Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

ФНС создает электронного инспектора

ФНС создает электронного инспектора

Федеральная налоговая служба (ФНС) планирует потратить почти 2,7 млрд рублей на запуск нового программного комплекса, который во многом заменит «живых» инспекторов. 

Новый комплекс будет оснащен интеллектуальными системами, полностью автоматизирующими процедуры налогового администрирования. Новая система получила название «Налог-3» и придет на смену запущенного еще в 2006 году информационного комплекса «Налог-2». Большая часть функционала системы должна заработать до конца текущего года. Окончательная приемка «электронного инспектора» намечена на 2014 год. 

— Обработка налоговой информации будет осуществляться по четко заданным алгоритмам в автоматическом режиме без участия сотрудников налоговых органов, — обещает Богданов. — Это расчет налогов, формирование и направление документов налогоплательщику, предварительный отбор налогоплательщиков для проверки и т. д.

В компетенции штатных инспекторов останутся только ввод данных и окончательное принятие решения — согласиться ли с мнением робота или отвергнуть его. В рамках новой системы будет реализован «Личный кабинет» для юридических лиц, благодаря которому руководство компании сможет бесплатно отправить декларацию (сейчас для этого необходимо заключить договор с частной структурой), провести зачет или возврат налогов, регистрацию или перерегистрацию фирмы, сверить платежи с бюджетом. 

Это значительно упростит взаимодействие между инспектором и руководством компаний, уверены в налоговой службе, так как фактически исключит их очные встречи. При этом ставшие привычными для многих сервисы — например, «узнай свою задолженность» — останутся. 

Первые заказы на новую систему были произведены еще в прошлом году: налоговики заказывали серверы, вычислительные модули и программное обеспечение для центров обработки данных. До конца этого года исполнитель должен закончить работы по интеграции информационных систем ФНС, провести тестирование и пуско-наладочные работы внутренней системы и ее внешних сервисов.

Всего с прошлого года ФНС объявила семь лотов для системы на общую сумму 2,66 млрд рублей. Откуда взялась такая сумма? Проектирование и разработка новой системы обошлись ФНС в прошлом году в 571 млн рублей. На новое оборудование и программное обеспечение для центров обработки информации в Нижнем Новгороде и Москве налоговая служба потратила 535 млн рублей (в этом году на покупку дополнительного оборудования запланировано потратить свыше 730 млн рублей). Создание аналитического и транзакционного сегмента системы обошлось в 227 млн рублей. Также в ходе обновления налоговая служба модернизирует компоненты существующей АИС «Налог-2» за 457 млн рублей. В ФНС подчеркивают, что речь идет о закупке оборудования и модернизации оборудования по всей России. При этом в ведомстве не сомневаются, что стоимость рыночная. Все-таки система будет обеспечивать решение 300 функциональных задач, функционирование 22 бизнес-процессов. Тогда как в других ведомствах сопровождение только одного из похожих бизнес-процессов, например ведение земельного кадастра, Росреестру обходится в более чем 700 млн рублей в год. 

— Стоимость сопровождения систем, аналогичных АИС «Налог», по данным сайта госзакупок, существенно выше, — говорит Богданов. 

Его коллеги таким суммам могут только позавидовать. 

— 2 млрд рублей — это огромные деньги, — полагает начальник управления информатизации Высшего арбитражного суда Игорь Соловьев. — Мы исходим из того, что создание новой сложной системы судопроизводства стоит около 200 млн рублей. 

В 2012 году поддержка внутренней информационной системы арбитражных судов обойдется бюджету в 50 млн рублей, а наполнение и техническая поддержка всех внешних публичных сервисов — предварительно в 11 млн рублей. 

— Масштабы арбитражной системы и налоговой совершенно разные, — парирует создатель ресурса opengovdata.ru Игорь Бегтин, — ведь фактически налоговики объединяют более 80 систем в одну, создают единую базу данных. Арбитражная система — только для организаций, а налоговая — для всех. Так что цена скорее объективная. Однако не может не вызывать опасений и создание единой базы данных — эдакого «большого брата», который о нас будет знать все.

C ним согласен и владелец ресурса liveinternet.ru Герман Клименко. 

— Если это будет реально хороший продукт, то на фоне 12 млрд, которые государство хочет потратить на видеовыборы, 2–3 млрд рублей за работающую систему — вполне рыночная цена, — уверен Клименко. 

В объединениях предпринимателей к инициативе ФНС относятся вполне позитивно. По мнению председателя налогового комитета «Опоры России» Михаила Орлова, если система заработает, то это значительно облегчит работу бухгалтерских служб компаний.

— Зная о ярко выраженной любви главы ФНС Михаила Мишустина к информационным технологиям, лично я верю, что он все это внедрит, — считает он. — Тот «Личный кабинет», который он сделал для физических лиц, работает более-менее хорошо, большая часть проблем юридических лиц со сдачей электронных деклараций сейчас тоже уже решена.

Источник: Известия