Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в расчете пособий

Новое в расчете пособий

8 декабря 2010 года был подписан Федеральный закон № 343-ФЗ, которым внесены небольшие, но существенные изменения в порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Все изменения вступили в силу 1 января 2011 года (ст. 4 Закона № 343-ФЗ).

Новый порядок расчета применяется по отношению к страховым случаям, которые наступили в 2011 году.

Если временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам и/или отпуск по уходу за ребенком, за которые назначается соответствующее пособие, наступили в 2011 году, то сумма пособия должна рассчитываться уже по новому порядку. Отметим основные изменения и рассмотрим, чем отличается новый порядок расчета и назначения пособий от старого.

1. Увеличено количество календарных дней временной нетрудоспособности, за которые пособие выплачивается за счет средств страхователя (подп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ).

Если в 2010 году страхователь покрывал за свой счет первые два дня, то начиная с 2011 года за счет средств страхователя оплачиваются уже первые три дня временной нетрудоспособности работника.

2. Установлен новый порядок выплаты пособий для застрахованных лиц, имеющих несколько мест работы.

В 2010 году действовали такие правила: если застрахованное лицо было занято у нескольких страхователей, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначались и выплачивались ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (п. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей в 2010 году).

Начиная с 2011 года пособия выплачиваются (в зависимости от того, где были отработаны два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая) в следующем порядке:

Ситуация 1: застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей (п. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ):

пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;

Ситуация 2: застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя):

пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (п. 2.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ);

Ситуация 3: застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя):

пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу (по его выбору) — п. 2.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ:

либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (как в ситуации 1);

либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) (как в ситуации 2);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

3. Внесены коррективы в правила включения выплат в заработок, исходя из которого рассчитываются пособия.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в ред. Закона № 343-ФЗ) в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены[1] страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Однако при этом (обратите внимание!) указанный средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельный размер базы, облагаемой страховыми взносами в ФСС России, установленной на соответствующий календарный год в соответствии со ст. 8 Закона № 212-ФЗ. Если назначение и выплата застрахованному лицу пособий осуществляются несколькими страхователями, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей (п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Напомним, что в 2010 году предельная величина облагаемой базы составляла 415 000 руб. (п. 4 ст. 8 Закона № 212‑ФЗ). За 2009 год[2] (согласно п. 1 ст. 2 Закона № 343-ФЗ) указанная предельная величина также принимается равной 415 000 руб.

Обратите внимание!

За период до 01.01.2010, а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, — за период до 01.01.2011 в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС России в соответствии с Законом № 212-ФЗ, и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленную в 2010 году (п. 1 ст. 2 Закона № 343-ФЗ).

При этом с 2011 года отменены действующие ранее:

ограничение для среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, которое определялось путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России на день наступления страхового случая на 365;

ограничение для ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определяемое путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России на день наступления страхового случая на 12.

4. Изменен порядок определения расчетного периода и количества календарных дней в расчетном периоде, используемых при расчете среднего заработка для исчисления пособий.

В 2010 году средний заработок, исходя из которого исчислялись пособия, в общем случае определялся исходя из последних 12календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового случая — временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей в 2010 году). При этом учитываемый в расчете заработок делился на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывалась заработная плата (п. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей в 2010 году). Таким образом, дни необработанных периодов (различных отпусков, времени нахождения на больничном и пр.) в расчете среднего дневного заработка не учитывались.

Начиная с 1 января 2011 года расчетным периодом (в общем случае) являются два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в т.ч. за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ).

Например, если работник заболел, уходит в отпуск по беременности и родам или в отпуск по уходу за ребенком в 2011 году, то расчетным является период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010года (т.е. 2009 и 2010 календарные годы). При этом не имеет значения, в каком месяце 2011 года наступил страховой случай — в январе, феврале, марте или декабре. Кроме этого, для расчета теперь не важно, полностью ли отработан расчетный период, были ли в нем неоплачиваемые периоды, отпуска, больничные, т.к. согласно п. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в ред. Закона № 343-ФЗ) средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в любом случае определяется путем деления суммы начисленного заработка на 730. Никаких оговорок относительно отработанного или не отработанного в расчетном периоде времени в новой редакции Закона № 255-ФЗ не сделано.

Обратите внимание!

1. Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в расчете, если пособия назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) согласно п. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ (подробнее см. выше).

2. Для лиц, которые в течение двух календарных лет, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

3. Возможно, что для женщин, уходящих в отпуск по беременности и родам в 2011 году, будет установлен переходный период: предполагается, что расчетный период для определения размера пособия по беременности и родам (один или два календарных года) женщина будет выбирать сама.

Президент РФ уже после подписания изменений в Закон № 255-ФЗ принял решение вернуться к обсуждению этой темы и подготовить соответствующие изменения в Закон. Мин­здравразвития России в свою очередь обещало в ближайшее время подготовить эти поправки. Однако на момент подготовки статьи Закон с новыми изменениями (устанавливающими порядок расчета пособия в переходный период) еще не был принят.

5. Установлены право застрахованных лиц получать и обязанность страхователей выдавать застрахованным лицам справки о заработке, необходимые для исчисления пособий. Согласно п. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ (в ред. Закона № 343-ФЗ) для назначения и выплаты пособий застрахованное лицо (которое за последние два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, работало у других страхователей) помимо ранее установленных документов должно представить страхователю, назначающему пособие, справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (далее — справка о сумме заработка), исходя из которой должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Обратите внимание!

Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, исходя из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке (п. 7.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ).

Застрахованные лица имеют право требовать, а страхователи обязаны им выдать в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (подп. 3 п. 2 ст. 4.1 и подп. 1 п. 1 ст. 4.3 Закона № 255‑ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ). Форма и порядок выдачи такой справки утверждаются Минздравсоцразвития России[3].

Если у застрахованного лица на день обращения за пособиями отсутствует справка (справки) о сумме заработка, необходимой для назначения пособий, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов.

После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка (п. 2.1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ).

Если работник не может представить такую справку для назначения пособия в связи с прекращением деятельности предыдущего работодателя (предыдущих работодателей) или по другим причинам, то страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании данных персонального учета (п. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ).

Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР утверждаются Минздравсоцразвития России[4].

6. Введена ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий.

Согласно п. 1 ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ (в ред. Закона № 343-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Если представление недостоверных сведений повлекло выплату излишних сумм названных пособий, виновные лица возмещают страховщику (ФСС России) причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 15.1 Закона № 255‑ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ).

Суммы пособий, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть с него взысканы в случае его недобросовестности (представление документов с заведомо неверными сведениями, в т.ч. справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, ит.д.).

При этом удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия либо заработной платы.

При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке (п. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона № 343-ФЗ).



[1] Обратите внимание, что речь идет именно о фактически начисленных взносах на указанные выплаты, а не о том, включаются ли эти выплаты в базу (как было ранее).

 

[2] А также за другие предшествующие календарные годы (2008, 2007 и т.д.), если в расчет берется заработок этих лет (см. п. 2 примечаний на с. 44).

[3] На момент подготовки материала для статьи эта форма не была утверждена.

[4] На момент подготовки материала еще не были утверждены.