Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Средства не оправдывают цели

Средства не оправдывают цели

Минфин готовит масштабное перераспределение расходов в рамках бюджета — на 2012 год речь может идти о 1,8-3,5 трлн руб. Это отражено в "аналитическом распределении бюджетных ассигнований по государственным программам", разосланном Минфином главным распорядителям бюджетных средств. В последней версии этого документа доля госрасходов, для которых Минфин в год выборов президента не может найти программного и целевого соответствия, за неделю выросла в шесть раз — с 3,6% до 23% всех планируемых бюджетных трат.

В пятницу Минфин разослал в министерства и ведомства пакет документов для подготовки детальной росписи бюджета на 2012 год и плановый период 2013-го и 2014 годов. Как следует из письма вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, до главных распорядителей бюджетных средств доведены предельные объемы бюджетных ассигнований по ведомствам, ассигнования на реализацию ФЦП, прогноз доходов по главным администраторам и "аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по госпрограммам". Официально Минфин опубликовал только последний документ, содержания остальных в министерстве пока не комментируют — однако и "аналитическое распределение..." показывает, что основные расходы федерального бюджета-2012 уже "расписаны". Из документа следует, что Минфин произвел масштабное сокращение программно-целевой части бюджета в 2012 году на сумму от 1,8 трлн руб. до 2,6 трлн руб.

Напомним, что в 2010 году правительство готовилось перейти на программный бюджет уже в 2012-м, однако переход был отложен на год. Тем не менее в апреле этого года было решено одновременно с традиционными расчетами бюджета посчитать его и по программному методу. В настоящее время так рассчитываются только госинвестиции, распределяемые через ФЦП и ФАИП, составляющие около 2% расходной части бюджета, программа же по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года подразумевает "охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований". Вместе с ней в 2010 году Владимиром Путиным утвержден и перечень из 41 госпрограммы (ГП), который в 2011 году сократился до 40 — из него была исключена ГП организации и проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

На заседании правительства 7 июля (тогда Белый дом утвердил "Основные направления бюджетной политики" и основные характеристики бюджета на ближайшую трехлетку) Минфином были представлены первые "аналитические расчеты..." госпрограмм, предусматривающие в 2012 году концентрацию в ГП 96,4% всех расходов бюджета. В 2013 году доля госпрограмм в расходах бюджета оценивалась Минфином в 94,3%, что объясняется необходимостью уточнения данных "в соответствии с распределением предельных объемов бюджетных расходов по статьям классификации расходов бюджета".

Однако в последнем "Аналитическом распределении..." расходы на госпрограммы оказалось значительно меньше: теперь к 40 госпрограммам предлагается отнести только 77% всех бюджетных расходов 2012 года. Картину не улучшает даже решение Минфина перевести в программную часть бюджета расходы на судебную власть, прокуратуру, Совет федерации, Госдуму, управление делами президента и уполномоченного по правам человека — она увеличивается за счет них лишь до 83,6%. В реальных цифрах это означает, что Минфин не стал в 2012 году классифицировать по программному методу от 1,8 трлн руб. до 2,6 трлн руб. В расходной части бюджета 2013 года госпрограммы весят еще меньше — 72%, а расходы, которым не нашлось программных целей, могут составить от 2,7 до 3,4 трлн руб.

Заметим, что свои расчеты Минфин построил на базе расходов действующего трехлетнего бюджета, которые несколько ниже одобренных основных параметров на предстоящую трехлетку. Тем не менее в сопроводительных документах ведомствам сообщается, что "в аналитическом распределении отражены решения по перераспределению бюджетных ассигнований между госпрограммами, одобренные на согласительных совещаниях в правительстве и Минэкономразвития" — то есть в новых расходах бюджета за рамками госпрограмм в 2012 году может остаться уже от 2,8 трлн руб. до 3,5 трлн руб., а в 2013 году от 3,9 трлн руб. до 4,6 трлн. При этом подробной разбивки этих бюджетных ассигнований даже в год выборов президента ведомство Алексея Кудрина в публикацию не включило. В случае несогласия с таким распределением ведомствам предлагается обжаловать распределение в правительственной комиссии по бюджетным проектировкам (ее возглавляет премьер-министр Владимир Путин), но в очень ограниченные сроки — до 22 августа 2011 года.

 Источник: Коммерсантъ