Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новая цель налоговиков

Новая цель налоговиков

В ФНС переосмыслена методика оценки эффективности работы, рассказали сотрудники центрального аппарата службы: в феврале утвержден новый приказ о ежегодном премировании налоговиков.

Раньше сотрудники ориентировались на жесткий контроль, доначисления проводились в любом возможном случае, говорит сотрудник ФНС: «Главным критерием был объем доначисленного после проверки». В новом приказе доначисление — только первый этап, продолжает он, учитываются решение инспекции, результаты его обжалования в порядке досудебного аудита (занимаются региональные управления, по решениям межрегиональных инспекций — сама ФНС. — «Ведомости»), затем в суде и, наконец, взыскание средств в бюджет: «То есть важны обоснованность решений и собранная доказательная база».

Премии могут быть существенной добавкой к жалованью налоговика. В 2007 г. они составляли от 10 000 до 1 млн руб. — при средней зарплате по налоговой службе примерно 13 000 руб. в месяц с учетом надбавок. В последующие годы премия могла достигать нескольких сотен тысяч рублей, но эта сумма выплачивалась в течение года, а не сразу, говорит сотрудник налоговых органов.

По данным ФНС, среднемесячное денежное содержание налоговика — 20 000-25 000 руб., среднемесячная премия — 6100 руб.

Проверки будут проводиться тщательнее, инспекторам придется собирать такие доказательства, чтобы дело не развалилось в суде, рассчитывает замруководителя ФНС Сергей Аракелов, к тому же инспекции должны будут уже на стадии проверки заботиться о взыскании доначисленных налогов и санкций, чтобы не получилось, что после выигрыша в суде с компании и ее бенефициаров нечего взять.

В той же логике написан приказ от 9 февраля о представлении интересов налоговых органов в судах, говорят собеседники «Ведомостей», его цель — уменьшить количество судебных дел, заведомо проигрышных для налоговых органов (см. врез).

Эти решения уже начали сказываться на улучшении статистики, сообщил сотрудник ФНС. В I квартале 2011 г. в налоговые органы поступило 12 104 жалобы — на 18% меньше, чем за I квартал 2010 г., следует из отчета ФНС.

Число судебных споров сократилось на 16% и составило 14 500, суды признали 55% доначисленных налоговиками сумм (36,8 млрд руб.), что лучше прошлогодних показателей на 12 процентных пунктов. Несколько последних лет этот показатель всегда был меньше 50% — если не учитывать поступление налогов от ЮКОСа в 2007 г. Высший арбитражный суд ведет статистику по полугодиям, так что подтвердить или опровергнуть тенденцию можно будет в конце июня, говорит представитель суда.

По итогам квартала делать выводы рано, считает президент «Опоры» Сергей Борисов, хотя жалоб на действия налоговиков действительно стало меньше. В ФНС понимают, что система работала с большими издержками для бизнеса и несоразмерной издержкам эффективностью, полагает он, отсюда поиск новых форматов. По мнению Борисова, в ФНС понимают, что надо сокращать контроль за малым бизнесом, особенно работающим на упрощенных системах налогообложения, переводя освободившиеся силы на более крупных налогоплательщиков.

Если рассчитывать, что налоговики ведут себя честно, то логика реформы правильная, считает руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. В чем причина сокращения жалоб и споров, пока сказать трудно, рассуждает он: острая фаза кризиса прошла, денег у бизнеса стало больше, отсюда также идет сокращение споров. Сами налоговые органы сейчас — в отличие от 2009 г. или даже начала 2010 г. — в табеле раздражителей бизнеса на 6-7-м месте, гораздо больше нареканий вызывает законодательство, особенно повышенные страховые взносы, заключает Данилов-Данильян.

Источник: Ведомости