Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Законопроект о трансфертном ценообразовании вводит принцип презумпции виновности

На состоявшемся 28 января 2010 года заседании комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике обсуждался проект закона о трансфертном ценообразовании, который скоро будет вынесен на рассмотрение в Госдуму. Заместитель председателя комитета А.В. Тихоновский сказал, что не согласен с отдельными положениями законопроекта. По его мнению, для оценки качества предложенного законопроекта ключевым является вопрос о международной гармонизации механизмов налогового контроля над трансфертным ценообразованием: «У стран ОЭСР есть не только практика налогового контроля в этой сфере, но и большая методическая и методологическая основа для этого». Сводный список возникающих с введением в действие нового законодательства проблем, составленный на основе отзывов членов РСПП, представил специалист бюджетного и налогового комитета союза Сергей Савченко. По его мнению, «предложенный Минфином законопроект фактически вводит принцип презумпции виновности налогоплательщиков». «Именно на компании возложена обязанность доказывать свою правоту, а налоговики только будут решать, принимать эти доказательства или применять санкции», — обратил внимание эксперт. Представители бизнеса обращают внимание на разный уровень доступа к информации о сделках у налоговиков и налогоплательщиков. Налоговые органы в рамках контрольных проверок могут получать значительный объем информации о сделках. Налогоплательщики же при заключении соглашений изначально доступа к этой информации не имеют. Поэтому понять, как будет рассчитан интервал цен, признаваемых рыночными, можно будет только по результатам проверки налоговых органов. На заседании был заслушан и обсуждался доклад «Модель рыночного трансфертного ценообразования, приемлемого для целей налогообложения» (авторы — А.В. Тихоновский, Ю.А. Кузин). Острая необходимость в разработке Модели продиктована тем, что действующие ныне правила определения рыночных цен сформулированы так, что контрольным (налоговым) органам затруднительно, а зачастую просто невозможно применить их на практике. В то же время современная логистика категорически требует достаточно строгого инструмента для управления информационными потоками. Иначе и быть не может, ибо управлять можно лишь тем, что возможно измерить. Поэтому для разработанной Модели определена вполне ясная и давно назревшая цель — внедрение в практику контроля инструмента, обеспечивающего: 1) определение рыночной цены для целей налогообложения; 2) недопущение потерь бюджета от использования трансфертных цен; 3) противодействие применению этих цен в целях неоправданной минимизации налогов. В ходе обсуждения структуры и содержания указанной Модели участниками заседания было высказано настоятельное пожелание выполнить масштабную работу по верификации модели и тестированию ее на реальной информации. С этой целью предложено выполнить силами РСПП НИР «Построение адекватной модели трансфертного ценообразования для налогового контроля на основе интерквартильного диапазона статистической выборки с Гауссовским распределением рыночных цен». С учетом поступающих предложений от членов РСПП по уточнению данного законопроекта необходимо: установление переходного периода, за который налогоплательщикам не производится доначисление налогов, пеней и штрафов за неправильное применение цен для целей налогообложения. В рамках переходного периода будет возможно провести дополнительный анализ и тестовые исследования в вертикально интегрированных компаниях в разных отраслях промышленности (ТЭК, металлургия, трубная, атомная промышленность и др.) по эффективности предложенных положений законопроекта при осуществлении налогового контроля над трансфертным ценообразованием. Комитет РСПП по бюджетной и налоговой политике считает, что обсуждение законопроекта о трансфертном ценообразовании необходимо рассматривать одновременно с законопроектом о консолидированной группе налогоплательщиков.