Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

ФНС России разъяснила преимущества досудебного аудита для налогоплательщиков

ФНС России разъяснила преимущества досудебного аудита для налогоплательщиков

Процедура обязательного досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по решениям налоговых органов существует уже более 2 лет и официальные данные свидетельствуют о высоких показателях результативности досудебной работы налоговых органов.

Согласно статистическим данным за 1 кв. 2011 года из общей суммы рассмотренных в судах исковых требований (67,5 млрд руб.) сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов составила 36,8 млрд руб. (55%). По сравнению с 1 кварталом 2010 года этот показатель вырос более чем на 10%. При этом эффективность работы, в том числе досудебного аудита, позволила уменьшить количество судебных споров с участием юридических лиц по сравнению с 1 кварталом 2010 года с 17,3 тыс. дел до 14,5 тыс., более чем на 2,5 тыс. судебных дел.

«Система досудебного аудита направлена не только на снижение судебной нагрузки, но и выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, которые в дальнейшем устоят в суде», – отмечает заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов.

В среднем по России около 40% жалоб при их рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворяются. В 1 квартале 2011 года соотношение количества рассмотренных и удовлетворенных жалоб составило 42%. По результатам рассмотрения жалоб в 1 квартале 2011 года удовлетворено требований налогоплательщиков на 16,6%. В рамках досудебного урегулирования споров снизилось количество жалоб, предъявляемых налогоплательщиками налоговым органам в 1-м квартале 2011 года по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 20%.

«Данные показатели свидетельствуют о переходе от формального к более качественному и профессиональному досудебному аудиту, эффективности администрирования, о снижении нагрузки судебной системы и о повышении уровня доверия со стороны налогоплательщиков к системе досудебного обжалования», комментирует Сергей Аракелов.

Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений. В частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. У налогоплательщика имеется возможность оспорить решение налогового органа до обращения в суд, а при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Сергей Аракелов считает, что необходимы изменения, которые могут повысить качество досудебного урегулирования споров и сократить судебные издержки:

совершенствование и законодательное оформление стандартных форм, сопровождающих процедуру рассмотрения досудебного урегулирования споров;

внедрение новых инструментов реализации и процедуры досудебного урегулирования споров, предоставление дополнительных прав сторонам спора, рассмотрение дополнительных доказательств;

активизация работы по внедрению электронного документооборота.

 

Источник: Федеральная налоговая служба