Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

ФНС берет с проверяемых не числом, а умением

ФНС берет с проверяемых не числом, а умением

Согласно обнародованной отчетности ФНС России, за последние пять лет число выездных налоговых проверок компаний сократилось почти в три раза: с 220 тыс. в 2005 году до 86 тыс. в 2009-м. Пропорционально снизился и охват налогоплательщиков такими контрольными мероприятиями — если в 2005 году инспектора наведались к 3,9% предприятий от их общего числа, то в 2007-м — к 1,7%, а в 2009-м — к 1,3%. Результативность проверок (доля визитов, заканчивающихся доначислениями) при этом росла — с 90% в 2005 году до почти предельных 99,7% в 2009-м. Стремительно росли и доначисления. В 2005 году сумма поступлений на одну проверку составляла 350 тыс. руб., в 2007 она возросла до 1 млн руб., а по итогам 2009 года — увеличилась до 1,72 млн руб. Для сравнения: камеральные проверки (работа с запрошенными у компаний документами) "на выходе" приносит не более 2 тыс. руб. доначислений на одну проверку.

ФНС объясняет эту разнонаправленную динамику тем, что начиная с 2005 года "служба проводит политику отказа от тотального контроля и ориентирует контрольную работу на зоны риска и выявление схем". Достигается это за счет предпроверочного анализа деятельности компаний и с помощью целого ряда внутренних информационных ресурсов ФНС, запущенных службой в последние годы. Фактически, отправляясь с инспекцией, налоговики сейчас точно знают, что обнаружат. Один из помогающих им в этом — ресурс "Досье рисков", с помощью которого проверки могут автоматически назначаться в зависимости от уровня налоговых рисков в проверяемой компании.

В ФНС гордятся, что выездными проверками в 2009 году в РФ были охвачены всего 1,3% от общего количества налогоплательщиков. Проанализировав состояние этого показателя у налоговых администраций 29 крупнейших стран, служба пришла к выводу, что Россия находится на 12-м месте. Минимальный охват выездными проверками — в Финляндии, Франции, Корее — 0,1% от общего числа компаний. В Великобритании этот показатель составляет 0,5%, в Германии — 1,6%, в США — 2,4%, в Швеции — 7,3%. Наихудший (для налогоплательщиков) показатель — у Польши (17,6%).

Отметим, что доначислить налоги — это лишь полдела, надо еще суметь взыскать их с компаний, с которых во многих случаях "взять" бывает уже нечего. С этим показателем у ФНС ситуация несколько похуже. Доля взысканных налогов в общей сумме доначисленных растет, но медленно: в 2007 году она составляла 44%, в 2008-м — 45,2%, в 2009-м — 47%.

Источник: Коммерсантъ