Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности дотационной политики России

Особенности дотационной политики России

По сведениям Минрегиона, в почти 60 субъектах РФ темпы роста доходов консолидированных региональных бюджетов были ниже, чем в среднем по России, и только в 25 субъектах – выше.

То есть разрыв между обеспеченными и необеспеченными регионами растет. Эксперты отмечают, что  бюджетные доходы каждого региона обязательно включают в себя субсидию, называемую «безвозмездными поступлениями» из «центра». В 2012 г. распределению между субъектами подлежит примерно 2 трлн рублей. Кроме того, существуют налоговые послабления для отдельных  регионов, федеральные целевые программы, есть федеральное дорожное строительство, а также огромные государственные заказы, даваемые региональным предприятиям ВПК. По имеющимся данным, суммарный объем распределяемых в регионах денег достигает  6 трлн рублей, а это больше половины всех федеральных расходов. В среднем по России «безвозмездные поступления» составляют 23% доходов региональных бюджетов. При этом доли федеральных субсидий в бюджетах кавказских регионов, в частности Чечни и Дагестана, составляют соответственно 87% и 74%. Как считают эксперты, в том числе за счет дотаций идет обустройство кавказских столиц и чиновничьего аппарата, зарубежных поездок,   финансирование национальной культуры, спорта, религиозных мероприятий, переоснащение национальной полиции. Достаточно привести примеры «Анжи» и «Терека», которые, представляя не футбольные центры страны, в последние годы достигли значительных спортивных «результатов».  Как считают эксперты, сложившаяся практика обеспечивает лояльность местного населения и элит к центральной власти, что, в частности, раз за разом демонстрируют итоги волеизъявлений в Кавказских регионах. Подобные «бюджетные» контракты неформально заключены и с главными автономиями Поволжья – Татарстаном и Башкортостаном, многолюдными, богатыми нефтью и экономически достаточно крепкими. Правда, их субсидирование осуществляется больше косвенно – через налоговые преференции и прочие уступки.

Однако такого рода региональная  бюджетная политика властей стала уже притчей во языцех. Более  70% субъектов РФ – большинство областей центральной России, Урала, Поволжья и Сибири – чувствуют себя ущемленными и все решительнее дают это понять. Такое положение дел вызывает серьезные недовольства в других российских регионах, ведет к нарастанию межрегиональных и межнациональных противоречий, напрямую угрожает территориальной целостности и национальной безопасности страны. По мнению эксперта Федора Пашина, в национальных территориях, по аналогии со временами СССР, возникает иллюзия того, что экономический рост и повышение благосостояния населения связаны исключительно с национальной природой государственности региона. В то время как в других регионах считают, что распределение бюджета по национальному признаку противоречит принципам справедливости и равенства в социально-экономическом развитии, ущемляет права нетитульных народов, наконец, не соответствует положениям российской Конституции.

Складывающаяся обстановка самым негативным образом влияет на развитие бизнеса, создание в стране  конкурентной среды, равных условий для продвижения на рынках товаров и услуг, приводит к вытеснению «нетитульных» бизнес-структур из отдельных национальных регионов. По оценкам объединений предпринимателей, без  урегулирования такого рода ситуации российский бизнес не сможет развиваться успешно, прозрачно и  легитимно.

Источник: ТПП-Информ