Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

«Антиотмывочный» законопроект нуждается в существенной доработке

«Антиотмывочный» законопроект нуждается в существенной доработке 14 февраля 2013 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики. Тема заседания - «Инвестиционный климат в России: курс на деоффшоризацию и его влияние на налоговые риски бизнеса» - была связана прежде всего с проектом закона №196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
В мероприятии приняли участие собственники и руководители ведущих российских и иностранных компаний, члены профильных комитетов и департаментов Торгово-промышленной палаты РФ и других деловых общественных организаций, представители государственных органов, эксперты, представители СМИ. Представители Издательского дома "Налоговый вестник" также приняли участие в этом мероприятии.
Напомним, «антиотмывочный» законопроект стал ответом правительства на указ президента РФ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», подписанный им в день своего вступления в должность 7 мая 2012 года. Законопроектом №196666-6 предлагаются поправки в Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие с целью предотвращения выявления и пресечения незаконных финансовых операций. Рассмотрение законопроекта Госдумой в первом чтении должно состояться в 20-х числах февраля.
Открывая заседание, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин, возглавляющий рабочую группу, в качестве конкретных шагов по деоффшоризации российской экономики эксперт привел развитие сотрудничества с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), куда Россия входит, и ОЭСР, куда наша страна стремится. Также создана рабочая группа по выводу российской экономики из оффшоров под руководством помощника Президента РФ Эльвиры Набиуллиной. Четырьмя приоритетами ее работы, по сведениям Павла Гагарина, обещают стать внедрение налоговых льгот, усиление защиты прав собственности, повышение гибкости законодательства и развитие рынка капитала.
Комментируя «антиотмывочный» законопроект, Павел Гагарин обозначил позицию рабочей группы: реализация отдельных его положений может способствовать борьбе с уклонением от уплаты налогов с использованием «фирм-однодневок и препятствовать незаконному вывозу капитала, однако ряд других положений может принести негативный эффект, не совпадающий с генеральной задачей по возврату в Россию незаконно выведенных денежных средств, а также создаст предпосылки для коррупции.
«Предлагаемые законопроектом №196666-6 изменения содержат в себе серьезные налоговые риски для добросовестных налогоплательщиков. Среди этих рисков – зависимость добросовестных налогоплательщиков от своих контрагентов, которые могут быть «недобросовестными», необоснованная приостановка операций по счетам, возможности раскрытия банковской тайны и злоупотреблений при камеральных налоговых проверках. Поэтому законопроект требует существенной корректировки», - сказал председатель совета директоров компании «Градиент Альфа».
Заместитель председателя Экспертного налогового совета ТПП РФ Дмитрий Фадеев в своем выступление напомнил, что несколько лет назад был также принят знаковый для бизнеса 137-й федеральный закон, который ограничил полномочия налоговых органов при проведении проверок бизнеса. Сейчас существуют опасения, что в случае принятия проекта «пяти шестерок» может произойти возврат назад от тех договоренностей по модели взаимоотношений бизнеса и власти в налоговой сфере, которые были достигнуты ранее.
«Законопроектом предлагается предоставить налоговому органу право потребовать у налогоплательщика пояснения причин полученного им убытка, а также истребовать документы, подтверждающие объем понесенного убытка. Данная норма носит неопределенный характер, поскольку неясно, какой убыток имеется в виду: убыток по данным бухгалтерского учета или убыток по данным налогового учета, - обратил внимание Дмитрий Фадеев.
«Изменения, которые законопроектом предполагается внести в Налоговый кодекс, перекладывают негативные последствия недобросовестности контрагентов на налогоплательщиков, совершивших реальные хозяйственные операции, не преследовавших цель получения необоснованной налоговой выгоды и проявивших должную осмотрительность при выборе контрагента, - утверждает юрист правового департамента ОАО «ГМК «Норильский Никель» Татьяна Панарина. - Предлагаемые законопроектом поправки к статье 49 НК РФ приведут к изменению порядка взыскания требований кредиторов ликвидируемой организации. Сейчас этот порядок регулируется статьей 64 ГК РФ, согласно которому в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, а уже потом производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Такая очередность удовлетворения требований установлена в целях первоочередной защиты интересов наименее защищенных категорий кредиторов. Предлагаемое изменение нарушит баланс интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и поставит налоговые органы в преимущественное положение по сравнению с наименее защищенными категориями кредиторов, чьи требования не подтверждены исполнительными документами».
Замечания к законопроекту №196666-6 руководителя аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа», члена рабочей группы Татьяны Ильиновой касались расширения полномочий налоговых органов в части блокировки счетов налогоплательщиков и предоставления дополнительных оснований для применения расчетного метода доначисления налогов, предусмотренных статьей 7 Законопроекта.
«Предусмотренная законопроектом возможность блокировки счетов вследствие возврата почтовых отправлений фактически ставит в зависимость использование личных средств налогоплательщиков от функционирования почтовых отделений. Норма не учитывает, что отправленная по почте корреспонденция налоговой службы может быть не доставлена или задержана по независящим от налогоплательщика причинам,   отметила Татьяна Ильинова. - Налоговое законодательство не должно содержать нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщика за неполучение по уважительным причинам почтовых отправлений налогового органа. Блокировка банковских счетов компаний должна рассматриваться исключительно как обеспечительная мера. Кроме того, если банковские организации обяжут предоставлять информацию по депозитам и счетам, они будут нести постоянные операционные расходы, возникнут издержки, которые лягут на конечного потребителя из повышения тарифов на банковские услуги».
Юрист департамента комплаенс финансовой корпорации «Открытие» Сергей Хорев указал на то, что предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» повлекут за собой значительное увеличение технологических расходов кредитных организаций. «Исполнение требований, внесенных в закон №115-ФЗ, влечет за собой новые функции для работников банка. В частности, банкам придется разрабатывать технологию и внедрять процесс выявления операций, подлежащих обязательному контролю, установления и идентификации бенефициарных владельцев и т.п. Это повлечет за собой существенное увеличение расходов кредитных организаций на осуществление контроля», - предостерег Сергей Хорев.
«Ряд положений «антиотмывочного» законопроекта направлен на существенное ограничение прав граждан и организаций на соблюдение кредитными организациями банковской тайны, - подчеркнула директор по стратегическому развитию АКГ «Градиент Альфа» Светлана  Тищенко. - Эти нормы могут привести к несбалансированности прав налогоплательщиков и налоговых органов и создадут предпосылки для нарушений прав граждан, а также избыточную бюрократическую нагрузку на них».
По итогам заседания была принята сводная позиция бизнеса и ТПП РФ по проекту федерального закона № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Документ, учитывающий замечания и предложения бизнес-сообщества, передан в профильные министерства и ведомства, а также в Госдуму. Руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного налогового совета ТПП РФ, председатель совета директоров «Градиент Альфа» Павел Гагарин рассчитывает, что депутаты учтут при рассмотрении законопроекта материалы, подготовленные экспертами.

Источник:http://www.nalvest.ru