Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

ЕСН заменен на страховые взносы: как эта реформа сказалась на бизнесе?

ЕСН заменен на страховые взносы: как эта реформа сказалась на бизнесе?
В мае-июне 2010 года прошел второй раунд опроса, посвященного адаптации компаний к введению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и отмене преференций и льгот по их уплате.  В этом опросе приняли участие и мурманские предприятия.
С 1 января 2010 года в РФ произошла замена Единого социального налога на страховые взносы во внебюджетные социальные фонды. Одновременно часть компаний лишились преференций, в том числе в связи с отменой регрессивной шкалы ЕСН. РСПП отмечал риски для компаний, связанные с поспешной административно-документальной подготовкой этого перехода, возможным ростом административного давления, а также вероятным отрицательным влиянием на рентабельность и фонд оплаты труда.
Для проверки выдвинутых опасений РСПП провел опрос компаний. Цель опроса - определение комфортности работы в условиях перехода от уплаты ЕСН к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также выявление проблем, связанных с администрированием уплаты этих взносов. Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области провел региональный этап опроса, результаты которого были включены в федеральную статистику.
Результаты исследования показали, что предварительные оценки последствий реформы для бизнеса, данные в прошлом году, в целом оказались верны:
1. Возникали затруднения в получении нормативных документов, а также в работе с новыми формами отчетности;
2. Переход от ЕСН к страховым взносам в целом не повлиял на отношения с налоговой службой, но усложнил контакты с Пенсионным фондом;
3. Участились проверки, связанные с переходом к страховым платежам.В частности, 15% компаний связывают увеличение числа проверок с переходом к системе страховых платежей, 9% опрошенных отмечают увеличение сроков проверок и 15% - увеличение объема проверяемой документации. При этом трудоемкость расчетов налогообложения и численность персонала компаний, непосредственного занятого расчетами налогообложения и страховых платежей, не изменились.
4. Рентабельность снизилась в каждой пятой компании. Причем, 21% опрошенных связывают снижение рентабельности производства с произошедшими изменениям в системе налогообложения, 6% заявили об увеличении рентабельности и 73% компаний затруднились с выявлением такой тенденции;
В каждой третьей компании выросли затраты на персонал.
По итогам квартала оценить тенденцию изменения нагрузки на фонд заработной платы смогли лишь 68%. Из них затраты на персонал у 35% опрошенных компаний увеличились, а у 9%- снизились.
Нагрузка на ФОТ немного снизилась в секторе банковских услуг, но в меньшей степени, чем ожидалось этими же компаниями ранее (опрос, проведенный РСПП осенью 2009г.). Это снижение связывается с более высокой долей высокооплачиваемого персонала и высокими средними зарплатами в финансовом секторе.
Нагрузка на ФОТ увеличилась в ряде секторов экономики:
в промышленном секторе, в частности, химической, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности и ряде других производств с высокой степенью добавленной стоимости, в секторе транспортных и логистических услуг. Металлургические компании пока не смогли оценить реальное влияние перехода от ЕСН к страховым платежам. В авиационной промышленности с низкой долей высокооплачиваемых работников (менее 5%) нагрузка осталась на прежнем уровне, хотя по прошлогодним оценкам ожидалось увеличение объема расходов затрат на персонал.
Нагрузка на малый бизнес повысилась
В выборку вошло относительное небольшое число таких компаний, поэтому распространение результатов опроса на весь сектор малых предприятий преждевременно. Тем не менее, 75% компаний с численностью до 50 человек отмечают увеличение нагрузки на фонды заработной платы. При этом компании с численностью до 50 человек и низкой долей работников, зарплата которых превышает 415 тысяч рублей в год отмечают повышение рентабельности и снижение объема расходов на персонал.
Что можно срочно улучшить?
Для оптимизации работы компании считают необходимым:
- определить порядок возврата (зачета) переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование, на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсий администратором платежей (Пенсионным фондом РФ) образовавшихся по итогам 2009 года и числящихся в налоговой инспекции;
- определить порядок получения справок о состоянии расчетов из пенсионного фонда и Фонда социального страхования в электронном виде с использованием автоматизированной системы.
Комментарий президента Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александра Лебедева:
-У нас были опасения, связанные с администрированием в процессе перехода от ЕСН к страховым выплатам. Заранее мы заключили соглашения с фондами, и была сформирована рабочая группа, которая могла бы оперативно решать возникающие проблемы в процессе данного перехода. Но все прошло достаточно гладко, и особых проблем выявлено не было. Особую благодарность хочется выразить руководителям Мурманских отделений Фонда социального страхования и Пенсионного фонда, а также ТФОМС по Мурманской области за серьезную подготовительную и разъяснительную работу в преддверии данного перехода. Что касается последствий, то уже сейчас мы действительно наблюдаем увеличение нагрузки на ФОТ большого количества предприятий и организаций, и, как следствие, снижение рентабельности, что собственно и подтверждается опросом. Особую озабоченность у нас вызывает 2011 год, когда произойдет переход на уплату страховых выплат суммарно по более высокой ставке -34%, а у компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения, – 26%. Естественно, что это приведет к существенному увеличению нагрузки на бизнес в текущих – непростых и нестабильных экономических условиях. Мы будем продолжать вести работу через РСПП по отстаиванию позиции, связанной с отсрочкой введения повышенных ставок по страховым выплатам, как минимум, до 2012 года.