Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Повышение прозрачности российского бизнеса и деофшоризация: возможности и вызовы

Повышение прозрачности российского бизнеса и деофшоризация: возможности и вызовы В  рамках Недели российского бизнеса, организованной РСПП, состоялась ежегодная налоговая конференция «Повышение прозрачности российского бизнеса и деофшоризация: возможности и вызовы».

На конференции обсуждались вопросы  деофшоризации российской экономики, снижения уровня фискальной нагрузки, защиты прав собственности, совершенствования налогового администрирования и другие.

Спикерами мероприятия стали Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Даниил Егоров, руководитель рабочей группы по дорожной карте «Совершенствование налогового администрирования» Борис Нуралиев, партнер PwC Михаил Филинов, генеральный директор службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Сергей Яковлев, председатель совета директоров компании «Такском» Александр Меликджанян, заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Модератором дискуссии выступила руководитель департамента бизнес-программ «Russia Today» Оксана Деревянко.

Президент РСПП Александр Шохин обозначил основные направления, которые необходимо развивать для стимулирования выбора российской юрисдикции. Среди главных условий для этого он назвал сокращение налогового бремени, повышение эффективности судебной системы и гражданско-корпоративного законодательства. В частности, была отмечена целесообразность снижения нагрузки по обязательным страховым взносам на социальное страхование, страхование ответственности владельцев опасных объектов, а также введения универсальных налоговых льгот для стимулирования технологической модернизации по примеру существовавшей ранее инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

В отношении законодательных инициатив по деофшоризации российской экономики было предложено придерживаться сбалансированного подхода, включающего не только санкции. «Совсем не обязательно добиваться запрета на регистрацию компаний за пределами России. Важно, чтобы от экономической деятельности, ведущейся в России, независимо от регистрации тех или иных структур, налоги поступали в российский бюджет», - заявил А.Шохин.

Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов также коснулся основных положений готовящегося закона о деофшоризации бизнеса. По словам господина Шаталова речь идет о применении международных практик, например ОЭСР, но с российскими особенностями. В рамках разрабатываемого Минфином законопроекта о деофшоризации, который планируется разместить для общественного обсуждения в ближайшее время, предусматривается введение понятия резидентства для юридических лиц по признаку управления, а также налогообложение нераспределенной прибыли российских собственников компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях. При этом ключевое значение имеет эффективное администрирование и обмен информацией. В частности, речь идет предстоящей ратификации Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, трансформации соглашений об избежании двойного налогообложения и заключении соглашений об обмене информацией с остальными государствами.

Также были затронуты вопросы развития особых экономических зон Дальнего Востока, экономических аспектов взаимодействия с Крымом, введения налогов на недвижимое имущество физических лиц и контроля деятельности иностранных компаний на территории России.

Сергей Шаталов заявил, что Минфин предлагает плавно, в течение нескольких лет сокращать льготы по налогу на недвижимость физлиц, соответствующая инициатива будет закреплена в проекте основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы. «Мы предлагаем мягкий вариант, состоящий в том, чтобы эти льготы, которые установлены на федеральном уровне, сохранить на длительный срок до 2018-2020 годов, правда, несколько сократив их», - сказал Шаталов, уточнив, что речь идет о понижающих коэффициентах, которые будут увеличиваться в течение нескольких лет. Он также напомнил, что в настоящее время льготы по налогу на имущество предоставляются гражданам вне зависимости от количества объектов, которыми они владеют. «Мы предлагаем сократить эти льготы до одного объекта, который они выберут самостоятельно», - пояснил Шаталов.

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков отметил, что сегодня не созданы условия для эффективной борьбы с офшорами: необходимо улучшить среду для развития бизнеса и совершенствовать налоговое законодательство. «Бизнес уходит в налоги не только из-за желания сэкономить, но и чтобы обезопасить себя, поскольку подчас незначительные налоговые нарушения классифицируются как преступления», - заявил С.Беляков.

«С офшоризацией, безусловно, надо бороться. Для того чтобы поставить какие-то барьеры на пути движения капитала в офшоры, необходимо обеспечить сначала конкурентную среду, нормальные условия для ведения бизнеса, осуществления финансовых операций в РФ. Пока, мне кажется, такие условия не обеспечены», - полагает Беляков. «Суды, корпоративное законодательство, правоприменение - вот три ключевых фактора, которые просто заставляют бизнес использовать офшоры. Без ответа на эти три ключевые вопроса все остальные меры являются неэффективными», - заключил он.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Даниил Егоров заметил, что бизнес стал более прозрачным, чем он был еще несколько лет назад. Однако все еще актуально совершенствование прозрачности как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов.
Партнер PwC Михаил Филинов обратился к мировому опыту деофшоризации экономики. В частности, он рассмотрел политику в этой сфере, применяемую в Великобритании, США, Голландии с поправкой на российский опыт.

Председатель совета директоров компании «Такском» Александр Меликджанян остановился на вопросах повышения прозрачности компаний в России, в том числе с использованием электронного документооборота.

Вопросы реализации дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», а также возможность ее уточнения, были затронуты в выступлении Бориса Нуралиева.

Одним из наиболее сложных вопросов в рамках деофшоризации является идентификация конечных бенефициаров. О различных механизмах и аспектах поиска такой информации подробно рассказал в своем выступлении генеральный директор службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Сергей Яковлев.

Итоги дискуссии подвел заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев, который, в частности, отметил необходимость четкого определения и единого понимания целей и задач предстоящей деофшоризации, а также поставил вопрос о необходимости проведения анализа итогов работы по деофшоризации, которая была проведена в 2011-2012 гг.