Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговая политика и интересы общества


Налоговая политика и интересы общества  

      

И.И. Лаптев.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России Л.Д.
Л.Д. Кузнецов
Начальник отдела правового обеспечения
налогообложения Правового управления
Госналогслужбы России
 

          Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством. Однако еще в "Великой хартии вольностей", принятой в Англии в 1215 году, записано, что налоги вводятся только с согласия нации, и это следовало бы учесть нашим законодателям при изменении конструкции налоговой системы, которая произойдет с принятием Налогового кодекса Российской Федерации.

 

          Если в Европе становление и интенсивное развитие науки о налогах происходило с середины XVIII века и было вызвано потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности (ее родоначальником принято считать А. Смита, который в работе "О богатстве народов" (1770 г.) раскрыл понятие налога, определил его место в хозяйственной жизни и сформулировал основные принципы взимания), то в России зарождение науки о налогах происходит только в настоящее время.

 

          По утверждению А. Смита, налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, регулирующего его размер и порядок уплаты. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из самой сути существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц.

 

          Важнейшие положения и принципы налогообложения, разработанные буржуазной наукой под названием "Общая теория налогов", получили законодательное и, зачастую, конституционное закрепление во многих странах Западной Европы. Действующая налоговая система России базировалась в основном на зарубежном опыте, так как во время ее создания в течение 1991-1992 годов отечественного опыта налогообложения еще не было накоплено.

 

          В настоящее время перед законодателями стоит ответственная задача заложить основы налоговой политики государства, от действенности которой будет зависеть экономическое положение страны. Определяя налоговую политику, законодатели создают условия для последующего нормотворчества, ограничивая таким образом возможные налоговые притязания самого государства.

 

          Налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем вторая из них не может развиваться в ущерб первой. При этом, основная функция налогов - фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны (от латинского слова fiscus - государственная казна).

 

          Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.

 

          В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию.

 

          Однако ближе к концу XIX века, во времена больших социальных потрясений, формируется новая теория, рассматривающая налоги как социальный регулятор, своего рода орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание доходов населения. Во второй половине 30 - х годов XX века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С середины XX века регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение.

 

          Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

 

          Если в странах рыночной экономики налоговая система является одним из регуляторов экономики, а налоговые службы осуществляют связь предпринимателя с государством, то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо. Положения действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности предпринимательской деятельности, но стимулируют затратные, ресурсо -  и трудоемкие методы хозяйствования. В нормативных актах закреплен недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей, а также не отражены интересы регионов.

 

          В России налоговая система превращается в "систему пособий", и на налоги возлагаются не свойственные им функции.

 

          Кроме того, в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение, что уклонение от налогов - тяжкое зло.

 

          Налоговая система должна, по возможности, быть стабильной и устойчивой, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает, в свою очередь, формированию рыночных отношений.

 

          Таким образом, назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства.

 

          С введением Налогового кодекса планируется покончить со множеством несовершенных законодательных актов в области налогообложения и значительно уменьшить число взаимопроникающих налогов, налогоподобных сборов и платежей.

 

          Но сокращение налогов не должно стать самоцелью. Например, планируемое объединение платежей за пользование природными ресурсами и налогов на воспроизводство минерально - сырьевой базы ввиду того, что они якобы имеют одну и ту же налогооблагаемую базу: выручку от реализации добытого минерального сырья при расходовании на разные цели, - может только ухудшить положение предпринимателя, так как предполагается два налога с разными объектами налогообложения, то есть по сути совместить несовместимое.

 

          В странах Западной Европы или в США налогов ничуть не меньше, и даже имеются государства, где их гораздо больше, чем в России. Руководством к действию, полагаем, должно быть не стремление к сокращению налогов, а желание оставить и внедрить необходимые для государства налоги.

 

          Не потеряла своей актуальности и альтернатива: либо высокие налоги и много льгот, либо низкие налоги и мало льгот. По нашему мнению, целесообразно сохранить самые необходимые льготы.

 

          При этом, следует учитывать, что налоговая политика развитых стран рассчитана, как правило, на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности. В ряде стран поощряются инвестиции в определенные регионы. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения, идущие на реконструкцию и модернизацию производства.

 

          Автор статьи "Парадоксы нормотворчества", опубликованной в газете "Экономика и жизнь" № 48 за 1996 год, обоснованно критиковал всплеск нормотворческой активности. И с ним нельзя не согласиться. Действительно, чем хуже положение в той или иной сфере экономики страны, тем больше нормативных актов.

 

          Когда страна переживает переходный период формирования новых экономических отношений, даже специалисты не имеют полного представления о непрерывно изменяющемся правовом регулировании экономических отношений.

 

          Нельзя также утверждать, что при подготовке законопроектов учитывается в полной мере общественное мнение.

 

          Нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения, часто составлены наспех и содержат нечеткие формулировки, влекущие за собой необходимость дальнейших уточнений; нередки случаи, когда один документ противоречит другому. Нормативные акты в области налогообложения не всегда реализуются в правилах бухгалтерского учета, то есть не подкрепляются соответствующими проводками.

 

          Учитывая, что у нас нет запрета на проведение научных дискуссий или ограничений в законодательной инициативе, следует, может быть, делать разумные предложения, и наиболее важные проекты нормативных актов обсуждать в прессе.

 

          Полагаем, что естественный бурный процесс, происходящий в законотворчестве, постепенно утихнет с наступлением стабилизации в экономике.

 

          Считаем, что никто не сомневается в том, что изменение форм государственного устройства сопровождается преобразованием налоговой системы. При этом, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.

 

          По нашему мнению, необходимо создать такую налоговую систему, которая стимулировала бы предприятия, а не занималась только распределением доходов. До настоящего времени налоговая база могла расширяться только благодаря возникновению новых предприятий и организаций. Сейчас же назрела необходимость в проработке вопроса о создании условий возобновления работы остановившихся предприятий с помощью законодательных норм. Таким образом можно было бы покончить со спадом производства и наполнить казну государства.

 

          С введением Налогового кодекса произойдет коренная перестройка налоговой системы.

 

          Если выбирать: базироваться на старой налоговой системе или создавать новую, - необходимо отдавать себе отчет: сможет ли наше общество выдержать еще один крутой перелом?

 

          На наш взгляд, значительно улучшить налоговую систему можно принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который позволит плавно перейти в процедуру принятия Налогового кодекса.

 

          К сожалению, спад в производстве пока не преодолен, и оживление, наблюдаемое в некоторых отраслях производства, еще не принесло долгожданного и ощутимого перелома в экономике в целом. В сложившейся обстановке было бы целесообразно принимать налоговое законодательство отдельными законами, очередность разработки которых можно было бы заранее планировать с тем, чтобы они в последующем могли стать составными частями Налогового кодекса. После принятия отдельных законодательных актов по налогообложению можно было бы проверить их на практике и при необходимости, внести в них изменения или дополнения. А если сразу будет принята первая часть Налогового кодекса, то трудно будет что - либо изменить, так как оно представляет собой одно взаимосвязанное (целое) законодательство, к тому же не согласованное с гражданским законодательством.

 

          Немалый интерес вызывает мнение ученого совета Института государства и права Российской академии наук и Российской ассоциации налогового права, который, обсудив проект Общей части Налогового кодекса, сделал вывод, что обновление и совершенствование налогового законодательства являются актуальной и насущной задачей. В то же время серьезные возражения вызывает уровень юридической проработки Кодекса. В противоречие с Конституцией Российской Федерации в проекте Кодекса сделаны попытки законодательно закрепить широкие возможности для нормотворческой деятельности по налогам органов исполнительной власти всех уровней.

 

          Другой ошибкой концептуального характера является ничем не обоснованная деформация, а, подчас, полное игнорирование в проекте Кодекса институтов и понятий, сложившихся в других отраслях законодательства. Многие ученые полагают, что налоговое законодательство является составной частью российской правовой системы и не должно поэтому противоречить другим отраслям законодательства.

 

          К работе над Кодексом должны быть привлечены не только отдельные эксперты, но и широкий круг специалистов - ученые и практические работники для гласного обсуждения достоинств и недостатков представленного проекта.

 

          С другой стороны, при совершенствовании налогового законодательства следует исходить из неотложной необходимости принятия новых редакций законодательных актов по основным налогам для облегчения введения в действие Налогового кодекса в дальнейшем.

 

          Попытка создать самодостаточный и изолированный понятийный аппарат Налогового кодекса может быть обречена на провал, так как повлечет за собой пересмотр понятий и категорий многих отраслей законодательства.

 

          Таким образом, по заключению ученых, цели и задачи, связанные с совершенствованием налогового законодательства, не решены, а принятие и введение в действие Налогового кодекса должно быть отодвинуто на несколько лет, необходимых для формирования практически апробированного, стабильного и не нуждающегося в подпорках ведомственного правотворчества массива законодательных актов о налогах.

 

          Мы полагаем, что одновременно с разработкой Кодекса надо решать вопрос о взаимодействии налогового законодательства с гражданским, финансовым, административным, бухгалтерским, уголовным и, возможно, другими видами законодательств.

 

          Первостепенное значение налоговой политики на современном этапе заключается в том, что она служит инструментом реализации экономической политики страны. Объективности ради следует отметить, что налоговая политика не является панацеей от кризисных явлений в экономике.

 

          И пора уже начинать готовить профессиональные кадры для налоговой службы, ведь без них процесс создания хорошо действующей налоговой системы вперед не продвинется.