Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговая проверка при ликвидации

Налоговая проверка при ликвидации

Выездные налоговые проверки в отличие от других типов налогового контроля могут совершаться только с официального распоряжения руководителя налоговых органов и осуществляться на территории, принадлежащей проверяемому предприятию или организации-налогоплательщику. На сегодняшний день это самый эффективный способ точного налогового контроля, поскольку позволяет выявить даже самые незначительные отступления от пунктов соответствующего законодательства, а также нарушения, допущенные по умыслу или некомпетентности ведения бухгалтерии юридических лиц. Таким образом, если уполномоченные представители налоговых органов заблаговременно предупреждают о предстоящей проверке – это плановое мероприятие, если же представители налоговых органов объявляют о проверке прямо перед ее началом – это выездное комплексное мероприятие, не зависящее от сроков давности предыдущих проверок.

Основная задача любой налоговой проверки – это получение результатов о хозяйственной и финансовой деятельности данного конкретного налогоплательщика, правомочности и безошибочности, а также своевременности финансовых исчислений. Помимо этого выявляются не только несоответствия в документах, но и проводится анализ нарушений. По выявленным фактам формируется доказательная база, на основе которой проводится доначисление сумм недоплаченных налогов, а налогоплательщик привлекается к ответственности. Налоговые органы стараются не допускать ситуаций, при которых предприятие-налогоплательщик не подвергалось бы проверкам более трех лет. Очень часто выездные комплексные налоговые проверки связаны с полной ликвидацией фирм, поскольку являются ее неизменным завершением. При этом выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица не относится к категории очередных и проводится без учета сроков и предметов предыдущих проверок.

Ликвидация компаний или юридических лиц по ст. 61 ГК РФ означает полное прекращение их деятельности и может быть произведена по многим основаниям, в том числе по решению собственников фирмы. При этом учредители юридического лица, в компетенцию которых входит принятие решения о ликвидации, обязаны в течение следующих 3-х рабочих дней в письменной форме установленного образца уведомить об этом уполномоченные регистрирующие органы, применив соответствующие юридические формы. По действующему законодательству это форма N P15001 и форма N PH0005 Налогового Кодекса РФ. После получения письменного решения о ликвидации, в Единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный регистрирующий орган вносит запись, свидетельствующую о том, что конкретное юридическое лицо начинает процесс ликвидации. Начиная с этого момента, категорически не разрешаются любые изменения в учредительной документации ликвидируемого юридического субъекта, а также, регистрация новых юридических лиц, где в качестве учредителя выступал бы данный юридический субъект.

После принятия решения о полной ликвидации конкретной организации или предприятия для выяснения требований и претензий со стороны кредиторов составляется промежуточный ликвидационный баланс, целью которого является выявление реального финансового положения ликвидируемого юридического объекта. В промежуточный ликвидационный баланс включаются все сведения об активах и пассивах организации, задолженности предприятия и составе имущества. На основании полученных данных налоговые органы, в компетенцию которых входит осуществление контрольных мероприятий, принимают решение о проведении или не проведении выездной проверки ликвидируемого юридического объекта.

В соответствии со ст. 82 НК РФ субъекты налогового контроля, которыми являются должностные лица, служащие в налоговых органах, могут осуществлять налоговые проверки в различных формах. Это может не ограничиваться только проверкой бухгалтерской документации и ее соответствия требованиям и нормам законодательства. Контрольная проверка может включать и личный осмотр помещений и объектов, принадлежащих юридическому лицу. Также это может быть и получение разъяснений по тем или иным фактам выявленных нарушений от налогоплательщиков, причастных налоговых агентов или плательщиков налоговых сборов.

Одним из видов налогового контроля, предусмотренного действующим законодательством, считается выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица. Согласно п.1 ст. 89 Налогового Кодекса она может осуществляться как на территории, принадлежащей налогоплательщику, так и в налоговых органах, если у организации налогоплательщика отсутствует реальная возможность предоставить необходимые условия для ее осуществления.

При проведении выездной налоговой проверки при ликвидации инспекторы обязаны предъявить налогоплательщику соответствующее решение о необходимости проведения проверки по форме N АП-3-16/318, утвержденное руководителем налогового органа, а также собственные служебные удостоверения. Налогоплательщик, в свою очередь, обязан предоставить необходимую информацию и предъявить требуемые документы: учетные записи доходов и расходов организации, заключенные договора, документы, подтверждающие банковские и кассовые операции.

В процессе проведения проверки налоговые инспекторы имеют полное право на досмотр любых помещений и объектов в присутствии понятых, проведение инвентаризации, принудительное изъятие документов, не предоставленных налогоплательщиком в добровольном порядке. Предоставление должностным лицам документов юридического лица производится на основе ст.93 Налогового Кодекса РФ. Проверяемая организация имеет право предоставить заверенные копии требуемых документов, но сделать это необходимо в течение 5 дней после того, как требование получено. Федеральные органы исполнительной власти допускают передачу необходимой документации в электронном виде с помощью соответствующих телекоммуникационных каналов связи. Помимо этого требуемая документация может быть передана в налоговые органы лично, через представителя или путем отправления заказного письма.

Кроме этого, получив письменное разрешение о необходимости проведения инвентаризации, где указаны сроки и причины, вызвавшие ее, налогоплательщик обязан оказать помощь и содействие уполномоченным представителям налоговых органов. Инвентаризация также проходит с участием понятых лиц, а при осмотре допускается присутствие проверяемого или его представителя, а также специалистов. Поскольку цель инвентаризации – сопоставить документальные данные с действительными, стоит учитывать, что воспрепятствование или отказ в доступе к осмотру любых помещений должностному лицу, уполномоченному осуществить налоговую проверку, предусматривает штраф. В процессе инвентаризации налоговые органы имеют право на проведение фотосъемки или видеозаписи. О проведении досмотра также составляется официальный протокол. Налогоплательщик, в свою очередь, имеет право не предоставлять должностным проверяющим лицам документацию или любые предметы, которые не имеют отношения к процессу проверки. Также по законодательству он имеет полное право воспрепятствовать выемке любой документации в ночное время.

О проведении изъятия требуемой документации или предметов в присутствии понятых должностное лицо обязано составить протокол выемки с полным перечислением предметов и документов, указанием их точного количества, индивидуальных качественных признаков изъятых предметов и по возможности их стоимости.

Если у представителей налоговых органов, проводящих контрольно-проверочные мероприятия, есть основания предполагать, что подлинные документы могут быть сокрыты, уничтожены или же исправлены налогоплательщиком, то они имеют полное право изъять подлинную документацию с целью тщательной перепроверки. После изготовления копий с оригиналов документов они остаются у владельца или лица, у которого они были изъяты на весь период проверки. При невозможности снять копии в оперативном порядке одновременно с изъятием необходимой документации они передаются налоговыми органами в течение 5 дней лицу, у которого были изъяты вместе с копией протокола о выемке. Если представители налоговых органов, в компетенцию которых входит проверка, нарушают правила изъятия, то полученные впоследствии доказательства не будут обладать юридической силой.

Цель, которую преследует выездная налоговая проверка при ликвидации организации-налогоплательщика: выявление нарушений, связанных с ведением бухгалтерии и занижением налоговой базы конкретного юридического лица.

Продолжительность выездных мероприятий по проверке налоговыми органами должна составлять не более двух месяцев. Однако в ряде случаев продолжительность хода проверки может быть продлена. Если возникает необходимость в проведении встречной проверки, если юридическое лицо является крупным налогоплательщиком, если во время налоговой проверки возникают форс-мажорные обстоятельства или появляется необходимость в проверке организаций партнеров, законодательством РФ предусмотрено продление срока до трех месяцев. Если выездная налоговая проверка затрагивает сеть филиалов, то к первоначальному сроку добавляется по месяцу на каждый объект. Но общий срок проверки не может превышать полгода. Кроме того, выездная налоговая проверка может быть прекращена досрочно по официальному решению руководителя налогового органа.

В случае, если выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица обнаруживает грубые и систематические нарушения правил учета доходов и расходов организации, то предприятие подвергается штрафным санкциям. Сумма штрафа обычно составляет 10% от общей установленной суммы невыплаченных налогов. Если же в ходе комплексной налоговой проверки выявляются нарушения правил ведения бухгалтерского учета, то к юридическому лицу также применяются штрафные санкции.

При неуплате налогов в результате преднамеренного занижения общей налоговой базы предприятия оно также наказывается штрафом, составляющим 40% от общей невыплаченной суммы. Если же занижение было результатом бухгалтерской ошибки, то штраф составит 20%.

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением протокола о ее проведении. Уполномоченные представители налоговых органов обязаны вручить его юридическому лицу в течение 24 часов с момента составления. Оформление результатов должно быть проведено в соответствие со ст.100 Налогового Кодекса РФ. Если результаты оформлены с нарушениями, то налогоплательщик имеет полное право на обращение в судебные органы и признание итогов проверки недействительными. Если протокол о результатах проверки составлен в соответствии с существующими законодательными требованиями, то юридическое лицо имеет право отказать налоговым органам в последующей передаче дополнительных документальных материалов.

Заключительный акт о завершении проверки налоговые органы обязаны передать налогоплательщику не позднее, чем через два месяца после получения протокола. В акте должен быть отражен полный перечень выявленных в ходе мероприятия нарушений действующего налогового законодательства, а также предложения налоговых органов по их решению и устранению. К заключительному акту в обязательном порядке должны быть приложены все документы, касающиеся проведения проверки. Налогоплательщик имеет право не подписывать акт, поскольку его подпись является формальностью и не имеет юридического значения. В ситуации, когда налогоплательщик не имеет возможности или осознанно уклоняется от получения акта под расписку, налоговые органы имеют право выслать его заказным письмом по зарегистрированному юридическому адресу.

Акт о проведенной выездной налоговой проверке крайне важный документ, особенно в ситуации, когда спор с налоговыми органами доходит до судебных разбирательств. Все неточности, несоответствия и ошибки, допущенные сотрудниками налоговых органов налогоплательщик, может использовать в собственную пользу. Поэтому при получении акта о проведении проверки, необходимо проверить не только его соответствие установленной форме, но и наличие указанных приложений, правильность и совпадение расчетов, проведенных сотрудниками налоговых органов, присутствие ссылок на законодательные акты и нормативные документы в тех пунктах, где указаны выявленные нарушения. Предприятие или индивидуальный налогоплательщик имеет право при обнаружении несоответствий в акте обратиться в письменной форме к руководителю налоговых органов с возражениями. Согласно ст.100 Налогового Кодекса РФ на это он имеет 15 дней с момента официального получения акта.

Материал для статьи подготовлен на основе практики по

ликвидации юридических лиц ООО «Консалтинг Экспресс»