Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Снижения акцизов на бензин в ближайшие годы не будет

Снижения акцизов на бензин в ближайшие годы не будет

Инициатива ФАС ввести «плавающие» акцизы на топливо не нашла поддержки у Минфина. Ведомство Алексея Кудрина опасается, что появятся новые схемы ухода от уплаты налогов.

 Тот факт, что вместе с ростом мировых цен на нефть растут и внутренние российские цены на бензин, давно возмущает отечественных автолюбителей. Чуть больше месяца назад, в конце мая, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила правительству внести поправки в Налоговый кодекс, которые бы облегчили решение проблемы.

Идея сводилась к тому, чтобы снижать акцизы на нефтепродукты, когда нефть на мировых рынках стоит больше $90 за баррель. Чем дороже нефть, тем больше снижать. Cтавки должны были устанавливаться с 1-го числа каждого месяца с учетом средней цены на нефть марки Urals. Таким образом предполагалось справиться с желанием нефтяников отправлять большую часть нефтепродуктов на экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок.

Но предложения ФАС не устроили Министерство финансов. «Невозможно администрировать налог, ставка которого ежемесячно меняется, — пояснила «Известиям» замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Нина Нечипорук. — Это косвенный налог, он не возмещается из прибыли предприятия и не влияет на уровень затрат».

По ее словам, даже если снизить акциз на продукт, который на рынке пользуется спросом, то никакой производитель цену снижать не будет, и своей цели ФАС не достигнет. Кроме того, акциз составляет максимум 15% от розничной цены, поэтому конечная стоимость товара не может быть снижена существенно и ощутимо для покупателей, считает Нечипорук.

Боятся в Минфине и за стабильность поступлений. «Мы сейчас решаем задачу по созданию дорожного фонда, и деньги от акцизов идут именно туда», — говорит Нечипорук.

«Инициатива ФАС действительно может внести некоторую неразбериху на рынке нефтепродуктов, — считает аналитик ИК «Финам» Александр Еремин. — У нефтяников при этом будет обоснованный повод завышать стоимость нефтепродуктов, закладывая в цену премию за риск». «Вряд ли эта схема будет работать. Даже сейчас при ослаблении цен на нефть компании не снижают своевременно цены в рознице», — соглашается аналитик ТКБ «Капитал» Евгения Дышлюк.

Еремин видит и еще один недостаток «плавающих» акцизов на нефтепродукты. При их введении будет срабатывать так называемый эффект «ножниц Кудрина». Сейчас он возникает при изменении экспортных пошлин: когда цены на нефть уже упали, ставки еще не успевают снизить, так как они привязаны к цене месячной давности. Так же может получиться и с акцизами.

А вот участники рынка выступают на стороне ФАС. По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, любое снижение акцизов — это благо. Поскольку рост налоговой нагрузки — одна из основных причин подорожания топлива. Только в этом году из-за увеличения акцизов стоимость бензина выросла на 1,5 рубля. И если не предотвратить запланированный рост акцизов на 2012-й и 2013 год, то бензин снова подорожает, уверен Аркуша. По словам Нечипорук, дополнительных повышений акцизов на топливо в 2012-м и 2013 году уже не будет. Кроме тех, что уже запланированы бюджетом.

Министерство энергетики, получив предложения ФАС, тоже подготовило формулу расчета ставок акцизов на бензин и дизельное топливо. В этом ведомстве предложили учитывать курс доллара и размер экспортной пошлины, а также качество нефтепродуктов. Но против самой идеи «плавающих» акцизов в Минэнерго не возражают. Предлагая только снижать их, когда нефть стоит дороже $100 за баррель.

Формула Министерства энергетики тоже не устраивает Минфин. «Недостаток их предложения в том, что они предлагают одновременно повысить акцизы на продукты более низких классов и снизить на самые высокие», — объяснила Нечипорук. Удельный вес низких классов на рынке не превышает 5%. Если повысить ставки только на 2—3-й класс, то фактически вырастут акцизы на все марки бензина.

В Минфине и Минэкономразвития считают, что главное, что поможет справиться с топливным кризисом, — это развитие конкуренции. То есть надо создавать центры независимой добычи и нефтепереработки, чтобы уменьшить влияние крупных вертикально-интегрированных компаний на рынок.

Источник: Известия