Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Саморегулирование в аудите: текущее состояние дел

Саморегулирование в аудите: текущее состояние дел


Закономерным результатом развития взаимоотношений государства и субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности стало появление саморегулируемых организаций (оценочная деятельность, арбитражные управляющие, деятельность в области строительства, аудиторская деятельность). Государство, отменяя лицензирование определенных видов деятельности, законодательно передает регулирование рынков и сфер профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.

Сегодня достаточно важным вопросом для обсуждения является принятые законы о СРО, в том числе о саморегулировании в аудите и сама система саморегулирования: ее функционирование, преимущества и недостатки. Институт саморегулирования окончательно пришел на смену системе государственного лицензирования. Саморегулируемая организация – организация с механизмом управления, позволяющим самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать правила и стандарты предпринимательской деятельности, а также осуществляющим контроль за соблюдением законодательства регулирующего аудиторскую деятельность.

За последние два десятилетия в нашей стране многое изменилось, в т.ч. быстро развивался российский рынок аудита. Профессиональное аудиторское сообщество вплотную подошло к саморегулированию, и это серьезный этап развития профессиональных отношений. В конце 2008 года был принят новый закон «Об аудиторской деятельности» (307-ФЗ от 30.12.08 г.), который внес в жизнь аудиторского сообщества значительные изменения. Закон предусматривает отмену лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов. Новации затронули как индивидуальных аудиторов, так и аудиторские компании. Теперь чтобы заниматься этим бизнесом, нужно получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций (СРО), включенных Минфином России в реестр саморегулируемых организаций аудиторов. На СРО возложены функции ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы членов СРО.

Преимущества саморегулирования в аудите очевидны, среди них можно выделить следующие:

- саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;

- членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к повышению качества оказываемых услуг;

- членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к взаимной поддержке членов СРО;

- саморегулируемая организация (СРО) аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;

- саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления информации об изменении в нормативно-правовых актах затрагивающих членов СРО, организацию круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.

Система саморегулирования привязывает аудиторов к выполнению общих правил и обязывает выполнять стандарты аудиторской деятельности принятые саморегулируемой организацией. Демпинговать и оказывать некачественный аудит будет сложно, так как за «вход» и «нахождение» в профессии необходимо платить, в связи, с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам.

После вступления в силу Закона об аудиторской деятельности в 2009 году в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено 6 СРО аудиторов. Новый механизм регулирования привел  к совершенно иной картине на аудиторском рынке, нежели это было ранее.

Из  6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в России в 2009 году, количество аудиторских фирм, вступивших в СРО, по состоянию на 1.01.2011 г. составило около 5 тыс. компаний. Число аудиторов, вступивших в СРО, к этому же периоду сократилось до 26,3 тыс. человек в отличие от 38,8 тыс. аттестованных индивидуальных аудиторов, осуществлявших свою деятельность  в 2009 году. Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторских организаций сократилось больше, чем на треть.

Информацию о количестве членов в разрезе СРО аудиторов можно представить в виде следующих таблиц:

Таблица 1

Численность аудиторов в разрезе СРО аудиторов

 

№ по реестру СРО

Наименование СРО аудиторов

Количество аудиторов

01

АПР

6878

02

ИПАР

2537

03

МОАП

5365

04

ГАИПБР

5371

05

РКА

3286

06

ААС

2886

Но процесс развития аудиторского рынка продолжается и по состоянию на сегодняшний день в СРО продолжают вступать новые члены. Среди основных проблем при вступлении аудиторов в СРО можно отметить следующие:

- предоставление неполного комплекта документов;

- несвоевременное прохождение повышения квалификации аудиторами;

- неправильно произведенные расчеты обязательных взносов;

- несвоевременное (в соответствии с Законом 307-ФЗ) подача документов на вступление.

Основная функция СРО аудиторов согласно статье 10 Закона об аудиторской деятельности это осуществление внешнего контроля качества в отношении своих членов. В том случае, если к проверяемой организации, по итогам проверки нет нареканий, то организация продолжает свою деятельность. В противном случае (если к организации есть претензии относительно ее деятельности), то к ней применяются меры дисциплинарного воздействия, вплоть до «запрета» заниматься аудиторской деятельностью.

Помимо обязательной проверки качества работы субъекта предпринимательской деятельности со стороны СРО аудиторов,  проверка может быть инициирована по жалобе пользователей аудиторскими и сопутствующими аудиту услугами. В данном аспекте СРО несет риски погашения нанесенного аудиторской организацией ущерба своему клиенту.

Закон о саморегулируемых организациях предусматривает право СРО применять один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

- создание системы личного и (или) коллективного страхования;

- формирование компенсационного фонда.

В свою очередь, Законом об аудиторской деятельности в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов предусмотрено только формирование компенсационного фонда.

Компенсационный фонд можно рассматривать как фонд взаимного страхования. Но в отличие от обычного страхования, которое предназначено для покрытия возможного ущерба, компенсационный фонд позволяет повысить ответственность внутри СРО за действия его членов. Взаимная ответственность необходима для того, чтобы запустить механизм самоконтроля внутри профессии, побудить участников саморегулируемых организаций не только устанавливать прямой контроль за «соседями», но и повышать профессиональные стандарты и устанавливать жесткие барьеры на «входе» в СРО, допускающие туда только тех, кто сможет их соблюдать. Тем не менее, каждая саморегулируемая организация может устанавливать дополнительные требования к страхованию профессиональной ответственности, но не вместо механизма взаимного страхования, а в дополнение к нему.

Наиболее важной задачей сейчас для аудиторов является развитие бизнеса в новых для рынка условиях саморегулирования. Об эффективности механизма СРО отечественного рынка аудита пока судить рано.  На опыт  западных рынков,  которые прошли этап саморегулирования, ориентироваться невозможно: финансовый кризис распространялся именно с западных рынков.  И это произошло несмотря на все ужесточения правил со стороны государственных регуляторов.

Источник: Аудиторская Ассоциация Содружество