Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Курс на реформирование, упрощение, прозрачность

Курс на реформирование, упрощение, прозрачность

На коллегии Минфина России, посвященной основным направлениям налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов, министр финансов А.Л. Кудрин указал на необходимость формирования посткризисной модели управления российской экономики на ближайшие три года. Налоговая система должна одновременно стимулировать экономику и обеспечивать устойчивость федерального бюджета. В этих целях необходимо принять комплексные меры, в т.ч. использовать методы налогового стимулирования. Какие налоговые нововведения следует ожидать бизнесу? Чем обусловлены данные изменения?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить статс-секретаря — заместителя министра финансов Сергея Дмитриевича Шаталова
.

Сергей Дмитриевич, предложение министра финансов А.Л. Кудрина о повышении в 2011–2012 годах совокупного размера ставок страховых взносов во внебюджетные фонды не до 34, а до 32% — пока только идея? Или уже готовятся соответствующие поправки? Согласны ли с таким предложением коллеги из других министерств, в частности Минздравсоцразвития?

Пока это только предложения Минфина России, поддержанные Минэкономразвития. Мы полагаем, что до тех пор пока не будут досконально проработаны все детали предстоящей реформы системы медицинского страхования, преждевременно увеличивать взносы работодателей на эти цели. По нашим оценкам, такое решение стоит около 230 млрд руб., и сегодня их правильнее оставить у предприятий, а не изымать без ясного понимания, на что они будут потрачены. Вряд ли увеличение расходов на медицину без ее кардинального реформирования целесообразно.
Минздравсоцразвития придерживается иной позиции, настаивая на запланированном повышении.
Первое обсуждение этого вопроса у Председателя Правительства уже состоялось. Окончательное решение отложено до середины апреля, с тем чтобы стороны попробовали договориться.

Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ в гл. 21 Налогового кодекса РФ установлено право налогоплательщика на зачет (возврат) НДС, заявленного в декларации к возмещению, до завершения ее камеральной проверки. Конечно, проще зачесть или возвратить налог будет крупным компаниям. Не пострадает ли в этой ситуации малый и средний бизнес?

Это не первый и не последний шаг на пути решения задачи упрощения процедуры и сокращения сроков возмещения НДС. Естественно, упрощая жизнь налогоплательщикам, мы хотели бы минимизировать риски, связанные с незаконным возмещением налога, в т.ч. с использованием фирм-однодневок.
Чтобы свести риски к минимуму, были выделены две категории налогоплательщиков: во-первых, крупные и надежные, существующие не первый год и исправно платящие налоги предприятия, и, во-вторых, организации, получившие гарантию надежного банка, готового взять налоговые риски на себя. Таким налогоплательщикам государство обеспечивает предельно комфортные условия: возмещение заявленного НДС в течение 12 дней, еще до завершения камеральной проверки, с возможным перерасчетом по итогам проверки.
Каких бы то ни было ужесточений, дополнительных требований или усложнения процедур для всех других налогоплательщиков закон не предусматривает, поэтому не вижу, как от новых правил может пострадать малый или средний бизнес. Разве что надежные налогоплательщики за счет ускорения процедур возмещения получат определенные конкурентные преимущества по сравнению с теми, за кого не готовы поручиться банки. Но так ли это плохо? Если в результате бизнес будет продвигаться к большей прозрачности, это можно только приветствовать.

Следующий вопрос касается электронных счетов-фактур, о введении которых говорится давно (в Думу даже был внесен соответствующий законопроект от «Единой России»). Когда же электронные счета-фактуры получат путевку в жизнь?

Думаю, это вполне реально уже с 2011 года. Мы совместно с бизнесом провели эксперимент — своего рода пилотный проект, который показал хорошие результаты. А возникшие технические вопросы вполне решаемы.
Возможно, для окончательного и повсеместного перехода на счета-фактуры в электронном виде с полным отказом от документов на бумажных носителях потребуется два-три года, но стартовать нужно как можно быстрее.

Вот уже больше года действуют нормы досудебного урегулирования налоговых споров, закрепленные в части первой НК РФ. Можно уже подвести какие-то итоги? Успешно работает данный механизм или необходимо внести определенные коррективы в Кодекс?

Федеральная налоговая служба оценивает результаты как однозначно позитивные. Досудебным урегулированием в налоговых органах занимаются специальные аудиторские подразделения. Такая организация позволяет освободить сотрудников, проводивших проверку и предъявлявших претензии, от рассмотрения спорных вопросов и передать их другим сотрудникам, заинтересованным не столько в защите «чести мундира», сколько в формировании позиции, которую потом можно успешно защищать в суде.
Налогоплательщики менее оптимистичны в оценке нового механизма, указывая на многочисленные случаи формального рассмотрения возражений на акты налоговых проверок.
Думаю, правы обе стороны. Изменения в лучшую сторону происходят, но не так быстро, как хотелось бы. Сдерживают сотрудников налоговых органов и опасения, что со стороны правоохранительных органов им могут быть предъявлены обвинения в том, что они не отстаивают должным образом государственные интересы при снижении объема налоговых претензий. Такая проблема действительно существует, и баланс в этой сфере еще только предстоит найти.

Сергей Дмитриевич, когда будут одобрены Основные направления налоговой политики на ближайшую трехлетку — 2011–2013 годы? Каких налоговых нововведений следует ожидать бизнесу?

Видимо, в середине апреля. Нововведений запланировано немало. Некоторые из них давно обсуждаются и сейчас в Думе выходят на «финишную прямую». Так, в весеннюю сессию планируется принять новый раздел НК РФ, посвященный трансфертному ценообразованию. На подходе законопроект, разрешающий консолидацию налогоплательщиков в целях налога на прибыль. Большой блок предложений связан с поддержкой инновационной активности предприятий, хотя здесь еще предстоит большая работа, обусловленная недостаточной определенностью основных понятий и, соответственно, трудностями, связанными с идентификацией получателей налоговых преференций и механизмами их предоставления.
Из всех предложений выделю меры по снижению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий налогоплательщиков. В силу закона недополученные Пенсионным фондом РФ доходы должны будут полностью компенсированы за счет федерального бюджета. В льготные категории могут попасть компании, производящие программные продукты для внешнего и внутреннего рынка, резиденты технико-внедренческих зон, малые предприятия, создаваемые вузами для продвижения новых научных и технических разработок. Менее жесткий, чем для остальных налогоплательщиков, переходный период по страховым взносам возможен для СМИ.
Кроме того, предлагается освободить на три года от налога на имущество энергоэффективное оборудование, завершить реформу амортизации. Традиционно будут проиндексированы акцизы, причем на алкоголь и сигареты ― снова в размерах, превышающих инфляцию. Предусматривается реформирование налогообложения добычи природных ресурсов, особенно нефти. Более подробно о проекте Основных направлений налоговой политики можно узнать на сайте Минфина России.

Полное интервью читайте в журнале «Налоговый вестник» № 4’2010