Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые проверки

Налоговые проверки

Проверки, проводимые налоговыми органами (статья 87 НК РФ) подразделяются на выездные и камеральные.

Камеральные налоговые проверки проводятся налоговым органом без какого-либо специального решения, на основе предоставленных налогоплательщиком деклараций, либо иных документах, о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Срок проведения – 3 месяца с момента предоставления декларации. В ходе проведения проверки налоговым органом могут быть обнаружены какие-либо ошибки в заполнении налоговой декларации, либо противоречия, либо несоответствие сведений, в этом случае налоговый орган должен уведомить налогоплательщика об обнаруженном, и предоставить возможность внести исправления и предоставить объяснения в пятидневный срок.

К слову о сроках. Если нет специальных оговорок, то в расчет берутся только рабочие дни, исчисление срока начинается с момента, когда налогоплательщик был уведомлен. Если нет возможности уведомить очно (т.е. под роспись), налоговым органом, в адрес налогоплательщика направляется заказное письмо, которое считается полученным через шесть дней после отправки.

В ходе камеральной проверки налоговым органом могут быть истребованы документы подтверждающие налоговые льготы. Указанные документы истребуются в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ. Потребовать от налогоплательщика какие-либо дополнительные документы налоговый орган, в ходе камеральной проверки, не вправе. Исключение составляет случай, когда речь ведется о возмещении налога на добавленную стоимость. В этом случае налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы подтверждающие налоговые вычеты.

Стоит отметить, что в ходе проверки (камеральной) налогоплательщик может воспользоваться статьей 81 НК РФ и представить уточненную налоговую декларацию. В этом случае, по ранее представленной декларации все действия прекращаются и начинается новая проверка. С трехмесячными сроками, надеемся, все понятно.

Резюмируя, - камеральная налоговая проверка проводится на основе представленной декларации, в течение 3-х месяцев. Если в декларации речь не ведется о налоговых льготах или возмещении НДС, налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика какие-либо дополнительные первичные документы.

Уточненная налоговая декларация означает новую камеральную проверку и прекращение первоначальной, 3-х месячный срок исчисляется вновь. Проверка ограничена конкретным налогом, за конкретный налоговый период, по конкретной декларации.

Проверка подразумевает, при обнаружении ошибок налоговым органом, предоставление возможности внесения исправлений и уточнений.

При обнаружении (или при неустранении нарушений, после предоставления возможности) налоговым органом правонарушений, по результатам проверки составляется акт, по правилам предусмотренным статьей 100 НК РФ.

Выездная налоговая проверка. Проводится на основании решения руководителя налогового органа, в котором, в частности, должны быть отражены проверяемые периоды и проверяемые налоги. Проверяемый период – 3 календарных года, предшествующие вынесению решения о выездной проверке. Срок проверки – 2 месяца, указанный срок может быть продлен до 4 и до 6 месяцев.

Коснемся оснований для продления сроков (Приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@):

- проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

- получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

- проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

- четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев;

- менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

- непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

- иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Помимо того, что проверка может быть продлена, еще одним способом растянуть сроки, является приостановление налоговой проверки, на срок до шести месяцев.

Основания для приостановления проверки:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Важным моментом является понимание обстоятельства, - каким образом организация может попасть в план выездных налоговых проверок.

На эту тему ФНС РФ любезно издала Приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ поименованный следующим образом, - "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Документ претерпевал некоторые изменения (см. Приказ ФНС РФ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), но, для понимания ответов на душещипательный вопрос они (изменения) не столь важны.

План проверок утверждается управлением по налогам и сборам каждого конкретного региона и спускается «на землю» как руководство к действию. Фактически, основной упор, при включении организации в план проверок делается на 12 пункт.

Выездная налоговая проверка может проводиться как по месту нахождения организации, так и в налоговом органе непосредственно, если организация не в состоянии предоставить помещение, бывает и такое. Выездная налоговая проверка может проводиться как по одному, так и по нескольким налогам одновременно.

Налоговая проверка оформляется актом, в котором изложены все обстоятельства проверки, налоги, налоговые периоды, проверяющие, документы, лежащие в основе проверки. Помимо этого, описываются выявленные правонарушения и их последствия. К акту выездной налоговой проверки (в соответствии с не столь давними поправками в НК РФ) должны быть приложены копии документов полученных налоговым органом (и отсутствующие у налогоплательщика), на которых он строит выводы о допущенных и выявленных нарушениях закона. Исключение составляют данные защищенные законом. После вручения акта, налогоплательщику предоставляется возможность написать разногласия, дабы выразить свое возмущение по поводу доначислений, которые учитываются (если есть что учитывать) при вынесении решения. Решение, это некоторое промежуточное звено в процессе расставания с тем что нажито непосильным трудом. Оно вступает в силу не сразу, а лишь по истечении 10 дней после вручения (не составления, а вручения), если не подана апелляционная (в вышестоящий налоговый орган) жалоба. Если решение вступило в силу, то это отправная точка, для ожидания всевозможного негатива, в виде списания денежных средств и уголовного преследования, но об этом позже.

Необходимо отметить несколько слов о последствиях непредоставления документов на налоговую проверку. В частности, документов, подтверждающих ваши затраты. Не стоит забывать, что в распоряжении налогового органа имеется доступ к вашим банковским счетам, в плане их реквизитов и в плане выручки. Да, по счетам будут видны и затраты, но без первичной документации они никому не интересны. Выручка, поступившая на ваши счета и отсутствие первичных затратных документов, это прекрасная возможность произвести доначисления. В каких случаях это возможно? В случаях отсутствия двусторонней связи с налоговым органом. Собственно в случае, если у вас липовый так называемый «юридический адрес», по которому вы никогда не получите корреспонденцию. Все истребуемые документы необходимо предоставлять исключительно по описи вложения.

Налоговые проверки проводимые совместно с органами внутренних дел (основания для совместных проверок, порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговой службы, порядок передачи документов между органами).

Итак, в Министерстве Юстиции РФ документ зарегистрирован 1 сентября 2009 года за номером 14675. От МВД документ исходит как приказ №495, от ФНС №ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Налоговую проверку может проводить только налоговый орган. Выявить налоговое правонарушение может также только налоговый орган. Органы внутренних дел правами на проведение самостоятельных налоговых проверок не наделены, хотя бы в силу отсутствия специальных познаний. Одновременно с этим, органы внутренних дел могут быть привлечены к участию в проверке на основании запроса налогового органа.

Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Участие правоохранительных органов должно быть зафиксировано в акте проверки.

Повторимся, - выявить неуплату вправе только налоговые органы, а квалифицировать ее в соответствии с уголовным законом – органы внутренних дел.

В случае, если органами МВД РФ каким-то образом установлена вероятность совершения лицом налогового правонарушения (или не приведи Создатель - преступления), последние должны направить материалы в налоговый орган, для проведения соответствующей проверки своих подозрений. Подозрения выливаются либо в решение (налогового органа) о проведении проверки, либо об отказе в оной.

Основаниями для отказа налогового органа в принятии решения о проведении мероприятий налогового контроля по материалам, представленным органом внутренних дел, могут являться:

- отсутствие в представленных органом внутренних дел материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;

- наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам органа внутренних дел были совершены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также, если материалы органа внутренних дел свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период времени, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение о проведении проверки);

- наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам органа внутренних дел были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки).

Налоговые органы могут обращаться в органы МВД по сути, в рамках двух вопросов, - это участие в проверке и возбуждение уголовного дела по результатам уже проведенной проверки. Второй момент является очень острым, и возникает он, в случае если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

При этом двухмесячный срок определяется в соответствии с пунктом 5 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которой срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Следует обратить внимание, что сумма доначислений должна быть весомой, и тянуть на уголовную статью.

Проведение встречных налоговых проверок, оформление результатов, ознакомление налогоплательщика с результатами встречных проверок. Часто встречающиеся недоработки допускаемые налоговыми органами при проведении встречных налоговых проверок.

Самым, что называется писком в проверках, являются встречные налоговые проверки, то есть опрос контрагентов и истребование подтверждающих документов. Цель, - поставить под сомнение затраты уменьшающие налог на прибыль и вычеты по НДС. Остальные налоги, последние лет 10 вызывают меньший интерес.

Встречные налоговые проверки сводятся к опросу лиц причастных к созданию и деятельности контрагентов, то есть, участников и директоров. Необходимо получить от них «отказные» показания, которые говорили бы о непричастности опрошенных лиц к ФХД контрагента. На этом основании делается (налоговым органом) вывод о недобросовестности проверяемого (в рамках выездной проверки) лица, с последующими доначислениями налогов.

Для выявления слабых контрагентов (т.е. по которым возможны описанные отказы) используются ЕГРЮЛ и Реестр налогоплательщиков, где по известным критериям (массовый участник, массовый адрес, массовый директор, массовый заявитель, нулевая отчетность и т.п.) отслеживаются неблагонадежные контрагенты, по которым проводятся опросы, с известным результатом. Давайте разберемся, влечет ли с точки зрения закона то есть одобренных всеми нами правил игры, и простыми смертными, и назначенными нами надзирателями, отказ такого фунта от своей причастности к ФХД контрагента.

Пунктом 3 статьи 49 ГК РФ (Гражданский кодекс) установлено, что правоспособность (способность иметь права и нести обязанности) юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Как следует из статьи 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации (т.е. после государственной регистрации возникает правоспособность).

 

Для государственной регистрации юридического лица, в регистрирующий орган необходимо подать перечень документов, предусмотренный ГК РФ и Законом №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…», в списке документов необходимо представить заявление на государственную регистрацию, заверенное у нотариуса. Как следует из Закона №129-ФЗ (статья 9, пункт 1.3.):

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Как следует из статьи 80 «Основ законодательства РФ о нотариате», нотариус свидетельствует лишь подлинность подписи. Из статьи 44 «Основ» следует, что документы оформляемые в нотариальном порядке подписываются в присутствии нотариуса, который проверяет дееспособность подписывающего.

Речь ведется о том, что при государственной регистрации неважно чего (юрлица или ИП) необходимо волеизъявление и подпись личности, которая (и личность и подпись) удостоверяется у нотариуса. То есть, если лицо отрицает свою причастность, одних слов мало, необходима экспертиза (статья 95 НК РФ позволяет такое  действие на договорной основе) его подписи на форме 11001Р, решении о создании и т.п. Точнее сказать ее (экспертизы) отрицательный результат. В отношении директора нужна экспертиза банковской карточки, где стоит его подпись.

Есть экспертиза? Нет? Тогда выводы проверяющих, – это пустые слова.

Но это документы, которые подтверждают создание фирмы и открытие расчетного счета (хотя и это уже не мало), коль скоро мы говорим о взаимоотношениях с контрагентом, точнее налоговый орган говорит об отсутствии взаимоотношений (допустим, представленные счета фактуры - липовые), то должна быть экспертиза «липовости» первичных документов. При этом, все действия необходимо произвести в рамках проверки (ранее мы говорили о возможности приостановления и поводах для приостановления – вот он повод, почему не воспользоваться?), в противном случае, - они не состоятельны.

Согласно статье 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано (в частности) в судебном порядке в случае если при его создании были допущены неустранимые нарушения. Неустранимые нарушения, в частности, это – отсутствие волеизъявления (об этом ранее), но сие подтверждается, либо опровергается экспертизой.

Стоит также отметить, что ликвидация юридического лица (по указанному выше признаку) не влечет за собой (пункт 1 статьи 167 ГК РФ) признания сделок недействительными.

Риски при создании фирмы однодневки существуют, и отследить их довольно просто. Несут эти риски, либо сам подписант (экспертиза), либо нотариус, закрывший глаза, либо регистрирующий орган, закрывший глаза на несуществующего нотариуса (в заявлении на регистрацию указывается ИНН нотариуса).

Ошибки, или недоработки при проведении проверок необходимо учитывать и буквально записывать. В дальнейшем они помогут при защите своей позиции, поскольку состязательность судебного процесса никто не отменял.

Источник: Правовая компания "Твой выбор"