Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Консалтинг сегодня и завтра

Консалтинг сегодня и завтра

Что происходит с рынком консалтинга в России?

Если судить по публикуемым рейтингам, рынок консалтинговых услуг в России является одним из самых быстрорастущих.

Это неудивительно, поскольку со всевозрастающим объемом законодательных актов, восприятие которых существенно осложняется множеством неясностей, очевидных и скрытых противоречий, справиться может только специалист, занимающийся анализом разноплановых проблем законодательства профессионально. И дело даже не столько в каком-то особом складе ума или уникальных качествах характера. Просто бухгалтер, загруженный документарной текучкой до предела, почти не в состоянии самостоятельно разобраться в хитросплетениях продуктов законотворчества органов власти разных уровней. Зачастую у него не хватает времени даже на то, чтобы отыскать в мудрых и компетентных экономических изданиях ответ на терзающий его конкретных вопрос. Именно в таком случае единственным спасением становится обращение к консультантам.

Справедливости ради нужно отметить, что увеличение спроса на консалтинговые услуги в рамках российского рынка несопоставимо с международными тенденциями стремительнейшего развития этой сферы деятельности. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой консалтинг является одним из высокодоходных видов бизнеса, а годовая прибыль консалтинговых компаний  может превышать доходы их клиентов.

В условиях вечной неопределенности и сложности среды бизнеса, всем очевидного несовершенства законодательной базы в России наблюдается относительная стагнация, которая объясняется тем, что консалтинг по-прежнему воспринимается предприятием-клиентом как составляющая часть в рамках аудиторской проверки, а не как самостоятельный вид деятельности. Одной из причин является ментальность российского бизнеса, с трудом примеряющего к реальной действительности международные стандарты консалтинговых услуг, включающих в себя не только ряд ныне наиболее востребованных услуг (консультирование по вопросам бухгалтерского учета, финансового планирования, налогообложения, гражданского права), но так же и менее распространенные (управленческий, маркетинговый, компьютерный, кадровый консалтинг).

Что из этого следует?

Прогресс неизбежен и бизнес предъявляет все новые и новые требования к качеству и содержанию консультационных услуг, поэтому их спектр расширяется , а характер становится более комплексным и системным.

При этом основными задачами консалтинговых компаний должны стать и повышение информированности  потенциальных клиентов о преимуществах и целесообразности привлечения внешних специалистов, и более тесное сотрудничество с высшей школой в целях использования передовых управленческих технологий и актуальных научных достижений в этой области, и повышение качества и обоснованности предлагаемых клиентам решений.

Каковы причины обращения к консультантам?

Если возникает какая-то проблема, руководитель (или владелец) обычно сначала обращается к своим внутренним службам: к функциональным менеджерам, руководителям отдела маркетинга, коммерческому директору, транспортному отделу, отделу логистики и т.п. И если он (руководитель) видит, что в течение определенного времени эта проблема не решается, то прибегает к помощи консультантов.

Сейчас клиенты ожидают качественного улучшения своего бизнеса. Если сразу по окончании проекта экономический эффект оценить невозможно, то консультант может предоставить гарантии.

В чем принципиальное отличие внутреннего специалиста от приглашенного консультанта?

По общей теории систем, ни одна система (например, предприятие) не может понять сама себя. Это означает, что пока люди «вертятся» внутри этой системы, понять ее, оценить некоторые ее качества они не могут – нужен взгляд стороннего наблюдателя. Невозможно изменить взгляд на что-то внутри чего ты находишься.

Консультант не зависит от внутренних интриг, группировок, подводных течений и т.п. – соответственно, он независим. Кроме того, консультант свободен в высказывании своей точки зрения – в отличие от наемного работника, который дорожит своим местом или вообще озабочен своей стабильностью.

Как обычно проходит работа консультанта на предприятии?

Основной инструмент, который использует консультант – это интервью. «Нижний порог» такой работы при предварительной диагностике – до линейных руководителей, руководителей подразделений. Иногда консультант собирает группу руководителей и проводит совместную сессию. Работать на уровне рядовых сотрудников приходится редко – за исключением тех случаев, когда нужно «снять» сложный бизнес-процесс. На этом уровне часто встречается и неосознанный саботаж: люди, мягко говоря, не рады посторонним, и консультантов воспринимают как интрудеров, нежелательных пришельцев. Поэтому если работает команда консультантов, в ней обычно присутствует человек, который играет роль коммуникатора. Вообще говоря, компания, решившаяся впустить на свою территорию консультантов, должна провести некую пиар-работу по позиционированию проекта внутри компании. Но, к сожалению, практически никто этого не делает. Часто это связано с тем, что руководитель (или владелец) сами четко на понимают целей и задач консалтингового проекта.

Верхний уровень работы консультанта – руководители вплоть до топ-менеджеров или владельцев компаний.

Какие требования предъявляются к консультанту?

Если для аудитора важно иметь отличные экономические знания, богатый опыт работы в сфере бухгалтерского учета и налогового права, а так же прочные навыки практической реализации утвержденных стандартов (правил) аудиторской деятельности, то консультант наряду с указанными знаниями и опытом непременно должен обладать динамично-аналитическим мышлением, владеть системой и закономерностями функционирования той сферы деятельности, в которой он специализируется.

Какие существуют заблуждения, связанные с работой консультантов?

Одно устойчивое заблуждение в среде владельцев можно выразить примерно так: сейчас придет консультант, и жизнь наладится. Сама по себе жизнь не наладится. Консультант – независимое лицо, а значит, он не наделен ни властью, ни полномочиями для реального осуществления изменений. То есть «руками» ничего делать не может. У нас в России, к сожалению, до сих пор очень низко оценивается информация: ну подумаешь, две странички написал. Но в этих двух страничках – как раз самая суть перемен, которые можно дополнительно проговорить, адаптировать и внедрить.

Каковы основные способы продвижения и продажи услуг?

Необходимо просто работать, накапливать опыт и укреплять свою репутацию. Важен не только успешный опыт реализации проектов, но и выступление в качестве экспертов на различных конференциях, семинарах и круглых столах. Консультанты выступают в качестве авторов на страницах авторитетных изданий (причем публикуется это не на коммерческой основе).

Думается, коллеги согласятся с тем, что продажа консалтинговых услуг, отягощенная необходимостью регулярного преодоления барьера настороженности, непонимания и недоверия со стороны клиента – это труд, более чем нелегкий. Свою роль играет и относительная молодость консалтинга в России, где насущная потребность в такого рода услугах возникла не так давно. На западе же данный вид деятельности имеет столетнюю историю существования и прочно устоявшуюся позицию в сфере интеллектуальных услуг. Поэтому в данной ситуации естественно, что образовавшийся вакуум был немедленно занят западными специалистами. Юные российские консультационные фирмы практически вынуждены были начать свое развитие в сегменте  открытого международного рынка, в беспощадной конкуренции со всемирно признанными грандами, имеющими чуть ли не на порядок более богатый опыт, устоявшуюся структуру и десятилетиями отшлифованные методы.

Впрочем, у отечественных консалтинговых фирм есть одно неоспоримое преимущество – это единый с заказчиком ярко выраженный российский менталитет. Пожалуй, именно необходимость постижения «Русской души» смогла предотвратить стопроцентную экспансию западных консультантов в российский бизнес. Вот, почему довольно часто отечественные предприниматели, попробовав «импортный сервис» и втридорога заплатив за престиж обращаться за решением проблем к «Большой четверке», возвращаются к услугам своих, российских, пока не столь именитых, зато понятных и понимающих консультантов.

Что сдерживает развитие консалтингового рынка?

Неготовность некоторых клиентов оплачивать услуги консультантов по рыночной цене. Мне часто приходится слышать от руководителей предприятий: «Ваш консультант в день стоит больше, чем месячная зарплата многих наших сотрудников!». Стараемся объяснять, что эти деньги консультант «не складывает в карман». Полученные деньги идут на содержание инфраструктуры компании, на исследование и разработку новых инструментов управления и технологий консультирования, на постоянное повышение квалификации консультантов, на налоги, в конце концов.

Подводя некоторый итог сказанному, можно констатировать, что на отечественном рынке вырисовывается достаточно оптимистичная картина перспектив консалтинговой индустрии. Совершенно очевидно наблюдается, наряду с очевидным приближением российского консалтинга к международным стандартам, творческое преломление западного опыта к отечественным условиям, разработка новых методик и принципов.

Стремление наиболее продвинутых и думающих предпринимателей формировать для привлечения клиентов сложную, но рациональную систему бизнеса с прозрачной структурой, тенденция к планомерному продвижению по пути обладания особенными технологиями и нешаблонным подходом, персональными системными методиками, как нигде в мире, создают богатый материал для продуктивного приложения профессиональных способностей квалифицированных отечественных консультантов.

И в завершении необходимо еще раз сказать, что в этих условиях использование услуг консультантов все больше становится нормой жизни для компаний, заботящихся об успехе своего бизнеса. В то же время, более зрелый рынок консалтинга в России предъявляет и более серьезные требования к самим консультантам. В этой ситуации будущее за теми консалтинговыми компаниями, которые правильно определяют и исполняют сою собственную стратегию.

Источник: Аудиторская ассоциация Содружество