Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Трансфертные цены

Трансфертные цены

Минфин переработал законопроект о контроле за трансфертными ценами. Поправки разрешают налоговикам пересчитывать цены сделок только в судебном порядке и сужают круг контролируемых операций

В первом чтении Госдума приняла законопроект еще весной 2010 г., но потом документ увяз в согласованиях. Претензии были у всех — у чиновников, участвовавших в согласовании, у налоговиков, консультантов, у крупного бизнеса. Критики поправок называли их непонятными даже для экспертов, призывали пересмотреть круг контролируемых сделок, методы определения рыночных цен, растолковать алгоритм их применения. «Претензий так много, что если Минфин решит, как положено, согласовать проект с бизнесом и учесть все замечания, то документ никогда не примут», — шутил топ-менеджер крупного холдинга. Новый вариант не претерпел концептуальных изменений, но отдельные положения Минфин поправил.

Проект сужает круг контролируемых операций по сравнению с действующей статьей 40 НК. Главной целью налоговиков становятся внешнеторговые и внутренние операции между взаимозависимыми лицами. Инспектора смогут пересчитать цены, даже если родственные компании заключают сделки через цепочку независимых посредников. В поправках три группы контролируемых внутренних сделок: на сумму от 1 млрд руб. в год с одним контрагентом, если сторона платит НДПИ по адвалорной ставке или применяет различные льготные системы налогообложения (последние два случая — при операциях на сумму от 60 млн руб.). Есть и два случая обязательного контроля трансграничных операций: с биржевым товаром (нефть, нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни) или с офшорной компанией. Но внешние сделки будут избавлены от контроля, если их объем с одним контрагентом не превышает за год 60 млн руб.

Крупнейшие налогоплательщики смогут избежать контроля: им предоставляется возможность за 1,5 млн руб. заключить с государством на три года соглашение о ценообразовании. Не станут налоговики проверять и цены сделок между компаниями крупных холдингов, которые перешли на консолидированную уплату налога на прибыль (этот законопроект еще не принят, чиновники Минфина говорили, что им на первом этапе смогут воспользоваться лишь около 10 компаний).

Инспектора могут пересчитать цены, которые им кажутся нерыночными, и доначислить налоги только в судебном порядке, следует из поправок, сейчас достаточно решения инспекции по результатам проверки. ФНС уже рекомендует сотрудникам обращаться в суд — например, чтобы переквалифицировать сделку, рассказывает сотрудник налоговых органов: так поступают инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, которых и коснется новый механизм контроля трансфертных цен.

Для проверки цен инспекторам предлагается использовать один из пяти методов: сопоставимых цен (если есть общедоступные сведения), сравнить с ценами последующих сделок или сопоставимых по рентабельности, с затратами либо проверить, как бы распределялась прибыль между независимыми контрагентами. При этом компании вправе использовать любые источники информации, например биржевые цены, таможенную статистику, официальные материалы органов власти.

Представитель Минфина не смог прокомментировать проект. Компании смогут доказывать, что цена сделки рыночная, применяя любые, а не только описанные в законе методы, говорит партнер E&Y Евгения Ветер. А вот инспекторам запрещено использовать информацию о ценах других компаний, недоступную проверяемой организации, добавляет она.

Новая версия лучше проработана и либеральнее к бизнесу, считает директор PwC Светлана Стройкова: так, штраф в 40% начинает действовать только с 2014 г., ограничены сроки проверки в первые годы действия закона (например, 2012 год налоговики смогут проверить только в 2013 г.). По прежнему варианту штраф в 40% грозил за любое нарушение, теперь — при соблюдении трех условий: нужно ошибиться в ценах, не задокументировать это и не сотрудничать с налоговиками, согласен сотрудник нефтяной компании. Но не решена основная проблема, считает он: у крупных компаний могут быть сотни видов деятельности, выделить рентабельность по каждому невозможно, а значит, будут постоянные споры. Вариант, принятый в первом чтении, был с перекосом в сторону налоговых органов, новый более мягкий, говорит сотрудник «Газпрома»: «Хотя и с таким вариантом мы не согласны, но он уже не пугает, его можно обсуждать».

Учтен ряд предложений депутатов и экспертов, говорит зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. Но так как депутаты и бизнес были отключены от работы с ноября, предстоит подробно изучить текст Минфина, прежде чем давать заключение, замечает он. По его мнению, основная цель закона — чтобы деньги не выводились из страны, а контроль внутренних сделок лишен смысла.

Источник: Ведомости