Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

460 млрд руб. на улучшение бесплатной медицины застряли в Госдуме

460 млрд руб. на улучшение бесплатной медицины застряли в Госдуме

Без закона об охране здоровья Минздравсоцразвития не может израсходовать 460 млрд руб. на улучшение качества бесплатной медицинской помощи. Но в нынешнем виде проект, который должен быть рассмотрен во втором чтении, принимать нельзя, предупреждают эксперты.

Одна из главных идей законопроекта — стандартизация. Стандарты описывают, как и чем лечить пациента, в какой последовательности и насколько интенсивно. Стандарт своего рода чек на оплату государством медпомощи, объясняет представитель Минздравсоцразвития.

Министерство разработало 1700 новых стандартов, пока они носят рекомендательный характер. На их обязательное внедрение правительство в 2010 г. решило выделить 460 млрд руб. на 2011-2012 гг. (см. врез): на технологическое переоборудование, информатизацию, повышение зарплат медработникам. Но запустить процесс можно только после принятия закона об охране здоровья, говорит представитель Минздрава: «Сейчас пока делаем только ремонты». На ремонты перечислено 65,4 млрд руб.

Новые стандарты стали стоить в несколько раз дороже. Лечение инфаркта сейчас стоит 14 000 руб., а по новому закону — 68 000 руб., приводят пример в Минздравсоцразвития. Министерство провело в 19 регионах эксперимент, который показал, что расчетная стоимость новых стандартов в 2-10 раз выше, чем предполагалось, рассказывает проректор Высшей школы экономики Сергей Шишкин. Итогом эксперимента стала трансформация стандартов в более реалистичные, в среднем их стоимость выросла в 1,5 раза, говорит он: «Оказалось, нужны не только самые передовые технологии, но и учет экономических возможностей государства». Никогда государство не сможет предоставить каждому заболевшему лечение с использованием самых передовых технологий, его задача — обеспечить базовый уровень, считает Шишкин. А стандартизация повысит доступность бесплатной медпомощи, уверен он, ведь без стандартов часто невозможно проверить, на что ушли выделенные деньги.

Закон предполагает передачу полномочий по организации медицинской помощи с муниципального уровня на региональный, объясняет сотрудник Минздравсоцразвития: «Сейчас, бывает, не могут из одного села в другое “скорую” отправить».

Проект закона появился год назад — и тут же встретил шквал критики со стороны врачей, активных граждан и предпринимателей из-за недостатков самого разного рода — от противоречий Конституции и международным нормам до коррупциогенности и плохого русского языка (например, определение медицинской деятельности включало в себя «заготовку органов и тканей»). Минэкономразвития покритиковало законопроект — в частности, за лазейки, способствующие возникновению необоснованных бюджетных расходов, чрезмерные административные ограничения. А «Опора России» заметила, что законопроект основан на советской модели здравоохранения и никакой модернизации способствовать не может. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль обвинил сотрудников Татьяны Голиковой в непрофессионализме в присутствии премьера Владимира Путина. Тем не менее закон поступил в Госдуму, набрав ко второму чтению 122 страницы поправок. Второе чтение вчера перенесли на день, председатель Госдумы Борис Грызлов не исключил, что лучше и вовсе отложить на осень — так, как предлагает Рошаль. «Мы стали более глубоко изучать ситуацию», — объяснил Грызлов: например, оказалось, что к закону нужны нормативные акты правительства.

Закон гарантирует получение бесплатной медпомощи по программам госгарантий, право на платную помощь (она не должна подменять собой то, что гражданину положено бесплатно) и закрепляет организацию и контроль качества медпомощи за Минздравом. Финансируются расходы на медицину из средств ОМС, бюджетов всех уровней, средств граждан, а также благотворительных организаций.

Из 460 млрд руб. на обеспечение стандартов предусмотрено 136 млрд руб., этих денег может не хватить, понадобится минимум втрое больше, приводит расчеты директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович. Стандарты финансово не обеспечены, а крайними будут врачи, бьет она тревогу: они не смогут обеспечивать гарантированный государством перечень бесплатной медпомощи или начнут брать с пациентов деньги. Принятие такого закона безответственно, говорит Попович. Пока в законе не указано, что должно быть платным, а что — бесплатным, его принимать нельзя, указывает Рошаль. Закон даже не содержит финансово-экономического обоснования, рассказывает о претензиях Минфина его чиновник. Впрочем, обоснование есть, но расчетов в нем нет.

Источник: Ведомости