Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Госдума раздвинула рамки упрощенного арбитража

Госдума раздвинула рамки упрощенного арбитража

Госдума приняла вчера в первом чтении законопроект о существенном расширении практики упрощенного арбитражного судопроизводства, по которой дела рассматриваются без присутствия сторон и в сокращенные сроки. Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов рассчитывает, что доля "упрощенных" дел поднимется с нынешних 1,5% до 30-40% от общего числа тяжб и это снизит нагрузку на судей. Оппозиционные фракции раскритиковали новации, заявив, что разгрузка судов произойдет за счет ущемления прав граждан. Правительство в своем положительном заключении на проект де-факто поддержало большинство претензий к нему.

Законопроект о правке Арбитражно-процессуального кодекса (АПК) ВАС подготовил с подачи президента, в декабре 2010 года поручившего оптимизировать нагрузку на судей. Представивший проект Госдуме глава ВАС Антон Иванов заявил, что цель правки — разгрузить суды "от мелких и несущественных дел": "В ряде судов нагрузка запредельна — к примеру, в арбитражном суде Москвы в 2011 году она составила 97 оконченных дел на одного судью в месяц". Антон Иванов напомнил, что статьи об "упрощенке" есть в действующем АПК, но на практике они применяются все реже. Сейчас доля дел, рассмотренных таким образом, не превышает 1,5% от их общего числа. Причина — на применение этой процедуры сейчас требуется согласие обеих сторон. Ответчики же, по словам председателя ВАС, даже по бесспорным делам о взыскании возражают, "потому что просто не хотят платить".

Поэтому главная новация проекта — лишение должника права возражать против упрощенного судопроизводства. При этом перечень дел, к которым может быть применена "упрощенка", существенно расширяется.

Сейчас она может быть применена к искам по задолженности за электроэнергию, воду, услуги связи, платежи по аренде; к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет имущественные требования истца; к искам к юрлицам на сумму до 20 тыс. руб. и индивидуальным предпринимателям — до 2 тыс. руб. Новая редакция поднимает эти пороги до 300 тыс. руб. для организаций и до 100 тыс. руб. для "индивидуалов". Одновременно на "упрощенку" переводятся дела о взыскании обязательных платежей и санкций (налогов и штрафов) на сумму до 100 тыс. руб., а также о привлечении к административной ответственности при сумме штрафа не выше 100 тыс. руб. К делам по корпоративным спорам, во избежание роста рейдерства и роста коррупции, упрощенную схему применять будет нельзя.

Упрощенные разбирательства будут происходить без вызова сторон, сроки представления доказательств и документов судом будут ограничиваться. При этом все документы будут размещаться на сайте арбитражного суда с возможностью доступа к ним только сторон. Для этого "бумажные" документы будут сканироваться — за это стороне спора придется платить госпошлину в размере 10 руб. за страницу. Решения по делам, рассмотренным в упрощенном порядке, будут подлежать немедленному исполнению, а срок на их апелляционное обжалование будет сокращен с месяца до десяти дней. "Все это приведет к тому, что в порядке упрощенного производства будет рассматриваться до 30-40% всех дел",— объявил Антон Иванов.

Поскольку проект написан с подачи президента, правительство "в целом" его поддержало, однако предъявило к нему существенные претензии. В частности, Белый дом указал, что невозможность для должника ходатайствовать о рассмотрении дела в "обычном" порядке "не в полной мере отвечает требованиям принципа состязательности и задачам правосудия". Кроме того, принятие судебного решения, подлежащего немедленному исполнению без точных сведений о том, что ответчик знает о появлении касающихся его документов на сайте суда и имеет к ним доступ, приведет к "принятию незаконных и необоснованных решений", полагает правительство. Кроме того, оно возражает против того, чтобы взимать деньги за сканирование документов под видом госпошлины — поскольку этот платеж можно требовать только за юридически значимые действия, но никак не за техническую услугу.

Из четырех думских фракций проект поддержала лишь "Единая Россия". Депутат Ян Зелинский (ЛДПР) заявил, что комфорт для судей создается за счет нарушения прав граждан. Андрей Крутов ("Справедливая Россия") отметил, что под "упрощенку" подпадет львиная доля административных дел, в также значительное число налоговых споров: "Малые предприятия в массовом порядке будут лишены права на полноценное участие в судебном процессе — их дела будут просто штамповаться арбитражными судами". Его коллега по фракции Алексей Митрофанов назвал вопрос "упрощенки" политическим: "Для ВАС это разгрузка судов, а для нас — недовольство избирателей".

Антон Иванов с наличием политической составляющей согласился, но объявил, что альтернативой варианту ВАС является развал судебной системы. "Тогда мы примем постановление, по которому судьи будут слушать дела в пределах научно обоснованной нормы нагрузки в 15-17 дел в месяц, и в арбитражный суд Москвы выстроится очередь длиной в пять лет",— сказал глава ВАС. Он подчеркнул, что ВАС не готов уступать правительству и депутатам по принципиальной норме проекта о том, что обязательное упрощенное производство не может прекращаться по заявлению должника. Остальные замечания он назвал "вполне устранимыми" к второму чтению законопроекта.

Источник: Коммерсантъ