Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Новые формы документов для применения УСН

Новые формы документов для применения УСН
Новые формы документов
Приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ (далее — приказ № ММВ-7-3/182@) утверждены новые формы документов, необходимых для применения УСН. При этом чиновники прямо указали, что все формы, кроме № 26.2-4, 26.2-5, 26.2-7, являются рекомендованными. Значит, налогоплательщики могут вносить в них изменения и отражать сведения, поля для которых не предусмотрены.  
Одновременно с вступлением в силу приказа № ММВ-7-3/182@ утрачивает силу приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495, которым были предусмотрены отдельные формы документов для применения УСН.
Заявление о переходе на УСН
Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется только в добровольном порядке. Если организация или индивидуальный предприниматель решили перейти на этот спецрежим, им достаточно уведомить о своем решении налоговые органы.
Если налогоплательщик, применяющий общий режим, решил перейти на УСН, ему необходимо в период с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговую инспекцию по месту своего учета соответствующее заявление. Тогда с 1 января следующего года он сможет начать работать по «упрощенке».
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель вправе применять УСН со дня постановки на учет в налоговом органе, указанного в свидетельстве о постановке на учет.
Для этого новому субъекту бизнеса необходимо подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок со дня постановки на учет, указанного в соответствующем свидетельстве (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Как уточняют налоговые органы, организации и предприниматели, которые решили применять «упрощенку» с самого начала своей деятельности, могут представить заявление о переходе на этот спецрежим одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
Получив в составе комплекта документов, представленных на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, заявление о переходе на УСН, налоговый инспектор, осуществляющий прием документов, проставляет на этом заявлении штамп, подтверждающий дату поступления заявления в регистрирующий орган.
После осуществления процедуры государственной регистрации заявление направляется в налоговый орган в соответствии с адресом места нахождения юридического лица с сопроводительным письмом, где указываются ОГРН, ИНН и КПП юридического лица (письмо УФНС России по г. Санкт-Петербургу от 05.07.2006 № 06-07/17654).
Может перейти на УСН и налогоплательщик, переставший быть плательщиком ЕНВД. По мнению чиновников, в случае изменения местного законодательства и отмены в муниципальном образовании системы в виде ЕНВД по виду деятельности, которым занимался налогоплательщик, он может применять «упрощенку» с начала месяца, в котором была прекращена его обязанность по уплате ЕНВД. При этом сроки подачи заявления о переходе на УСН законодательно не установлены. По мнению налоговиков, подобное заявление необходимо представить до начала применения УСН (письмо УФНС России по г. Москве от 25.08.2006 № 18- 03/3/75122).
Если же организация перестала быть плательщиком ЕНВД по другим причинам (например, перестала соответствовать установленным критериям), до конца года она должна применять общую систему налогообложения. Перейти на УСН она может в общеустановленном порядке только с начала следующего года (письмо Минфина России от 10.05.2006 № 03-11-04/2/100).
Таким образом, всех налогоплательщиков можно разделить на три группы в зависимости от даты начала применения УСН .  
Приказом ФНС России № ММВ-7-3/182@ утверждена новая форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения — форма № 26.2-1. Она приведена в приложении № 1 (см. с. 82) к указанному документу.
Данная форма носит рекомендательный характер. Поэтому в случае необходимости налогоплательщики могут вносить в нее изменения.
В заявлении необходимо указать:
—— ИНН/КПП для организаций (ИНН для предпринимателей).
Подобные сведения не указывают организации и предприниматели, еще не прошедшие процедуру государственной регистрации;
—— код налогового органа, в который пред- ставляется заявление о переходе на УСН;
—— признак заявителя.
В этом поле необходимо указать код налогоплательщика, выбрав его из перечня, приведенного внизу листа заявления, — 1, 2 или 3. В таблице 2 код заявителя приведен в гр. 5;
—— полное название организации (или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя);
—— дату перехода на упрощенную систему налогообложения.
Она обозначается соответствующим кодом — 1, 2 или 3. Значения кода даты приведены в гр. 2 табл. 2;
—— объект налогообложения.
В качестве объекта налогообложения организация (предприниматель) может выбрать либо доходы (код 1), либо доходы, уменьшенные на величину расходов (код 2);
—— год подачи заявления о переходе на УСН;
—— сумму доходов от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за девять месяцев текущего года.
Указанное поле заполняют только организации и предприниматели, перешедшие на УСН с начала календарного года (код заявителя 3);
—— среднюю численность сотрудников за период с января по сентябрь текущего года. Указанное поле заполняют только организации и предприниматели, перешедшие на УСН с начала календарного года (код заявителя 3);
—— остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, которые числятся на балансе организации на 1 октября.
Указанное поле заполняют только организации, перешедшие на УСН с начала календарного года (код заявителя 3), на основании данных бухгалтерского учета;
—— номер контактного телефона.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должен подписать руководитель организации (индивидуальный предприниматель). Подпись заверяется печатью организации (предпринимателя).
Налогоплательщики могут представить в налоговые органы заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения:
—— лично;
—— через уполномоченного представителя;
—— послать по почте заказным письмом.
Уведомление о возможности применения УСН
До 2010 года налоговые органы выдавали организациям и предпринимателям, перешедшим на УСН, уведомление о возможности применения этой системы налогообложения (форма № 26.2-2). Уведомление являлось единственным документом, подтверждающим факт применения «упрощенки» организацией или предпринимателем.
В то же время юридически этот документ никакого значения не имел и носил формальный характер.
Довольно часто оказывалось, что налоговые органы выдавали уведомление в случаях, когда налогоплательщик не имел права применять УСН. Обнаружив свою ошибку, налоговики доначисляли НДС, налог на прибыль, ЕСН и налог на имущество несостоявшимся «упрощенцам». А те, в свою очередь, отправлялись в суд отстаивать свои права.
Поначалу арбитражные суды вставали на сторону налогоплательщиков. Они отмечали: доначисление налогов за спорный период является неправомерным, поскольку налогоплательщик перешел на УСН с разрешения налоговых органов (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 № Ф04-761/2009(274-А27-29), Северо-Западного округа от 31.08.2009 № А13-11718/2008, Восточно-Сибирского округа от 02.10.2008 № А19-5980/08-50-Ф02-4828/08, Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 № 6159/08).
Но в дальнейшем фортуна отвернулась от налогоплательщиков. Сначала арбитражные суды стали признавать правомерность доначисления налогов по общей системе налогообложения за период незаконного применения «упрощенки» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2009 № Ф04-1569/2009(25522-А03-29), определения ВАС РФ от 09.07.2008 № 6159/08, от 26.01.2009 № ВАС-17450/08), а затем — и правомерность начисления пеней на сумму неуплаченных налогов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2009 № А28- 10968/2008-460/11, определение ВАС РФ от 29.01.2009 № ВАС-17613/08). Подобное решение основано на том, что уведомление о возможности применения УСН не носит характер разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Значит, обвинить налоговые органы в том, что они дали налогоплательщику неверные разъяснения, нельзя.
Чтобы окончательно исключить вину налоговых органов в подобных ситуациях, во второй половине 2009 года ФНС России выпустила несколько писем информационного характера. В них говорилось об уведомительном характере заявления о переходе на УСН. В Налоговом кодексе РФ нет указания на то, что налоговые органы принимают какие-либо решения по указанному заявлению. Они не могут ни разрешить, ни запретить применять «упрощенку».
Следовательно, у налоговых органов нет оснований направлять налогоплательщику уведомления о невозможности применения УСН (письма ФНС России от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@, от 04.12.2009 № ШС-22-3/915@).
На основании приказа № ММВ-7-3/182@ формы уведомления о возможности применения УСН и уведомления о невозможности применения УСН больше использоваться не должны.
Каким же документом теперь «упрощенцы» смогут подтвердить факт применения УСН? Подобная информация необходима их контрагентам, чтобы определиться в отношении НДС, и официальным органам, в частности внебюджетным фондам. Поскольку в 2010 году тариф страховых взносов для «упрощенцев» существенно меньше, чем для налогоплательщиков на общем режиме налогообложения, внебюджетные фонды требуют подтвердить факт применения УСН.   
Чем же подтверждать факт применения «упрощенки»?
Информационное письмо
Для того чтобы у налогоплательщиков был на руках официальный документ, подтверждающий их право на применение УСН, ФНС России разработала специальный документ — Информационное письмо. Его форма № 26.2-7 приведена в приложении № 7 (см. с. 88) к приказу № ММВ-7-3/182@.
Обратите внимание!
Информационное письмо налоговые органы будут выдавать только по письменному запросу налогоплательщиков.
В письме от 04.12.2009 № ШС-22-3/915@ специалисты ФНС России написали следующее. Если в инспекцию Федеральной налоговой службы поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения УСН, налоговые органы обязаны информировать налогоплательщика о том, что на основании поданного им заявления он применяет УСН с начала года либо со дня постановки на учет в налоговом органе. При этом они сослались на п. 39 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, утв. приказом Минфина России от 18.01.2009 № 9н.
Письменный запрос налогоплательщики могут составить в произвольной форме, поскольку приказ № ММВ-7-3/182@ не содержит никакой рекомендованной формы. В Информационном письме в обязательном порядке должна быть ссылка на запрос налогоплательщика с указанием даты и его номера, присвоенного налоговиками.
Один экземпляр Информационного письма направляется налогоплательщику заказным письмом или передается лично. В последнем случае руководитель организации или ее представитель должен поставить свою подпись и дату получения во втором экземпляре Информационного письма, который остается у налоговых органов.
В применении УСН отказать?
Если налогоплательщик представляет заявление о переходе на УСН в налоговые органы с нарушением установленных сроков, считается, что он не выполнил все необходимые условия, предусмотренные законодательством для перехода на УСН. Поэтому применять «упрощенку» в данном случае он не имеет права. Подобная точка зрения нашла поддержку в арбитражных судах (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2007 № Ф08-1188/2007-510А, Уральского округа от 14.11.2006 № Ф09-10000/06-С1).
Такой же позиции придерживаются налоговые органы. Поэтому сотрудники ФНС России разработали форму сообщения о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-5). Она приведена в приложении № 5 (см. с. 86) к приказу № ММВ-7-3/182@.
В то же время существует и другое мнение по вопросу нарушения сроков представления заявления о переходе на УСН вновь созданными организациями. Оно основано на том, что в ст. 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении УСН из-за нарушения им сроков подачи заявления в налоговый орган. Следовательно, нарушение сроков не может являться основанием для отказа в применении УСН для вновь созданной организации.
Эта позиция нашла поддержку и в арбитражных судах (постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2008 № А42-6374/2007, от 17.07.2008 № А42-887/2008, от 14.01.2008 № А56-32295/2006, Дальневосточного округа от 31.10.2008 № Ф03-4567/2008, от 21.07.2008 № Ф03-А73/ 08-2/2613, Уральского округа от 16.07.2008 № Ф09-4993/08-С3, Северо-Кавказского округа от 20.02.2008 № Ф08-411/08-128А, от 28.01.2008 № Ф08-21/2008-8А, Волго-Вятского округа от 14.01.2008 № А17-1341/2007, Центрального округа от 09.06.2008 № А64-7232/07-19).
Данную точку зрения поддержал и ВАС РФ (определения от 21.07.2008 № 8705/08, от 17.07.2008 № 9104/08, от 24.04.2008 № 5626/08).
Несмотря на то что налоговики не вправе запретить организациям и предпринимателям применять УСН, при получении подобного сообщения налогоплательщикам не стоит рисковать и переходить на «упрощенку». Велика вероятность, что при проведении налоговой проверки инспекторы доначислят организации налог на прибыль, НДС и налог на имущество, а при проверке органами контроля — страховые взносы во внебюджетные фонды.
Если вы получили сообщение о несоответствии…
Главой 26.2 НК РФ предусмотрены ограничения в отношении организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Одно из них — максимальная сумма дохода, полученного «упрощенцем» за налоговый период, в размере 60 млн руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). При превышении установленного максимума он обязан перейти на общий режим налогообложения.
Кроме того, «упрощенец» утрачивает право на применение УСН в случае несоответствия требованиям, установленным:
—— пунктами 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ (при создании филиалов и представительств, при доле участия в уставном капитале других организаций свыше 25%, при превышении численности сотрудников, равной 100 человекам, при превышении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов 100 млн руб. и др.);
—— пунктом 3 ст. 346.14 НК РФ (при заключении «упрощенцем» с объектом налогообложения «доходы» договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).
Если налоговые органы обнаружат подобные несоответствия требованиям, установленным гл. 26.2 НК РФ, они направят «упрощенцу» сообщение о несоответствии требованиям применения УСН (форма № 26.2-4). Форма этого документа приведена в приложении № 4 (см. с. 86) к приказу № ММВ-7-3/182@.
Сообщение может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом или передано лично руководителю организации или ее представителю.
В сообщении налоговые органы обязаны указать:
—— какое требование НК РФ нарушено «упрощенцем»;
—— когда «упрощенец» утрачивает право на применение УСН;
—— как рассчитать налоги, причитающиеся к уплате в бюджет с момента утраты права на применение УСН;
—— сроки, в течение которых налогоплательщик обязан сообщить в налоговые органы о переходе на общий режим налогообложения.
Сообщение об утрате права на УСН
При потере права на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщик обязан сообщить об этом в налоговые органы. На это ему отводится 15 дней после окончания отчетного (налогового) периода, в котором допущено нарушение установленных ограничений (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).
Рекомендуемая форма сообщения об утрате права на применение УСН (форма № 26.2-2) приведена в приложении № 2 (см. с. 83) к приказу № ММВ-7-3/182@.
По своему содержанию новая форма сообщения совпадает с прежней, приведенной в приложении № 5 к приказу ФНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495. В сообщении налогоплательщик должен указать, какое нарушение установленных требований он допустил и в каком налоговом (отчетном) периоде это произошло.
Изменился только внешний вид сообщения и номер формы (прежний номер — 26.2-5).
В новой форме сообщения вместо строк для указания тех или иных сведений предусмотрены специальные поля, состоящие из ячеек. В каждую ячейку следует вписывать только один знак (букву или цифру).
Аналогичным образом выглядят и все прочие формы, приведенные в приказе № ММВ- 7-3/182@.
Добровольный переход на другой режим
Перейти на общую систему налогообложения можно не только в принудительном, но и в добровольном порядке. Сделать это можно с начала календарного года (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). В налоговую инспекцию необходимо подать уведомление об отказе от применения УСН. В нем налогоплательщики информируют налоговиков о том, что с 1 января они отказываются от применения УСН и переходят на иной режим налогообложения.
Уведомление следует подавать в налоговые органы до 15 января года, с которого налогоплательщик отказывается от применения упрощенной системы. Представить уведомление в налоговые органы можно как лично, так и по почте.
Если уведомление направляется в налоговую инспекцию по почте, дата его представления будет определяться по штемпелю почтового отделения.
Подав в налоговый орган уведомление об отказе от применения УСН, организация уже не сможет изменить свое решение, т.к. НК РФ не предусмотрен отзыв (аннулирование) уведомления о переходе с УСН на общепринятую систему налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 02.04.2007 № 24-17/0263).
Новая форма уведомления (форма № 26.2-3) приведена в приложении № 3 (см. с. 84) к приказу № ММВ-7-3/182@. От своей предшественницы она отличается только внешним видом (полями с ячейками) и номером (прежняя форма уведомления имела номер 26.2-4).
Изменение объекта налогообложения
Выбрать объект налогообложения при «упрощенке» сложно. Поэтому гл. 2 НК РФ предоставляет налогоплательщику возможность изменить объект налогообложения:
—— перед началом применения УСН;
—— в процессе применения УСН.
В первом случае налогоплательщики меняют объект налогообложения после представления в налоговые органы заявления о переходе на УСН, но до начала фактического использования этого специального налогового режима (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Во втором случае «упрощенец» может изменить используемый объект налогообложения с начала календарного года (п. 2 ст. 346 НК РФ).
Об изменении объекта налогообложения необходимо известить налоговые органы до 20 декабря текущего года.
До недавнего времени унифицированной формы подобного документа не существовало и налогоплательщики вынуждены были составлять уведомление об изменении объекта налогообложения в произвольной форме.
Приказом ФНС России рекомендуется к использованию форма № 26.2-6, разработанная налоговиками (приложение № 6 — см. с. 87) к приказу № ММВ-7-3/182@.
В уведомлении помимо названия организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) налогоплательщик должен указать год, с которого он меняет объект налогообложения, и новый объект налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».