Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О введении «офшорного налога»

О введении «офшорного налога» В Совете Федерации состоялись парламентские слушания, посвященные деофшоризации российской экономики. Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, открывая мероприятие, отметил, что в прошлом году 42 процента внешнеторгового оборота Российской Федерации (321,2 миллиарда долларов США) проходило через офшорные зоны.

Еще одна тема слушаний – финансовый результат, который был получен после введения в действие законодательства о трансфертном ценообразовании. Состав участников слушаний подтверждает важность рассматриваемых тем: помимо членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в мероприятии приняли участие представители более 20 субъектов Федерации, 28 представителей федеральных Министерств и ведомств – всего более 90 человек.

Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин в своем докладе сделал вывод о том, что большая часть крупных и мелких российских предприятий использует офшорные зоны в своей деятельности. «Например, только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний. В стране сложился целый рынок по продаже офшорных компаний: стоимость услуг – от 550 до 1 800 долларов США».

По словам аудитора, главные причины ухода российского бизнеса в офшоры – несовершенство законодательства и судебной системы, незащищенность прав собственности, неблагоприятный инвестиционный климат, неразвитость фондового рынка, а также стремление компаний минимизировать свои налоговые обязательства. «Практика использования офшорных компаний крайне разнообразна, насчитывается несколько десятков схем оптимизации. Деятельность коммерческих организаций в офшорной зоне позволяет уменьшить налог на прибыль, полученную вне территории офшора, и избежать налогообложения при ведении международного бизнеса».

По словам Сергея Штогрина, в пятерку лидеров по офшорным операциям входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, Британские Виргинские острова.

Аудитор обратил внимание и на другую проблему: «участники внешнеэкономической деятельности часто используют договоры, по которым обязательства по поставкам товаров или услуг намеренно не исполняются. В 2012 году по таким сделкам не поступил товар на 74 миллиарда рублей, за 9 месяцев – на 58,7 миллиарда рублей. Как правило, такие контракты заключаются с фирмами-однодневками».

Заместитель Министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил об опасности так называемого «двойного неналогообложения». «Все это подрывает справедливость и целостность налоговой системы, искажает справедливую конкуренцию. Это приводит к недополучению средств в бюджеты, подрывает легитимность власти». Он призвал как можно скорее ратифицировать Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по взаимной помощи в сборе налогов, поскольку это позволит обмениваться налоговой информацией с соответствующими службами стран, входящих в офшорные зоны.

Заместитель Министра предложил ввести институт резидентства в отношении компаний, работающих в России, но зарегистрированных за рубежом. Это позволит взимать с таких компаний российские налоги.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Алексей Оверчук сказал, что глобализация вызвала изменение модели ведения бизнеса, которая часто нацелена на агрессивное налоговое планирование. «В условиях «цифровой экономики» международная система налогообложения, сложившаяся еще в начале ХХ века, не соответствует темпам развития общества. Это понимают лидеры государств «большой восьмерки» и «большой двадцатки». В ближайшие два-три года на международном уровне будут приняты решения, которые окажут значительное влияние на развитие системы налогообложения в международном масштабе. Особое внимание следует уделить транснациональным корпорациям, которые выводят в офшоры многие миллиарды долларов».

По словам Алексея Оверчука, сейчас меняется основной принцип международного налогообложения: если ранее оно строилось на избежании двойного налогообложения, то теперь главным становится вопрос об избежании двойного неналогообложения.

Говоря о проблеме трансфертного ценообразования, заместитель руководителя ФНС отметил необходимость увеличить штрафы за неуведомление налоговых органов о совершении контролируемых сделок в рамках трансфертного ценообразования. Согласно действующему законодательству, сотрудники налоговой службы могут запрашивать от налогоплательщиков дополнительную информацию по таким сделкам, а затем могут принять решение о начале проверок обоснованности трансфертных цен. «Налоговыми органами выявляются схемы уклонения от налогообложения и занижение контрактных цен при осуществлении внешнеторговых операций через низконалоговые юрисдикции. В то же время выявление подобных нарушений осложнено одним из основных принципов офшорной зоны – отсутствием прозрачности информации о бенефициарных владельцах».

Участники слушаний отметили, что схемами налоговой оптимизации пользуются и крупнейшие налогоплательщики России. Так, экспорт нефти является самой доходной частью российского бюджета. Однако действующая система налогообложения позволяет вертикально интегрированным нефтяным компаниям минимизировать свои налоговые обязательства путем реализации добытой нефти по внутрикорпоративным ценам, значительно заниженным по сравнению с ее реальной рыночной стоимостью. Так, например, добываемая нефть реализуется нефтяными компаниями своим дочерним предприятиям по заниженной внутрикорпоративной цене, после чего указанные объемы нефти этими дочерними предприятиями транспортируются и продаются за границу через фирмы, зарегистрированные в офшорных зонах по мировым ценам. Заработанная таким образом прибыль оседает в офшорных зонах, что причиняет ущерб государственным интересам.

Серьезному обсуждению подвергся вопрос установления так называемого «налогового барьера» или «офшорного сбора» – прямого налога на операции с офшорными компаниями, уже применяемого многими странами.

Участники парламентских слушаний рекомендовали законодательно закрепить понятие «офшорная зона» и критерии отнесения к ним государств. Необходимо также обязать хозяйствующие субъекты раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании, ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала.

Счетной палате предлагается провести аудит двухсторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Кроме того, необходимо активное участие Российской Федерации в международных организациях, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования.

Признано нецелесообразным оказывать государственную поддержку российским организациям, использующим схемы агрессивной минимизации налогообложения. Необходимо начать работу по заключению межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами Российской Федерации и компетентными органами офшорных государств, а также по созданию механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах.

МВД России, Следственному комитету и Федеральной налоговой службе предложено сформулировать уточнения в статью 199 Уголовного кодекса, расширяющих ответственность юридических лиц за уклонение от налогов посредством использования офшорных схем.

Совету Федерации необходимо проработать последствия распространения понятия «злоупотребление правом» на сделки, совершенные с целью применения трансфертного ценообразования с участием офшорных компаний и фирм-однодневок.

Источник: council.gov.ru