Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

НДС в 2011: особенности применения.

НДС в 2011: особенности применения.

1. Изменения в применении налоговой ставки НДС 0% по работам и услугам, непосредственно связанным с экспортом и импортом товаров

Самым значимым изменением налогового законодательства 2011 года  в части  применения НДС является внесение поправок в ст. 164 НК РФ.

До 1 января 2011 г. перевозка экспортируемых и импортируемых товаров, а также ее  организация, погрузка, перегрузка этих товаров и иные подобные работы и услуги облагались по ставке НДС 0% в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Перечень этих работ и  услуг не был ограничен прямо поименованными услугами в пп.2 п.1 ст.164 НК РФ. Применение указанной нормы на практике вызывало многочисленные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку они по-разному отвечали на вопрос: по какой ставке облагаются НДС те или иные услуги, непосредственно связанные с экспортом или импортом товаров.

В связи с этим был принят Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ, установивший закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по ставке НДС 0%, и определивший комплекты документов, необходимых для подтверждения данной ставки в каждом конкретном случае. Все остальные услуги и работы, не вошедшие в данный перечень, подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 %.

Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ представляет собой восемь новых подпунктов, в каждом из которых указаны какие услуги и работы облагаются НДС по ставке 0%.

1. Услуги по международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Согласно Налоговому кодексу международная перевозка товаров - перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, пункт отправления или назначения которой находятся за пределами РФ. В данную группу также входят следующие услуги, оказанные в рамках международной перевозки товаров:

- предоставление железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;

- транспортно-экспедиционные услуги (например, участие в переговорах, оформление документов, прием и выдача грузов). Следует отметить, что нулевая ставка по таким услугам применяется, если их оказывают на основании договора транспортной экспедиции.

В новой редакции п. 3.1 ст. 165 НК РФ указаны документы, которые необходимо представить для подтверждения ставки НДС 0%. Это копии контракта, выписки банка и транспортных документов. В данном пункте также предусмотрены особенности формирования комплекта документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар. В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подтверждающие документы необходимо представить в течение 180 календарных дней после проставления таможенными органами отметки на транспортных документах.

2. Работы, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также оказываемые ими услуги (пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В частности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов от пункта отправления на территории РФ до ее границы либо до пункта перевалки, расположенного на территории РФ;

- перевалка и перегрузка нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы РФ.

Следует отметить, что применить нулевую ставку смогут исключительно российские компании, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, и только на основании конкретных договоров с определенными лицами.

3. Услуги по организации транспортировки природного газа трубопроводным транспортом (пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Данные услуги должен оказывать собственник магистральных газопроводов на основании отдельного договора.

4. Услуги по организации управления единой национальной электрической сетью по передаче электроэнергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств (пп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Примечательно, что нулевая ставка применяется, только если контракт на оказание этих услуг заключен с российским лицом (пп. 1 п. 3.4 ст. 165 НК РФ).

5. Работы по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, которые выполняются российскими организациями в морских и речных портах, а также услуги по хранению таких товаров (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом, обязательным условием применения ставки НДС 0% является указание в товаросопроводительных документах пункта отправления или назначения, находящегося за пределами территории РФ.

6. Переработка товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

7. Предоставление железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Данные услуги могут оказывать российские налогоплательщики - собственники и арендаторы подвижного состава. При условии, что пункт отправления и пункт назначения перевозки находятся на территории России.

Аналогичные услуги предусмотрены пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (об этом было сказано выше). Однако в соответствии с этой нормой предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке, если состав используется для международной перевозки товаров. То есть, пункт отправления или пункт назначения транспортируемого имущества должны находиться за пределами РФ. При этом не имеет значения, экспортируются товары или импортируются.

В свою очередь, согласно пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по ставке 0% в случае, если по территории России перевозится именно экспортируемый товар (а также вывозимые продукты переработки). Если же по территории России перевозится импортируемый товар, данные услуги облагаются НДС по ставке 18 %.

8. Работы, выполняемые организациями внутреннего водного транспорта, и оказываемые ими услуги (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В данном случае, ставка НДС 0 % применяется при условии, что действия выполняются в отношении экспортируемых товаров при их перевозке в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские суда либо иные виды транспорта.

Комплекты документов, подтверждающие нулевую ставку НДС в вышеперечисленных случаях, предусмотрены п. 3.1 - 3.8 ст. 165 НК РФ. Они определены с учетом особенностей каждого конкретного вида работ и услуг. Все комплекты документов в обязательном порядке включают в себя контракт и выписку банка, а также налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ, если такое незачисление происходит в порядке, установленном валютным законодательством. Это исключение не распространяется на перевалку и хранение в морских и речных портах товаров, перемещаемых через границу РФ (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также на переработку товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В п. 9 ст. 165 НК РФ закреплен срок представления документов, который по-прежнему составляет 180 календарных дней. Однако момент, с которого данный срок исчисляется, установлен отдельно для каждого конкретного случая. Например, в отношении предоставления железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров такой срок исчисляется с даты проставления российскими таможенными органами на транспортных документах отметки, которая подтверждает помещение товаров под таможенную процедуру экспорта. При этом, что в отношении предусмотренных пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг и работ, которые выполняют организации внутреннего водного транспорта, срок представления подтверждающих документов не установлен. Моментом определения налоговой базы для таких работ и услуг является либо день отгрузки (составления соответствующего акта), либо день получения предоплаты (п. 1, 9 ст. 167 НК РФ).

Следует отметить, что новые правила применения нулевой ставки НДС касаются работ, выполненных после 1 января 2011 г., и услуг, оказанных после этой даты (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ).

2. Новые требования для подтверждения ставки НДС 0 % при совершении внешнеторговых бартерных сделок

При совершении внешнеторговых бартерных сделок налогоплательщики могут предусмотреть, что товары по встречной поставке не будут ввозиться в РФ. Согласно ранее действовавшему законодательству для этого необходимо было разрешение уполномоченного органа (ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ). Данная норма оказывала негативное воздействие на деятельность российских экспортеров, поскольку не позволяло им оперативно совершать подобные бартерные сделки, которые достаточно широко применяются в мировой хозяйственной практике.

Для решения этой проблемы в Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ были внесены поправки. Разрешительный порядок совершения внешнеторговых бартерных операций, которые не предполагают ввоза товаров в РФ, был отменен.

В связи с данными изменениями внешнеторгового законодательства поправки были внесены и в Налоговый кодекс РФ, а именно был уточнен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при совершении бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в РФ. Согласно ранее действовавшему порядку в такой ситуации подтвердить ставку было невозможно, поскольку пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ обязывал налогоплательщиков представлять документы, подтверждающие ввоз товаров в РФ. С 1 января 2011 г. этот пробел устранен. Теперь для подтверждения нулевой ставки необходимо предъявить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование.

Отметим, что товар российскому налогоплательщику может отгрузить третье лицо. При этом комплект документов для подтверждения нулевой ставки зависит от того, указано в контракте данное лицо или нет.

Если товар российскому налогоплательщику отгружает не указанное в контракте третье лицо, то наряду с уже названными нужно подать дополнительно документы, подтверждающие, что третье лицо передало товары в счет исполнения обязательств иностранного контрагента по бартерной сделке.

Если же контрактом предусмотрено, что товар передает данное лицо, то дополнительные документы подавать не нужно.

Рассмотренный порядок подтверждения нулевой ставки НДС применяется и в случае реализации товаров через посредника. Соответствующие поправки внесены в пп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ.

3. Если арендодатель  - казенное учреждение, то арендатор является налоговым агентом по НДС

Федеральный закон N 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. внес изменения примерно в законодательные акты, в том числе в Налоговый кодекс РФ касательно вопросов совершенствования правового положения бюджетных учреждений. Теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Изменения в Налоговый кодекс РФ затрагивают порядок уплаты НДС отдельными субъектами налоговых правоотношений.

С 1 января 2011 г. в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ и п. 3 ст. 171 НК РФ арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение. В этом случае при перечислении арендной платы арендатор должен удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии может принять к вычету.

4. Реализация (передача) субъектам малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества не облагается НДС, если это имущество в государственной (муниципальной) собственности

Федеральный закон N 395-ФЗ от 28.12.2010 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес следующие изменения.

Организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами, если им реализуется (передается) не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями государственное (муниципальное) имущество, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования. Об этом говорится в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. Налоговые агенты должны расчетным путем определить сумму НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет. С 1 апреля 2011 г. действует исключение из данного правила. Указанные операции не являются объектом обложения НДС для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые арендуют находящееся в государственной (муниципальной) собственности недвижимое имущество и выкупают его в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

При этом налоговые агенты, приобретающие недвижимое имущество, операции по реализации которого не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, не составляют счета-фактуры. Вместе с тем, указанные налоговые агенты заполняют раздел 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (форма которой утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н), в котором в графе 2 по строке 010 отражают сумму выплачиваемых доходов, а в графе 1 по строке 010 указывают соответствующий код операции.

В том случае, если право собственности на указанное выше недвижимое имущество было передано до 1 апреля 2011 года, а выплата дохода от реализации (передачи) этого имущества осуществляется в том числе, после 1 апреля 2011 года, то организации и индивидуальные предприниматели должны удерживать из выплачиваемых доходов, исчислять и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении такого имущества, в соответствии с редакцией Кодекса, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 395-ФЗ.

Юлия Косова

Юрист

Компания TaxBuro