Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О списании налоговым органом недоимки по налогам, пеням, штрафам и процентам, признанными безнадежными ко взысканию

О списании налоговым органом недоимки по налогам, пеням, штрафам и процентам, признанными безнадежными ко взысканию

В данной статье хотелось бы поговорить о случаях, когда налоговый орган должен не морочить голову себе и окружающим, на предмет налоговых обязательств, а списать их (исключить из лицевых счетов), как невозможные ко взысканию.

В соответствии со статьей 59 НК РФ, безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

- ликвидации организации в соответствии с законодательством  Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 Налогового Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Об иных случаях говорит (в частности), пункт 4 статьи 59 НК РФ, из которой следует, что суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Относительно первого дефиса следует обратить внимание на статью 224 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - банкротство ликвидируемого должника. Из пункта 1 указанной статьи следует, что в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Второй пункт статьи 224, при обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи, возлагает на ликвидационную комиссию (ликвидатора) обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

То есть ликвидация, о которой говорится в первом дефисе, будет на основании решения суда о признании должника банкротом.

В случае смерти физического лица недоимка также списывается, но, как отмечается, лишь в той части, что превышает стоимость наследственного имущества. Речь ведется о том, что имущество уйдет в бюджет, для погашения недоимки.

Пару слов о пропуске исковой давности и списанию недоимки по данному основанию.

Но прежде, вспомним о процедуре взыскания налога.

Статья 45 НК РФ говорит о самостоятельном (т.е. налогоплательщиком) исполнении обязанности по уплате налога, если иное не установлено кодексом. Ненадлежащее исполнение влечет за собой направление требования об уплате налога. Требование об уплате налога (статья 69 НК РФ) должно быть исполнено в течение восьми дней (опять же, если иное не указано в требовании) дней с момента получения (абзац 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику (статья 70 НК РФ) в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки, либо в течение десяти дней со дня вступления решения о доначислении налогов в силу. В какой именно момент налоговый орган должен приступить к выявлению недоимки, никаких данных кодекс, увы, не содержит. То есть фактически, требование может быть выставлено в любой момент, недоимка может быть обнаружена и через год, и через три года, и через 20 (!!!) лет. Банально, может "упасть" база данных, в которой содержаться сведения об уплате налога (для остроты примера скажем - физическим лицом), а несчастная платежка могла и утеряться.

К слову, если будет установлено, что неуплата налога содержит в себе признаки уголовного преступления, в требовании будет (по крайней мере должно) стоять предупреждение о том, что в случае неуплаты обязательных платежей материалы дела будут переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Было отмечено, что требование об уплате налога должно быть направлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения недоимки либо в течение 10 дней от даты вступления в силу решения. С датой вступления в силу решения (не важно в рамках какой проверки, выездной или камеральной, решение оно и в Африке решение) и коню все ясно, а вот первый момент весьма туманный. В какие сроки нужно начать выявлять недоимку, точнее с какого момента. Буквально в кодексе ничего не сказано, из этого вытекает, что недоимку можно выявлять в любой, какой заблагорассудится момент.

До того как статья не была отредактирована Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, пункт 1 статьи 70 НК РФ выглядел так:

«Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». То есть была четкая привязка всех сроков, просчитать день икс – не сложно. Но нет, простота и изящество это не наш метод, нам нужно размыть обязанности чиновника и сотворить видимость прав человека. Фактически, в настоящее время сроки для выявления недоимки и выставления требования – открыты. Почему так вышло? «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9.37).

Статья 46 НК РФ говорит о том, что при отсутствии положительной (в смысле добровольной уплаты) реакции у налогоплательщика (организации или предпринимателя), налоговый орган будет списывать деньги со счета в банке путем направления решения о взыскании. Решение о взыскании должно быть принято не позднее двух месяцев после окончания срока указанного в требовании о добровольной уплате налога. Решение, принятое с пропуском срока исполнению (банком) не подлежит. Из третьего пункта статьи 46 НК РФ следует, что, попав в такую неприятную ситуацию (невозможность списания со счета) налоговый орган вправе обратиться в суд, с иском о взыскании задолженности, срок – шесть месяцев после истечения срока для исполнения требования.

Срок для обращения в суд, пропущенный по уважительной причине может быть восстановлен судом. Так вот, если срок судом не восстановлен, то взыскать налоговый долг… невозможно, и он должен быть списан как безнадежный ко взысканию.

Да, речь велась об организациях и физических лицах, являющимися индивидуальными предпринимателями. Если лицо не является индивидуальным предпринимателем, в отношении него предусмотрена только судебная процедура взыскания (статья 48 НК РФ), сроки для обращения в суд те же – шесть месяцев от даты в требовании.