быть назначена? В практике пенсионного обеспечения отсутствие в законе прямого указания на права этих лиц не является препятствием к назначению им пенсии по случаю потери кормильца.

 

          Положительное решения этого вопроса основывается на нормах семейного законодательства. Согласно ст. 137 СК РФ усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Таким образом, хотя между усыновленными и усыновителями отсутствует кровное родство, юридические отношения между ними идентичны отношениям между родителями и детьми. Соответственно, и при потере кормильца они имеют такое же право на пенсионное обеспечение, как дети или родители по происхождению. При этом следует иметь в виду, что правовые последствия усыновления ребенка наступают независимо от того, указаны ли усыновители в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка (п. 6 ст. 138 СК РФ) или нет. Применительно к рассматриваемому вопросу это означает, что пенсия усыновленному по случаю потери кормильца - усыновителя (и наоборот) может быть назначена не только в том случае, когда в записи о рождении ребёнка усыновители значатся отцом и (или) матерью, но также в случае, когда в свидетельстве о рождении указаны родители ребенка, но ребенок усыновлен в установленном законом порядке.

 

          Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления (п. 2 ст. 125 СК РФ). Однако судебный порядок усыновления будет применяться со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Впредь до внесения соответствующих изменений усыновление детей гражданами РФ производится постановлением главы районной, городской или районной в городе администрации, а иностранными гражданами - постановлением органа исполнительной власти субъекта РФ (см. п. 2 ст. 169 СК РФ). В этих случаях усыновление возникает со дня принятия постановления об усыновлении (ст. 98 Кодекса о браке и семье РСФСР).

 

          Семейное законодательство предусматривает и возможность отмены усыновления. Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда (см. п. 140 СК РФ). При отмене усыновления взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются, и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства (см. ст. 143 СК РФ). После отмены усыновления утрачивается право усыновленного на пенсию по случаю потери кормильца - усыновителя, а последний не вправе претендовать на пенсию по случаю потери кормильца - бывшего усыновленного.

 

          Как отмечалось выше, в пенсионном законодательстве специально оговорено сохранение права ребенка на пенсию по случаю потери кормильца при его усыновлении. Речь идет о случаях усыновления несовершеннолетних после смерти родителей, за которых по нормам пенсионного законодательства может быть назначена пенсия. Примеры:

 

          1. После гибели родителей в автокатастрофе ребенок усыновлен посторонними лицами, которые записаны родителями в свидетельстве о его рождении. В силу приведенного выше правила они вправе получать на ребенка пенсию по случаю потери кормильца - родного отца или матери.

 

          2. Одинокая мать дала согласие на усыновление своего ребенка другой женщиной. С момента усыновления ребенок утратил неимущественные и имущественные права по отношению к родной матери. В случае ее смерти после усыновления пенсия ребенку не может быть назначена.

 

          3. Усыновитель получает на ребенка пенсию по случаю потери кормильца - отца. После смерти усыновителя у ребенка возникает право и на пенсию за усыновителя. Однако, поскольку при наличии права на пенсию за нескольких кормильцев может быть назначена пенсия только за одного их них, в данном случае возможно (если это отвечает интересам ребенка) взамен ранее назначенной пенсии за отца назначение ему пенсии за усыновителя,

 

          Поскольку юридические отношения усыновителей с усыновленными идентичны отношениям родителей с детьми, правило о сохранении права на пенсию после усыновления применимо и к усыновленным детям. Так, если в связи со смертью усыновителя ребенок вновь усыновлен другим лицом, это не может служить препятствием для назначения ему пенсии по случаю потери кормильца - первого усыновителя.

 

Признание лица безвестно отсутствующим и объявление умершим

 

          Согласно пенсионному законодательству основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является его смерть. Факт смерти устанавливается свидетельством, выдаваемым ЗАГСом на основании медицинских документов. При отказе органов ЗАГСа в регистрации события смерти факт смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах может быть установлен судом (см. п. 8 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса РСФСР). Такой отказ может быть вызван невозможностью получения медицинского заключения о смерти из - за отсутствия тела умершего. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого события в органах ЗАГСа, свидетельство которого предъявляется в подтверждение права на пенсию по случаю потери кормильца. При определении права на такую пенсию семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы (см., например, ст. 54 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г.). Порядок установления факта безвестного отсутствия регулируется ст. 42 Гражданского кодекса РФ: по заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (см. ст. 20 ГК РФ). При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления' срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года.

 

          Решение о безвестном отсутствии гражданина выносится судом в порядке особого производства (см. гл. 28 ГПК РФ). Вступившее в силу решение суда представляется в подтверждение права на пенсию по случаю потери кормильца. Согласно ст. 44 ГК. РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. Соответственно в этом случае отпадают и основания для получения пенсии.

 

          Гражданским законодательством регулируется и институт объявления гражданина умершим. Объявление гражданина умершим следует отличать от установления факта смерти, о котором говорилось выше. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45 ГК РФ ). Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Из сопоставления норм об установлении безвестного отсутствия и об объявлении гражданина умершим явствует, что для целей пенсионного обеспечения в одних случаях целесообразно устанавливать факт безвестного отсутствия, а в других - факт объявления умершим. Последнее касается тех случаев, для которых установлены   специальные   (сокращенные) сроки, по истечении которых суд может вынести соответствующее решение. Речь идет о пропавших без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать гибель от определенного несчастного случая. К обстоятельствам, угрожавшим смертью, могут быть отнесены, например, стихийные бедствия - землетрясение, ураган, наводнение, извержение вулкана и т.п. Обстоятельства, дающие основание предполагать гибель от определенного случая, - это такие непредвиденные события, как, например, авиакатастрофа, кораблекрушение, пожар и пр.

 

          Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45 ГК РФ). Соответственно определяется и момент возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца.

 

          В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим ( п. 1 ст. 46 ГК РФ). На основании решения суда аннулируется запись о его смерти в книге