Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Курс на реформирование, упрощение, стимулирование

Курс на реформирование, упрощение, стимулирование

На коллегии Минфина России, посвященной основным направлениям налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов, министр финансов А.Л. Кудрин указал на необходимость формирования посткризисной модели управления российской экономики на ближайшие три года. Налоговая система должна одновременно стимулировать экономику и обеспечивать устойчивость федерального бюджета. В этих целях нужно принять комплексные меры, в т.ч. использовать методы налогового стимулирования. Какие налоговые нововведения следует ожидать бизнесу? Чем обусловлены данные изменения? На эти и другие вопросы мы попросили ответить статс-секретаря - заместителя министра финансов РФ, доктора экономических наук Сергея Дмитриевича Шаталова.

 - Сергей Дмитриевич, предложение министра финансов А.Л. Кудрина о повышении в 2011-2012 годах совокупного размера ставок страховых взносов во внебюджетные фонды не до 34, а до 32% - пока только идея? Или уже готовятся соответствующие поправки? Согласны ли с таким предложением коллеги из других министерств, в частности Минздравсоцразвития?
- Пока это только предложения Минфина России, поддержанные Минэкономразвития. Мы полагаем, что до тех пор, пока не будут досконально проработаны все детали предстоящей реформы системы медицинского страхования, преждевременно увеличивать взносы работодателей на эти цели. По нашим оценкам, такое решение стоит около 230 млрд руб., и сегодня их правильнее оставить у предприятий, а не изымать без ясного понимания, на что они будут потрачены. Вряд ли увеличение расходов на медицину без ее кардинального реформирования целесообразно.
Минздравсоцразвития России придерживается иной позиции, настаивая на запланированном повышении. Данный вопрос уже обсуждался с Председателем Правительства. Окончательное решение пока отложено, с тем чтобы стороны попробовали договориться.
     
- В прошлом году Правительством высказывались предложения по реформе специальных налоговых режимов. В частности, говорилось о расширении перечня видов деятельности, которые будут работать по патентной системе. А тех, для кого эта система не предусмотрена, переведут на общую систему налогообложения. Получается, что планируется отменить ЕНВД и УСН?
- Не совсем так. Специальные налоговые режимы имеют право на существование. Прежде всего для микробизнеса, небольшого семейного предпринимательства, для тех, от кого трудно требовать соблюдения всех правил организации учета и отчетности. Государству дороже организовать полноценный налоговый контроль, чем предельно упростить процедуры и несколько снизить налоги.
Основанием для установления специальных режимов может выступить и стремление государства поддержать инициативу начинающих предпринимателей на стадии их становления, пока они не встанут на ноги.
Полагаем, что патентная система для микробизнеса может расширяться и совершенствоваться, а сходная с ней система, основанная на ЕНВД, заслуживает постепенного сворачивания. С такой постановкой согласны и многие предприниматели, столкнувшиеся с неравной конкуренцией или другими проблемами, в частности неготовностью региональных органов власти и органов местного самоуправления адекватно реагировать на возникающие у бизнеса проблемы и пользоваться имеющимися у них инструментами. Думаю, трудно обосновать, почему совершенно разные по эффективности и доходам организации (далеко не всегда малые по объемам выручки) должны платить одинаковые налоги (например, хлебный и ювелирный магазины с одинаковой площадью торгового зала). Чтобы перейти на режим ЕНВД, некоторые торговые организации искусственно делятся и совместно арендуют торговые площади в пределах, обеспечивающих льготный налоговый режим.
Упрощенная система налогообложения в обозримом будущем тоже должна трансформироваться в сторону поддержки в основном малого бизнеса. Постепенно следует снижать пороговые значения показателей (выручка и число работников), квалифицирующих предприятие в налоговых целях как малое. При этом необходимо предельно упрощать отчетность субъектов малого предпринимательства.
Еще раз подчеркну: все это следует делать постепенно и осторожно, особенно с учетом недавнего кризиса и его последствий.
     
- Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ в гл. 21 Налогового кодекса РФ установлено право налогоплательщика на зачет (возврат) НДС, заявленного в декларации к возмещению, до завершения ее камеральной проверки. Конечно, проще зачесть или возвратить налог будет крупным компаниям. Не пострадает ли в этой ситуации малый и средний бизнес?
- Это не первый и не последний шаг на пути решения задачи упрощения процедуры и сокращения сроков возмещения НДС. Естественно, упрощая жизнь налогоплательщикам, мы хотели бы минимизировать риски, связанные с незаконным возмещением налога, в т.ч. с использованием фирм-однодневок.
Чтобы свести риски к минимуму, были выделены две категории налогоплательщиков: во-первых, крупные и надежные, существующие не первый год и исправно платящие налоги предприятия и, во-вторых, организации, получившие гарантию надежного банка, готового взять налоговые риски на себя. Таким налогоплательщикам государство обеспечивает предельно комфортные условия: возмещение заявленного НДС в течение 12 дней, еще до завершения камеральной проверки, с возможным перерасчетом по итогам проверки.
Каких бы то ни было ужесточений, дополнительных требований или усложнения процедур для всех других налогоплательщиков закон не предусматривает, поэтому не вижу, как от новых правил может пострадать малый или средний бизнес. Разве что надежные налогоплательщики за счет ускорения процедур возмещения получат определенные конкурентные преимущества по сравнению с теми, за кого не готовы поручиться банки. Но так ли это плохо? Если в результате бизнес будет продвигаться к большей прозрачности, это можно только приветствовать.
     
- Следующий вопрос касается электронных счетов-фактур, о введении которых говорится давно (в Думу даже был внесен соответствующий законопроект от "Единой России"). Когда же электронные счета-фактуры получат путевку в жизнь?
- Думаю, это вполне реально уже с 2011 года. Мы совместно с бизнесом провели эксперимент - своего рода пилотный проект, который показал хорошие результаты. А возникшие технические вопросы вполне решаемы.
Возможно, для окончательного и повсеместного перехода на счета-фактуры в электронном виде с полным отказом от документов на бумажных носителях потребуется два-три года, но стартовать нужно как можно быстрее.
     
- Вот уже больше года действуют нормы досудебного урегулирования налоговых споров, закрепленные в части первой НК РФ. Можно уже подвести какие-то итоги? Успешно работает данный механизм или в Кодекс необходимо внести определенные коррективы?
- Федеральная налоговая служба оценивает результаты как однозначно позитивные. Досудебным урегулированием в налоговых органах занимаются специальные аудиторские подразделения. Такая организация позволяет освободить сотрудников, проводивших проверку и предъявлявших претензии, от рассмотрения спорных вопросов и передать их другим сотрудникам, заинтересованным не столько в защите "чести мундира", сколько в формировании позиции, которую потом можно успешно защищать в суде.
Налогоплательщики менее оптимистичны в оценке нового механизма, указывая на многочисленные случаи формального рассмотрения возражений на акты налоговых проверок.
Думаю, правы обе стороны. Изменения в лучшую сторону происходят, но не так быстро, как хотелось бы. Сдерживают сотрудников налоговых органов и опасения, что со стороны правоохранительных органов им могут быть предъявлены обвинения в том, что они не отстаивают должным образом государственные интересы при снижении объема налоговых претензий. Такая проблема действительно существует, и баланс в этой сфере еще только предстоит найти.
     
- В Госдуме на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в НК РФ в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Что в связи с этим ожидает налогоплательщиков?
     
- В данном законопроекте много технических и процедурных моментов, но есть и два существенных, на которых стоит остановиться подробнее.
Во-первых, предпринята попытка превратить механизм предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов из номинального в реальный и действенный. Для этого уточняются как основания предоставления отсрочек, так и порядок их подтверждения. Например, сегодня основанием для предоставления налогоплательщику отсрочки является угроза его банкротства при единовременной уплате всех начисленных ему налогов. При этом, однако, в России нет государственного органа, уполномоченного подтвердить действительное существование такой угрозы. Не наделены такими полномочиями и налоговые органы. В то же время именно на них возложена обязанность представлять интересы государства в делах о несостоятельности (банкротстве). В сложившихся условиях логично было бы наделить налоговые органы правом самим анализировать финансовое состояние налогоплательщика, оценивать риски и принимать решение о предоставлении отсрочки или об отказе в этом.
Решение об отсрочке в большинстве случаев не может быть обязательным для налоговых органов, и в любом случае оно не должно приниматься в отношении налогоплательщика, не имеющего шансов исправить свое критическое положение в разумные сроки. Задача государства - помочь преодолеть временные трудности, а не "продлить агонию".
Во-вторых, законопроект должен расширить возможности использования инвестиционного налогового кредита (ИНК), в настоящее время маловостребованного.
Налогоплательщик, инвестирующий в развитие производства, его модернизацию, НИ-ОКР, создание рабочих мест для инвалидов, природоохранные мероприятия и т.д., имеет возможность перенести уплату некоторых налогов (прежде всего на прибыль и имущество) на более поздние сроки, заключив соответствующий договор с налоговым органом.
Сегодня действует норма, ограничивающая сумму ИНК 30% расходов на перечисленные цели. Мы предлагаем увеличить этот норматив до 100%. Одновременно появилась возможность предельно упростить доступ к ИНК, предоставив региональным органам власти или специально созданным ими агентствам право принимать окончательное решение об ИНК. За налоговыми органами останется оформление договоров с налогоплательщиками и контроль над выполнением их условий. В результате поправок механизм ИНК может стать заметной поддержкой регионам в деле развития собственного производственного и научного потенциала, модернизации экономики.
     
 - Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ определено также, что установленные НК РФ ставки транспортного налога могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (до внесения изменений - не более чем в пять раз). Чем обусловлены данные изменения?
- Поправки в НК РФ расширяют полномочия субъектов РФ в установлении ставок транспортного налога, поступающего в территориальные бюджеты. Это одна из мер, с помощью которых Правительство предложило увеличить доходы бюджетной системы в условиях кризиса. Другие меры - повышение акцизов (на сигареты, пиво и слабый алкоголь) в размере, существенно превосходящем уровень инфляции, а также размеров государственной пошлины, не пересматривавшихся с 2003 года.
     
 - В конце января глава налогового департамента Минфина России Илья Трунин заявил, что не должно идти речи о снижении налоговой нагрузки. Более того, существует риск, что в определенный момент будет ставиться задача поднять ставки определенных налогов. Речь идет, видимо, о ситуации существенного сокращения доходов. "Определенные" налоги, которые может ждать повышение, - это какие?
- В течение 10 лет мы последовательно снижали налоги, создавая благоприятные условия для развития российской экономики. Не останавливаясь на перечислении конкретных мер, назову несколько цифр. За последние пять лет налоговая нагрузка снижена почти на 4% ВВП, по итогам 2009 года она составила 30,3% ВВП. При этом 9,1% ВВП дали экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, уплаченные в основном нефтяной и газовой отраслями, на которые падает гораздо более высокая по сравнению с другими секторами экономики фискальная нагрузка. Приведенные цифры позволяют утверждать: большинство российских субъектов экономической деятельности платит небольшие налоги. Ситуация изменится в 2011 году, когда вступят в силу отложенные решения по увеличению ставок страховых взносов, введенных вместо ЕСН.
Проводя политику снижения налогов, государство в период благоприятной мировой конъюнктуры не испытывало недостатка в финансовых ресурсах и резко наращивало бюджетные расходы, большинство из которых имеет длящийся характер. Хорошие времена прошли, а обязательства и "аппетит" остались.
В условиях дефицита при проведении ответственной бюджетной политики мы неизбежно должны ответить на вопрос: собираемся ли мы сокращать дефицит бюджета? Если да, то с какой скоростью и каким образом? Вариантов не так много: надо либо сокращать расходы, либо увеличивать доходы бюджетной системы, формируемые в основном за счет налогов. Возможна и комбинация этих двух мер. Конечно, какие бы решения ни были приняты, они чрезвычайно болезненны, а потому политически непривлекательны.
Сегодня Правительство не готово увеличивать налоги, поэтому никакие предложения в этом направлении не рассматриваются. Однако не исключено, что набранные обязательства потребуют вернуться к этой теме. Тогда придется выбирать, какие налоги можно повысить с наименьшими потерями для экономики в целом.
С моей точки зрения, наименее болезненным было бы повышение НДС. В условиях кризиса некоторые государства пошли именно на такие меры (например, Чехия, Беларусь и Латвия).
     
- Сергей Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, об Основных направлениях налоговой политики на ближайшие три года? Какие налоговые нововведения следует ожидать бизнесу?
- Нововведений запланировано немало. Некоторые из них давно обсуждаются и сейчас в Думе выходят на "финишную прямую". Так, в весеннюю сессию планируется принять новый раздел НК РФ, посвященный трансфертному ценообразованию.
На подходе законопроект, разрешающий консолидацию налогоплательщиков в целях налога на прибыль. Большой блок предложений связан с поддержкой инновационной активности предприятий, хотя здесь еще предстоит большая работа, обусловленная недостаточной определенностью основных понятий и, соответственно, трудностями, связанными с идентификацией получателей налоговых преференций и механизмами их предоставления.
Из всех предложений выделю меры по снижению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий налогоплательщиков. В силу закона недополученные Пенсионным фондом РФ доходы должны будут полностью компенсированы за счет федерального бюджета. В льготные категории могут попасть компании, производящие программные продукты для внешнего и внутреннего рынков, резиденты технико-внедренческих зон, малые предприятия, создаваемые вузами для продвижения новых научных и технических разработок. Менее жесткий, чем для остальных налогоплательщиков, переходный период по страховым взносам возможен для СМИ.
Кроме того, предлагается освободить на три года от налога на имущество энергоэффективное оборудование, завершить реформу амортизации.
Традиционно будут проиндексированы акцизы, причем на алкоголь и сигареты - снова в размерах, превышающих инфляцию. Предусматривается реформирование налогообложения добычи природных ресурсов, особенно нефти.
Более подробно о проекте Основных направлений налоговой политики можно узнать на сайте Минфина России.

Беседовала главный редактор журнала "Налоговый вестник" Елена Букач